ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
учебно-методический материал по психологии на тему
1.Психолого – педагогическая диагностика в деятельности педагогических работников.
Среди педагогов разных уровней стоит извечный вопрос:как и чем, измерить душевность, духовность и наконец, воспитанность обучающихся, их интеллект, волю. Эмоции, чувства….. .неоторые измеряют это количеством запретов: не делай, не трогай, не бегай,не кричи. Эти запреты говорят о нежелании контактировать с воспитуемым.Большинство же педагогов стремится определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность,а именно воспитательная.нередко участники воспитательного процесса не могут конкретно ответить на следующие вопросы: что следует изучать в процессе воспитательной деятельности? Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания?как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса.?в педагогике под словом «диагностика» понимают деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребенка,формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти вопросы.Диагностика охватывает в исследовании большое количество объектов и проводится систематически.В процессе диагностического изученияформируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлений,предмете.В начале учебного года,когда в лицейский коллектив вливаются первокурсники, проводится их психолого- педагогическое обследование.здесь используются как педагогические приемы и методы изучения. Так и психологические методы исследования.правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательного процесса зависит от наличия достаточной,достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования коллектива и развития его членов.Для этого необходимо изучать детское сообщество.Очень важно формировать коллектив и развивать учащихся обратив особое внимание на следующие аспекты:
1.Состояние межличностных эмоционально-психологических отношений между учащимися.
2.Развитость деловых отношений между ними.
3.Сформирование совместной деятельности в сообществе.
4.Наличие в спектре совместной деятельности доминирующеговида активности учащихся,формирующего «лицо»(индивидуальность группы).
5.Активность учащихся в жизнедеятельности группы.
6.Развитость ученического самоуправления в коллективе группы.
7.Стиль и культура общения в среде одногруппников.
8.Наличие и развитость внешних связей и отношений группы с другими коллективами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «профессиональный лицей №29
пос. Молодежный Россошанского района»
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.
Пос.Молодежный
1.Психолого – педагогическая диагностика в деятельности педагогических работников.
Среди педагогов разных уровней стоит извечный вопрос:как и чем, измерить душевность, духовность и наконец, воспитанность обучающихся, их интеллект, волю. Эмоции, чувства….. .неоторые измеряют это количеством запретов: не делай, не трогай, не бегай,не кричи. Эти запреты говорят о нежелании контактировать с воспитуемым.Большинство же педагогов стремится определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность,а именно воспитательная.нередко участники воспитательного процесса не могут конкретно ответить на следующие вопросы: что следует изучать в процессе воспитательной деятельности? Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания?как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса.?в педагогике под словом «диагностика» понимают деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребенка,формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти вопросы.Диагностика охватывает в исследовании большое количество объектов и проводится систематически.В процессе диагностического изученияформируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлений,предмете.В начале учебного года,когда в лицейский коллектив вливаются первокурсники, проводится их психолого- педагогическое обследование.здесь используются как педагогические приемы и методы изучения. Так и психологические методы исследования.правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательного процесса зависит от наличия достаточной,достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования коллектива и развития его членов.Для этого необходимо изучать детское сообщество.Очень важно формировать коллектив и развивать учащихся обратив особое внимание на следующие аспекты:
1.Состояние межличностных эмоционально-психологических отношений между учащимися.
2.Развитость деловых отношений между ними.
3.Сформирование совместной деятельности в сообществе.
4.Наличие в спектре совместной деятельности доминирующеговида активности учащихся,формирующего «лицо»(индивидуальность группы).
5.Активность учащихся в жизнедеятельности группы.
6.Развитость ученического самоуправления в коллективе группы.
7.Стиль и культура общения в среде одногруппников.
8.Наличие и развитость внешних связей и отношений группы с другими коллективами.
И так для определения состояния эмоционально-психологических отношений используется методсоциометрии.С его помощью можно узнать,кто из учащихся является лидером,или отвергнутым,принятым или непринятым в сообществе одногруппников.
Для этого надо предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
1.Если бы у тебя была возможность пригласитького-либо из учащихся своей группы к себе на день рожденья,то кого бы ты пригласил
2.А кого пригласил бы ты на день рожденья в последнюю очередь?
3.Кому ты доверяешь свою тайну?
4.Кому никогда не доверишь свою тайну?
Состояние деловых отношений в коллективе становится более очевидным при включении в арсенал диагностической работы методическую,научную литературу.Например,Н.Ф.Масловой разработана диагностическая схема «Общий уровень развития личности учащихся»,которая содержит следующие разделы:
1.сбор общих сведений об учащихся:пол,возраст, состояние здоровья и физического развития, условия жизни в семье (состав семьи, наличие других детей, материально-бытовое положение, образовательный, трудовой,нравственный статус родителей ,отношение старштх и применение поощрений ,наказаний).
2.Знакомство с режимом дня ,культурой использования свободного времени,участием в домашнем труде.
3.Выявление основных характерологических особенностей учащихся (преобладающее настроение,проявления самостоятельности,воли,трудолюбия,любознательности,общительности).
4.Выявление основных реакций на различный тон и характер обращения к нему:задушевность,просьбу,строгость,предъявление требований.
5.Определение учащихся руководить своими чувствами,желаниями,потребностями.
6.Влияние самооценки учащихся,степени удовлетворённости собой,своим поведением и успехами,его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны.
7.Выявление общего кругозора учащихся ,круга чтения,интересов,склонностей,отношения к музыке,кино,общественно-политическим событиям,культуры речи.
8.Выявление отношений к учебному труду(активность,настойчивость,прилежание,самостоятельность,организованность в учении,интерес к отдельным учебным предметам,ответственность олнении домашних заданий,отношение к учебным успехам и неудачам).
9.Выявление отношения обучающихся к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя,интерес и выполнение трудовых поручений,проявление добровольности,инициативы,самостоятельности,точности и быстроты в выполнении трудовых дел,умения работать индивидуально и в коллективе).
10.Определение наиболее выраженых специальных способностей учащихся.
11.Особенности общения учащихся (отношения с близкими,старшими.младшими,сверстниками,педагогами,незнакомыми):за что ценит взрослых,товарищей,друзей;способен ли к привязанностям,сопереживанию к другим людям;качества,ценимые и поощряемые учащиеся в других;конфликтностьв общении;основныесимпатии и антипатии учащегося в общении.
12 Проявление нравственных качеств в поведении учащихся ( честь и справедливость,критичность и самокретичность,чувство собственного достоинства,ответственность и дисциплинированность в делах и поступках и др.
13.Выявление особенностей темперамента ( проявление в деятельности и общении возбудимости эмоций,частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания и темы деятельности, подвижность,энергичность высшей нервной деятельности).
Для менее подробного сбора сведений о процессе и условиях развития своих воспитанников в поле зрения классных руководителей, воспитателей находятся: развитие интеллектуального потенцеала,ценностное (нравственное самоопределение) формирование коммуникативной кльтуры,развитие эстетического потенцеала,здоровье и физическое становление,развитие творческих способностей. Формирование эмоционально- волевой сферы, организация досуга, условия жизнедеятельности и развития ребенка в семье. Основу изучения процесса развития учащихся составляет сбор и анализ классным руководителем информаци о формировании интеллектуального, нравственного и физического потенцеала обучающихся.При исследовании интеллектуального потенцеала учащегося классный руководитель,воспитатель обращает внимание на освоение им учебной программы,на формирование общеучебных умений и навыков, стиля учебной деятельности,на развитие познавательных процессов и интересов . В диагностический инструментарий включают: тест умственного развития,методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся;методики изучения развития мышления, памяти и внимания,восприятия и воображения.
При изучении развития нравственного применяются тесты, статестический медицинский анализ состояния здоровья.
2.Изучение эффективности воспитательного процесса.
Одной важной составной частью диагностической работы педагогов является исследование эффективности процесса воспитания учащихся в группе.Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и пршлыми достижениями в воспитательной практике.При подборе показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход для установления взаимосвязи оценочно- результативного компонента с целями, задачами,содержанием и способами организации процеса воспитания.Диагностика результатов развития учащихся является главным содержание деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.Алгоритм изучения результативности процесса воспитания учащихся можно представить следующим образом:определение цели и задачи изучения,подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания,выбор методик,исследование испытуемых, обработка результатов,анализ,оценка и обсуждение результатов изучения.
Например:для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся выделяются следующие показатели:
Критерии
Интеллектуальная развитость учащихся
Показатели
1освоенность учащимися образовательной программы
2развитость познавательных процессов и интересов учащихся
3сформированность учебной деятельности
2нравственная развитость учащихся
1сформированность основных нравственных качеств личности
2 социальная активность учащихся.
3ФИЗИЧЕСКАЯ РАЗВИТОСТЬ
1состояние здоровья учащихся
2 овладение навыками личной гигиены
3Развитость силы,быстроты, ловкости, гибкости. Выносливости.
Показателями эффективности ,воспитательного процесса становятся сформированостьколлектива группы. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в коллективе. Что помогает оценить результативность работы по содержанию благоприятного нравственно-психологического климата.
Литература: «Воспитательный процесс» Е.Н.Степанова 2000г.
«Педагогические ситуации»ЕА Бородина, 2000г
«Работа классного руководителя»ЕА Слепенкова 2005г