Диагностика суицидального поведения подростков.
тест по психологии (5 класс) на тему
Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом они позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.
При выборе пакета методик мы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, субъективное чувство одиночества, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.
Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, тест на одиночество Д. Рассела и М. Фергюсона, метод «Незаконченные предложения» в сокращеном варианте.
Также предлагается готовый двухсторонний бланк и примерный образец справки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест на одиночество Д. Рассела и М. Фергюсона | 22.39 КБ |
Г.Айзенк "Самооценка психических состояний" | 18.32 КБ |
Бланк опросника | 23.41 КБ |
Образец справки | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест на одиночество.
Методика субъективного ощущения одиночества
Д. Рассела и М. Фергюсона
Описание: Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.
Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.
Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.
В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.
Тест насколько ты одинок? Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона:
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Текст опросника (вопросы).
№ |
Утверждения |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 | Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|
|
|
|
2 | Мне не с кем поговорит |
|
|
|
|
3 | Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|
|
|
|
4 | Мне не хватает общения |
|
|
|
|
5 | Я чувствую, будто никто не понимает меня |
|
|
|
|
6 | Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне |
|
|
|
|
7 | Нет никого, к кому бы я мог обратиться |
|
|
|
|
8 | Я сейчас больше ни с кем не близок |
|
|
|
|
9 | Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи |
|
|
|
|
10 | Я чувствую себя покинутым |
|
|
|
|
11 | Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает |
|
|
|
|
12 | Я чувствую себя совершенно одиноким |
|
|
|
|
13 | Мои социальные отношения и связи поверхностны |
|
|
|
|
14 | Я умираю от тоски по компании |
|
|
|
|
15 | В действительности никто как следует не знает меня |
|
|
|
|
16 | Я чувствую себя изолированным от других |
|
|
|
|
17 | Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
|
|
|
18 | Мне трудно заводить друзей |
|
|
|
|
19 | Я чувствую себя исключенным и изолированным другими |
|
|
|
|
20 | Люди вокруг меня, но не со мной |
|
|
|
|
Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1 и «никогда» — на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.
Интерпретация
высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,
от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества,
от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.
Чувства, которые ассоциируются с одиночеством
Факторный анализ эмоциональных состояний одинокого человека
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | Фактор 4 |
отчаяние | депрессия | невыносимая скука | самоуничижение |
Отчаяние | Тоска | Нетерпеливость | Ощущение собственной непривлекательности |
Паника | Подавленность | Скука | Никчемность |
Беспомощность | Опустошенность | Желание к перемене | Ощущение собственной глупости |
Напуганность | Изолированность | Скованность | Застенчивость |
Утрата надежды | Жалость к себе | Раздражительность | Незащищенность |
Покинутость | Меланхолия | Неспособность взять себя в руки | Отчужденность |
Ранимость | Тоска по конкретному человеку |
|
|
Факторный анализ причин одиночества
Фактор 1: | Фактор 2: | Фактор 3: | Фактор 4: | Фактор 5: |
свобода от привязанностей | отчужденность | уединенность | вынужденная изоляция | перемена места |
Отсутствие супруга | Чувствую себя «белой вороной» | «Прихожу домой в пустой дом» | Привязанность к дому | Пребывание вдали от дома |
Отсутствие партнера | Непонимание со стороны других | «Всеми покинут» | Прикован к постели | Новое место работы или учебы |
Разрыв отношений с супругом, | Никчемность |
| Отсутствие средств | Слишком частые переезды или передвижения |
| Отсутствие близких друзей |
|
| Частые разъезды |
Факторный анализ реакций на одиночество
Фактор 1: | Факто 2: | Фактор 3: | Фактор 4: |
печальная пассивность | активное уединение | прожигание денег | социальный контакт |
Плачу | Учусь или работаю | Транжирю деньги | Звоню другу |
Сплю | Пишу | Делаю покупки | Иду к кому-нибудь в гости |
Сижу и размышляю | Слушаю музыку |
|
|
Ничего не делаю | Делаю зарядку |
|
|
Переедаю | Гуляю |
|
|
Принимаю транквилизаторы | Занимаюсь любимым делом |
|
|
Смотрю телевизор | Хожу в кино |
|
|
Пью или «отключаюсь» | Читаю |
|
|
Предварительный просмотр:
Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка
Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Инструкция к тесту
Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.
Тестовый материал
- Не чувствую в себе уверенности.
- Часто из-за пустяков краснею.
- Мой сон беспокоен.
- Легко впадаю в уныние.
- Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
- Меня пугают трудности.
- Люблю копаться в своих недостатках.
- Меня легко убедить.
- Я мнительный.
- Я с трудом переношу время ожидания.
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Я чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для других.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключать внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов теста
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
- I. Вопросы №1-10 – тревожность;
- II. Вопросы №11-20 – фрустрация;
- III. Вопросы №21-30 – агрессивность;
- IV. Вопросы №31-40 – ригидность.
Иинтерпретация результатов теста
I. Тревожность:
- 0-7 баллов – тревожность отсутствует;
- 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
- 15-20 баллов – высокая тревожность.
II. Фрустрация:
- 0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
- 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
- 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
- 0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
- 8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
- 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
- 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
- 8-14 баллов – средний уровень;
- 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Предварительный просмотр:
Ф. ______________________И._____________________класс_________
Опросник Г. Айзенка.
«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».
Вопросы анкеты | Подходит | Не совсем | Не подходит |
1. Часто я не уверен в своих силах | 2 | 1 | 0 |
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход | 2 | 1 | 0 |
3. Я часто оставляю за собой последнее слово | 2 | 1 | 0 |
4. Мне трудно менять свои привычки | 2 | 1 | 0 |
5. Я часто из-за пустяков краснею | 2 | 1 | 0 |
6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом | 2 | 1 | 0 |
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. | 2 | 1 | 0 |
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое | 2 | 1 | 0 |
9. Я часто просыпаюсь ночью | 2 | 1 | 0 |
10. При крупных неприятностях я виню только себя. | 2 | 1 | 0 |
11. Меня легко рассердить | 2 | 1 | 0 |
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни | 2 | 1 | 0 |
13. Я легко впадаю в уныние | 2 | 1 | 0 |
14. Несчастия и неудачи меня ничему не учат | 2 | 1 | 0 |
15. Мне приходится часто делать замечания другим | 2 | 1 | 0 |
16. В споре меня трудно переубедить | 2 | 1 | 0 |
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности | 2 | 1 | 0 |
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной | 2 | 1 | 0 |
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих | 2 | 1 | 0 |
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться | 2 | 1 | 0 |
21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни | 2 | 1 | 0 |
22. Нередко я чувствую себя беззащитным | 2 | 1 | 0 |
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха | 2 | 1 | 0 |
24. Я легко сближаюсь с людьми | 2 | 1 | 0 |
25. Я часто копаюсь в своих недостатках | 2 | 1 | 0 |
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния | 2 | 1 | 0 |
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь | 2 | 1 | 0 |
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется | 2 | 1 | 0 |
29. Меня легко убедить | 2 | 1 | 0 |
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности | 2 | 1 | 0 |
31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться | 2 | 1 | 0 |
32. Нередко я проявляю упрямство | 2 | 1 | 0 |
33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски | 2 | 1 | 0 |
34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели. | 2 | 1 | 0 |
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция | 2 | 1 | 0 |
36. Я неохотно иду на риск | 2 | 1 | 0 |
37. Я с трудом переношу время ожидания | 2 | 1 | 0 |
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки | 2 | 1 | 0 |
39. Я мстителен | 2 | 1 | 0 |
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. | 2 | 1 | 0 |
Методика Д. Рассела и М. Фергюсона
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Текст опросника (вопросы).
№ |
Утверждения |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
1 | Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|
|
|
|
2 | Мне не с кем поговорит |
|
|
|
|
3 | Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|
|
|
|
4 | Мне не хватает общения |
|
|
|
|
5 | Я чувствую, будто никто не понимает меня |
|
|
|
|
6 | Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне |
|
|
|
|
7 | Нет никого, к кому бы я мог обратиться |
|
|
|
|
8 | Я сейчас больше ни с кем не близок |
|
|
|
|
9 | Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи |
|
|
|
|
10 | Я чувствую себя покинутым |
|
|
|
|
11 | Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает |
|
|
|
|
12 | Я чувствую себя совершенно одиноким |
|
|
|
|
13 | Мои социальные отношения и связи поверхностны |
|
|
|
|
14 | Я умираю от тоски по компании |
|
|
|
|
15 | В действительности никто как следует, не знает меня |
|
|
|
|
16 | Я чувствую себя изолированным от других |
|
|
|
|
17 | Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
|
|
|
18 | Мне трудно заводить друзей |
|
|
|
|
19 | Я чувствую себя исключенным и изолированным другими |
|
|
|
|
20 | Люди вокруг меня, но не со мной |
|
|
|
|
Дополните окончания предложений на свое усмотрение
- Мне надоело_______________________________________________________________________
- Когда мне плохо, я__________________________________________________________________
- Я не хочу__________________________________________________________________________
- Моя жизнь – это____________________________________________________________________
- Настроение у меня__________________________________________________________________
- Мое терпение______________________________________________________________________
7. Впереди у меня_____________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по результатам проведенного психологического исследования
в « » классе
Цель психологического исследования: определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи.
Наименование методики | Цель диагностики |
Диагностика суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста). | Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей подростка. |
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. | Выявление уровня ощущения одиночества личности. |
Методика «Незаконченные предложения». | Позволяет оценить отношение к прошлому, будущему, к жизненным целям. |
№ | Ф.И. | 1. Шкала тревожности | 2. Шкала фрустрации | 3. Шкала агрессии | 4. Шкала ригидности | ||||||||
0- 7 | 8-14 | 15-30 | 0- 7 | 8-14 | 15-30 | 0- 7 | 8-14 | 15-30 | 0- 7 | 8-14 | 15-30 | ||
Низкий уровень | |||||||||||||
Средний уровень | |||||||||||||
Высокий уровень |
№ | Ф.И. | Степень одиночества | ||
Низкий Уровень (0-20) | Средний Уровень (20-40) | Высокий уровень (40-60) | ||
№ предложения | Положительное отношение | Отрицательное отношение | Нейтральное отношение |
1. Мне надоело… | |||
2. Когда мне плохо, я… | |||
3. Я не хочу… | |||
4. Моя жизнь – это… | |||
5. Настроение у меня … | |||
6. Мое терпение … | |||
7. Впереди у меня… |
Группа риска
№ | Ф. И. ученика | По тревожности | По фрустрации | По агрессии | По ригидности | Одиночество | Негативное отношение к прошлому, будущему, жизненным целям |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. |
Педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
суицидальное поведение подростка
В материале кратко раскрыты возростные категории детей совершающих суицид, причины , которые могут привести подростка к суициду. Приведены поведенческие реакции подростков на которые следует...
презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"
Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный выход из сложной, невыносимой ситуации....
Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жи...
Диагностика суицидального поведения подростков.
Материалы к родительскому собранию...
Диагностика суицидального поведения подростков
Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
Выступление на МО классных руководителей Диагностика суицидального поведения подростков
Выступление на МО классных руководителей Диагностика суицидального поведения подростков...