Формы и методы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках предпрофильной подготовки
статья по психологии на тему

Останина Наталья Александровна

     Обобщение опыта по данной теме  было представлено мною в  2011 году на  III межрегиональной научно-практической конференции «Предпрофильная подготовка и профильной обучение: содержание, технологии, эффективность» в г.Сургут. Ниже представлены тезисы выступления, которые вошли в сборник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Н.А.Останина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №7» г.Когалым

Согласно проводимому в начале 9-го класса анкетированию лишь малая часть обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Остальные либо вообще  не задумываются о своих профессиональных планах, либо не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Поэтому профориентационная работа педагога-психолога по профессиональному самоопределению учащихся в рамках предпрофильной подготовки включает в себя разнообразные формы и методы, а не ограничивается только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит».  Роль психолога заключается в осуществлении психолого-педагогического просвещения учащихся, обучении их приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации будущего выпускника.

        Работу в данном направлении я рассматриваю не столько как цель, по достижении которой  ученику необходимо  выбрать свою будущую профессию, а как средство для создания внутренних условий профессионального самоопределения - развитие позитивного образа «Я», способности опираться на себя, т.е. относиться к себе как к субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор.  

Оказывая психологическую поддержку учащимся 9-х классов, мы имеем дело с игровыми представлениями о будущей профессиональной  деятельности.  Групповые занятия  с элементами тренинга - это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая специфику возраста, которая призвана помочь школьникам  в нелегкий переходный период. Такие занятия  вызывают у учащихся интерес и стремление к самопознанию и саморазвитию.

На занятиях используются  такие приемы, как: игра (ролевая, подвижная, малоподвижная), мозговой штурм, моделирование, упражнения (настройки, разогревающие), самоотчет (диагностика), дискуссия  и  другие.

Если говорить о формах  работы, то основными являются индивидуальная, парная и групповая работа.  

Индивидуальная работа над заданиями, упражнениями, тестами позволяет участникам глубже разобраться в себе, в своих чувствах, в отношениях к окружающим,  развивать способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.   Например: Упражнения «Мой портрет в лучах солнца», «Я ценен для людей…», «Диалектика», «Мои сильные стороны», «Мои ресурсы».

Работа в парах позволяет приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться  слушать и слышать  человека, который находится рядом с тобой.  Так,  например упражнение «Сходства и различия», «Оцени соседа» и др.  

Работа в малых группах (до  пяти  человек) -  наиболее эффективный способ сблизить участников занятий. Подобные упражнения носят творческий характер, выполняются в режиме «мозгового штурма», развивают способности  прогнозирования и преодоления жизненных преград. Сюда можно отнести упражнения «Цепочка профессий», «Найди решение»,  «Кадровый вопрос», «Преграды» и другие.

Работа всей группы (или работа в круге) помогает  участникам осваивать приемы и способы  взаимодействия с большим количеством людей, что требует концентрации внимания, помогает развивать интуицию. По этому принципу проходят упражнения «Ассоциации», «Волшебное зеркало», «Кино», «Спутанные цепочки», «Помощь зала»   и другие.  В ходе таких упражнений   учащиеся  отрабатывают  навыки целеполагания,  учатся принимать решения и делать выбор, опираясь на знания  о себе, своих профессиональных интересах и склонностях.

          Интересны подросткам  упражнения с элементами арт-терапии – «Строим город», «Цветочная поляна», «Чемодан в дорогу», «Сердце нашей группы», «Маечки» и другие. В изучении своих способностей и склонностей все средства хороши. Подростки,  как и любой взрослый, интересуется гороскопами, поэтому с большим оживлением обсуждают учащиеся свой профессиональный гороскоп.

     Одним  из методов работы, который является одним из обязательных условий при проведении  тренинговых занятий – это ведение дневника профессионального самоопределения, куда ученик вносит результаты диагностических исследований и упражнений, для того чтобы  в конце занятий сделать вывод о том, соответствует ли предполагаемая профессия его возможностям  и способностям,  что можно изменить, над чем, возможно, стоит  поработать,  подобрать для себя запасные варианты профессий.   Альтернативой ведению дневника может быть работа по методу критического мышления «6 шляп». Например, подросток не знает выбирать ли ему ту или иную профессию. Тогда ему предлагается  по очереди надевать разноцветные шляпы и поразмышлять о профессии с точки зрения ее цвета - факты, эмоции, позитивные и негативные стороны, возможность проявить творчество и карьерный рост, и сделать соответствующие выводы.

           Для выявления эффективности психолого-педагогического  сопровождения в период предпрофильной подготовки   используется  метод анкетирования.  Учащиеся отвечают на несколько вопросов, один из которых «Куда я собираюсь пойти после окончания 9-го класса?». Результаты анкетирования (сводный анализ за период с 2007 по 2010 г.г.) можно отобразить  в диаграмме.

Кроме того, девятиклассники согласны с тем, что в период предпрофильной подготовки им необходим комплекс мероприятий по  психолого-педагогическому  сопровождению и большая часть учащихся продолжает занятия по профессиональному самоопределению в старшей школе.  Ведь выполняя различные упражнения  по профориентации,  подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, совершенствуются навыки самопрезентации, происходит коррекция эмоционального состояния.    Умелое использование психологом различных  форм,  методов и приемов  работы по  профессиональному  самоопределению помогают учащимся сделать осознанный выбор  дальнейшего пути обучения (в том числе профиля обучения) еще до окончания девятого класса.

Литература:

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники.- М.: ВАКО,2006.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Первое сентября, 2004.
  4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. — М.: Генезис, 2004.
  5. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. - М.: ВАКО,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...

Элективный курс «Решение задач методом графов» (в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса)

Предлагаемый курс носит интегративный характер, так как в нем представлена естественная реализация межпредметных связей математики с  информатикой. Его цель – подготовить учащихся к осознанному в...

Формы внеурочной работы общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки

    В работе рассматриваются формы внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях, которые помогают подросткам ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессионально...

Активные формы и методы работы на урока истории в рамках новых стандартов ФГОС ООО - СОО

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор ...