Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
методическая разработка по психологии (6 класс) на тему

Закатеева Марина Анатольевна

О пубертатном периоде (от лат. pubertas, pubertatis — возмужалость, половая зрелость) известно, конечно, всем, в том числе и родителям подростков. Известно, что этот период у девушек и юношей совпадает лишь частично (12–16 лет у девушек и 13–17 лет у юношей, хотя может и выходить за эти возрастные пределы). Известно также, что это время полового созревания и ускорения физического развития. Половое созревание — это период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_podrostkovogo_vozrasta_-_6-8_kl.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

8 классы

Цель: повысить уровень психологических знаний у родителей об особенностях подросткового возраста

Задачи:

- дать характеристику особенностей подросткового возраста;

- описать процесс морфологической и физиологической  перестройки организма;

- познакомить родителей с основным видом деятельности (общение) и новообразованием (чувство взрослости) подростков;

- сформулировать основные способы взаимодействия родителей с детьми, дать рекомендации.

Форма проведения собрания: лекция.

Продолжительность выступления: 30 минут.

Подросток – какой он?

10-15 лет

Морфологическая и физиологическая

перестройка организма

Чувство взрослости

Становление нового типа  взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

        Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Схема

 физиологической и морфологической

перестройки организма

подростка

        При развитии вторичных половых признаков появляется ощущение собственной взрослости, или так называемое «чувство взрослости». Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется  в желании, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими идет на конфликт, отстаивая свою собственную, «взрослую» позиции. Чувство взрослости проявляется  и в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Обостренное чувство взрослости и чувство собственного достоинства приводит к тому, что подросток осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Это приводит к тому, что подросток:

- СОПРОТИВЛЯЕТСЯ требованиям, ограничивающим его самостоятельность («не маленький»);

- ОБИЖАЕТСЯ и протестует;

- ПРЕТЕНДУЕТ на:

                а) уважение его личности и человеческого достоинства,

                б) доверие,

                в) предоставление самостоятельности;

- ДОБИВАЕТСЯ равноправия со взрослыми.

        И родители, и педагоги, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития подростка.

        Необходимо понять, что у подростка есть свои проблемы. Понять – это значит управлять. Научитесь понимать, научитесь управлять поведением подростка. Как это сделать?

  • Необходимо ставить подростка в позицию самостоятельности: он сам должен  что-то сделать и столько, сколько он сможет (Но все должно быть в рамках разумного, в допустимых пределах этики, морали и т.д.).
  • Любой результат, даже самый незначительный, хорош, его надо оценить.
  • Радость успеха порождает у подростка желание сделать лучше, стать лучше.
  • Взрослый должен опираться на положительное в подростке, а не бороться с его недостатками.

Много можно рассказать об особенностях подросткового возраста. Более подробную информацию вы можете найти в книге отечественного психолога Б.С.Волкова «Психология подростка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании «Подростковый возраст»

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти ...

Родительское собрание "Подростковый возраст"

1. Что такое подростковый возраст?2. Черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте.3. Чувства взрослости.4. Кто такой подросток?5. Эмоциональная поддержка.6. Личность подростка и семья.7....

Родительское собрание "Подростковый возраст"

Родительское собрание на тему «Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы»....

Родительское собрание "Подростковый возраст"

Родительское собрание прводилось для родителей 7 класса с целью обратить внимание на трудности переходного возраста....