Адаптация пятиклассников
статья по психологии (5 класс) на тему

Лучер Виктория Юрьевна

Особенности адаптации пятиклассников при переходе в основную среднюю школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лучер Виктория Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель английского языка и информатики.

Адаптация пятиклассников к обучению

на этапе основного общего образования

 

Переход на этап основного общего образования  предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию пятиклассников, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в  доступных учащимся этого возраста формах.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют.  Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.
         В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в  школе:

  • в интеллектуальной сфере отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;
  • у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы, не развита познавательная потребность, как потребность в приобретении новых знаний;
  • несформированность мотивации учения;
  • многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности;
  • умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
  • у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформировано умение планировать свою деятельность.

Следовательно, для того, чтобы процесс адаптации пятиклассников к обучению проходил легче, необходимо уже в начальной школе сформировать у учащихся: устойчивую мотивацию учения, познавательную потребность, уделять внимание обучению детей умению владеть приемами и способами умственной работы, формировать самостоятельность мышления. А также развивать такие качества, как ответственность, организованность, умение владеть собой, трудолюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия специалистов на этапе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы

Переход из младшей школы в среднюю - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклас...

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...