Материал для Родительского собрания "Лекция "Особенности семиклассников"
консультация по психологии на тему

Кузьмина Марина Валентиновна

 

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.
Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
 Эту тему необходимо обсудить с родителями, чтобы не было  невыясненных вопросов " Почему он(она) стали такими? Почему они  изменились и не похожи на себя прежних?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности младших подростков

Слайд 2

Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка) Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости.

Слайд 3

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения; развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти. Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения

Слайд 4

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе). В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.

Слайд 5

Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования: У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).

Слайд 6

Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку, не расстаются с Интернетом. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач, компьютерные игры в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.

Слайд 7

Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте). Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.

Слайд 8

Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.

Слайд 9

Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.

Слайд 10

Основные задачи развития в этот период: формирование нового уровня мышления , логической памяти, избирательного, устойчивого внимания; формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов; формирование интереса к другому человеку как к личности; развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;

Слайд 11

развитие чувства взрослости; развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания; развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.

Слайд 12

Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 1. Появление чувства взрослости Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости 2. Начало "ценностного конфликта" Отстаивание собственного понимания взглядов на мир. Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают. Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям.

Слайд 13

Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 3. Новый период в нравственном развитии Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь). Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументировано 4.Потребительское отношение к взрослым. Желание проверить равенство прав со взрослыми. Расширение своих прав и сужение своих обязанностей. Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность).

Слайд 14

Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 5. "Право на родителей" Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят. Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви. Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими.. 6. Недостаточный опыт общения Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение. Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания

Слайд 15

Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 7. Развитие самооценки Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения. Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету. Использование "эффекта Розенталя". 8. Потребность говорить о себе. Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства. Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах

Слайд 16

Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 9. Учение обретает личностный смысл. Формируется интерес к какой-либо деятельности Отсутствие учебной мотивации. Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. 10. Познавательная активность Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы. Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба Формировать воспитывающую образовательную среду.

Слайд 17

Особенность, черта характера Положительное проявление Отрицательное проявление Воспитательное воздействие 11. Формирование понятийного мышления Формируется научный язык, умение логически мыслить Непонимание значения самых распространен-ных слов. Давать определение понятий, добиваться полного понимания.

Слайд 18

Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте. "Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются. "Дефицит успеха" - ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы. "Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.

Слайд 19

Л. ВЫГОТСКИЙ «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами.»

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности семиклассников

Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.
Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
В седьмом классе возникают первые половые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений. Наиболее частыми жалобами родителей в этот возрастной период являются жалобы на чрезмерное внимание подростков к своей внешности, на чрезмерную озабоченность сексуальными проблемами , на ранний сексуальный опыт. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.
Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.
Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана особая подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен. Внешность сверстников и собственная внешность в глазах подростка имеют очень большое значение. Это характерно практически для всех категорий подростков, различных подростковых групп. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, а главное – несовпадение с эталонами подростковой группы имеет громадное значение для самооценки подростков.
Сильные отклонения в физическом развитии от бытующего среди подростков «стандарта» относятся к факторам риска. Такие подростки более, чем их благополучные сверстники, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость от окружения – в формах подчинения ему или бунта против него. В этот период для подростков остро встают половые проблемы. Поэтому очень важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на эту тему. Школьник должен научиться смотреть на эту сферу как на одну из значимых для счастливой жизни человека. За демонстративными рассказами подростков о собственном сексуальном опыте часто скрывается переживание неуверенности в этой сфере. Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт демонстрируется подростком взрослому. Обычно это является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремление доказать свою взрослость, с другой – привычное ожидание помощи от взрослого. За случаями, когда подросток намеренно придумывает истории о своем сексуальном опыте, пытаясь таким образом утвердить свою взрослость, обычно скрываются трудности самоутверждения. Среди школьников это широко распространено.
Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.

 Американский психолог Р. Розенталь (Robert Rosenthal)

Эффект Розенталя — эффект исполнения предсказаний

Эффект Розенталя (или эффект Пигмалиона) — это психологический феномен, который заключается в том, что если человек твердо убежден в верности какого — то пророчества, то своими действиями он способствует исполнению этого пророчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Материал для родительского собрания

Рекомендации для родителей, которые помогут подготовить выпускников 4-х классов к итоговым проверочным работам....

Материал к родительскому собранию "Конфликты с ребенком: причины и их решение".

Можно использовать в качестве раздаточного материала на родительском собрание....

Материал к родительскому собранию по теме «Ответственность и дисциплинированность детей».

В работе рассматриваются основные пути формирования в детях ответственности и дисциплинированности....

Материал к родительскому собранию по теме «Эгоизм детский. Избалованные дети».

Эгоизм детский - наиболее явное проявление индивидуализма во взаимодействии ребенка с окружающими, корыстное к ним отношение. В работе приводятся рекомендации для родителей, как можно искоренить в дет...

Материал к родительскому собранию "Родительская любовь и воспитание"

Цель проедения родительского собрания на тему "Родительская любовь и воспитание":1. выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;2. помочь родителям проанализировать свое родительское...