"Чтобы жить достойно" тренинговое занятие
план-конспект занятия по психологии на тему

Кириченко Светлана Ивановна

Тренинговое занятие для 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_zhit_dostoyno.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Чтобы жить достойно»

Интерактивное занятие «Чтобы жить достойно» посвящено проблеме предупреждения алкогольной зависимости у подростков. Основная цель встречи – расширение знаний подростков о влиянии алкоголя на организм человека и нахождение альтернативных способов получения удовольствия в здоровом образе жизни.

При подготовке занятия было проведено предварительное анкетирование «Что вы знаете об алкоголе?», изучены различные аспекты влияния алкоголя на организм человека, разработана памятка «Научись говорить алкоголю «нет». Упражнение «Аббревиатура» позволило создать словесный портрет человека, злоупотребляющего алкоголем. 

Материалы и оборудование:

  1. 5 листов формата А3 для записей.
  2. Ручки по числу участников, фломастеры,
  3. Памятки:»10 вариантов сказать «нет».
  4. Конверты с чистыми листами бумаги

Программа занятия
- Добрый день, уважаемые гости и участники встречи. Прежде, чем мы приступим к нашему непростому разговору, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Аплодисменты». В середине круга стоит водящий и просит встать тех, кто что-то любит или умеет делать. А остальные дружно хлопают вставшим (Встаньте все те, кто умеет вышивать, кто любит кататься на коньках, кто лучше всех рисует, кто самый вежливый…).

А теперь я хочу озвучить тему нашего занятия - «Чтобы жить достойно». Она посвящена проблеме предупреждения алкогольной зависимости у подростков.
цель нашего занятия «Расширение знаний подростков о влиянии алкоголя на организм человека и нахождение альтернативных способов получения удовольствия в здоровом образе жизни».

Мы выбрали в качестве эпиграфа слова знаменитого русского поэта Александра Блока:  «Познай, где свет, поймешь, где тьма».

На черно-белых плакатах вы видите небольшой набор правил проведения занятия, которые я предлагаю вам прочитать, и которыми мы будем руководствоваться на сегодняшнем занятии.

Все согласны с этими правилами? Что еще сами можете предложить, правила,  которого здесь не хватает.

  • Однажды Хаджа Насреддин поздно вечером возвращался домой, и когда он проходил мимо кладбища он услышал вдали конский топот, и решил, что это разбойники. Он бросился бежать в сторону кладбища, забежал на него, но споткнулся у свежевырытой могилы и упал в нее.
    А всадники были вовсе не разбойники, а вполне мирные дехкане. Они увидели, что человек бежит, решили, что ему нужна помощь и бросились за ним. Подбегают к могиле, а там лежит Хаджа Насреддин и смотрит на них. Они его и спрашивают:
    - Почему вы здесь лежите?
    А Хаджа уже понял свою ошибку, и отвечает:
    - Это очень сложный философский вопрос. Единственное что я могу сказать, что вы здесь из-за меня, а я здесь из-за вас.
    Вы здесь из-за меня, а я здесь из-за вас, и поэтому давайте начинать...
  • Как вы думаете, актуальна ли сегодня для нашего общества проблема употребления алкоголя подростками?
  • С какого возраста сегодняшние дети начинают употреблять алкоголь? Правильно ли это?
  • Нужно ли говорить об этой проблеме с подростками? Для чего это следует делать?

Возникает вопрос, хорошо ли знают наши подростки последствия употребления алкоголя?
Для выявления уровня знаний по проблеме было проведено

предварительное анкетирование: Что вы знаете об алкоголе?

С результатами мы вас сейчас познакомим. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что в основном подростки понимают вред алкоголя для организма человека, осведомлены о последствиях алкоголизма. Выявлены пробелы в знаниях по вопросам: №5 - Алкоголь препятствует  быстрой  реакции, № 2 – Крепкие напитки (виски, джин, водка) являются более вредными, чем пиво и вино № 8 – Большинство  алкоголиков - деградировавшие люди с низким уровнем образования – часть детей ответила «нет». Анкетирование подтвердило необходимость расширения знаний о влиянии алкоголя на организм человека.

Упражнение «Круглый стол».

Группа делится на подгруппы (4 по 5 человек). Участники каждой подгруппы заранее получили часть текста (разноцветные листы). Его необходимо было прочитать, обсудить содержание, выбрать самое важное. Представитель от каждой подгруппы делает сообщение на 1 минуту. 

Вы, конечно же, видели, как выглядит пьющий человек. Давайте вспомним, чем пьющий человек отличается от непьющего и создадим его словесный портрет.

Упражнение Аббревиатура

(Участники называют особенности тела, лица, поведения того, кто злоупотребляет алкоголем)
Аморальный, агрессивный, апатичный
Ленивый, легкомысленный, лживый
Коварный, красный, кошмарный
Опасный, отвратительный, омерзительный, отталкивающий
Грубый, грязный, гнусный, гадкий
Отвратительный
Лживый
Испорченный, искалеченный, искаженный
Красный.
                   Лаконично выразился поэт В.В. Маяковский (плакат):

«Не пейте
спиртных напитков.
Пьющим – яд.
Окружающим пытка»
- Нравятся ли нам такие люди? Приятно ли с ними общаться? Хотите ли вы быть такими?

Научись говорить алкоголю «нет»

Алкогольный ад – это реальность. Находите в себе силы сказать «нет» тому, кто, прикидываясь другом, заманивает вас в эту ловушку. Лучшей защитой от вредных привычек является категорический отказ один раз что-либо попробовать.

Десять вариантов сказать «нет» (вручить памятки каждому)

Мне это пока ни к чему.
Эта дрянь не для меня. Есть увлечения и покруче.
Не сегодня и не сейчас.
Нет, у меня и так вагон и маленькая тележка неприятностей.
Ты что? У меня аллергия!
Мои мозги мне пока не лишние.
Я уже попробовал — это мура!
Не хочу умственно отсталых детей.
А на лечение ты дашь мне деньги?
Я не тороплюсь на тот свет.
- Какой вариант вы считаете самым убедительным? Какой вариант можете предложить вы?

- Люди, злоупотребляющие спиртными напитками не вызывают симпатии, с ними не хочется общаться. Мы осуждаем их.
Поэтому необходимо находить альтернативные средства жить радостно и весело, научиться получать удовольствие в здоровом образе жизни.

*Альтернатива – необходимость выбора между двумя взаимоисключающими возможностями.

упражнение «Альтернатива»
Довольно часто вам приходится выбирать — как жить, что делать, чему следовать. Одни выбирают спиртное, другие — интересный, здоровый образ жизни.

В руках у нас шнурки разного цвета. Синий символизирует то, что дает спиртное человеку, красный – то, чем мешает человеку. В банке лежат разноцветные пуговицы. Ваша задача, нанизывая пуговицы на синий шнурок, назвать, что спиртное дает человеку, а, нанизывая на красный, назвать, чем спиртное мешает. Подходите по одному, предлагайте свои варианты ответов.

Мы видим, что на красном шнурке пуговиц больше. Это значит, что спиртное больше мешает человеку, чем помогает. А то, что оно дает на самом деле все иллюзорно, это все не настоящее.

- Что дает человеку спиртное?

Ответы участников: веселое настроение, ощущение смелости и свободы, компания, новые друзья, беззаботная жизнь и т. д.

—А чем спиртное мешает людям? Что алкоголь несет тому, кто им увлекается?

Ответы участников: ссоры, скандалы, потеря денег, покоя, работы, хороших отношений с окружающими, распад семьи, нищенское существование, неожиданные травмы, аварии, гибель людей, пожары, бродяжничество, ранняя смерть и т. д.

«Поддерживающее письмо другу»

— Представьте, что у вас есть очень близкий друг (или подруга). Он живет в другом населенном пункте. Не так давно вы получили от него письмо, из которого узнали, что у него появилась очень серьезная проблема: на первое место в его жизни стало употребление спиртных напитков, он потерял интерес к жизни. Ваше письмо будет для него спасательным кругом. Что вы ему напишете, что расскажете, что посоветуете? Как можно получить радость от здорового образа жизни?

Игровое упражнение «Острова»

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, о. Беспокойства, о. Проблемности и др.

На карту наносится также Бермудский треугольник (стоит уточнить, знают ли участники, что происходит в районе Бермудского треугольника).

 Можно предложить участникам добавить те «острова», которые, по их мнению, нужны человеку для полноценной жизни. Если нужного вам острова нет на карте, нарисуйте его и дайте ему название.

— Пусть каждый из вас фломастером нарисует свой кораблик в том районе карты, который отражает ваше состояние и желание. Кораблик можно разместить дрейфующим, например, между островами Удовольствия, Радости и Просветления.

Анализ карты.
Если нужного вам острова нет на карте, нарисуйте его и дайте ему название.
Почему вы выбрали именно это место на карте?

Заключительное слово

— Дорогие ребята! Подходит к концу наша встреча.
Благодарим вас за активную работу. Очень надеемся, что она не прошла бесследно. Вы многое сможете рассказать своим близким, друзьям, знакомым.
Если вы любите себя и цените свое здоровье, вы скажете «нет» всему, что может принести вам вред.
Ваше будущее зависит только от вас самих. Стройте свои жизненные планы и перспективы, добивайтесь поставленных целей, найдите свою любовь, выбирайте хороших, надежных друзей.
Стремитесь заполнить свои молодые годы учебой, общением с любимым человеком, интересными делами.
Пусть ваша жизнь будет интересной, наполненной радостью познания, успехами и счастьем.

Прощание.

Мы сидим в дружном кругу. По очереди вставайте и называйте свое имя, а все остальные аплодируют этому человеку. Затем встает следующий, называет свое имя – ему тоже все аплодируют. И так, пока все не встанут в дружный круг.

Литература:

1.Сизанов, А.Н.Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы обучения здоровому образу жизни / А.Н.Сизанов, В.А.Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2001. – № 3. – С. 4–8.
2.А.В. Наследухов “Охрана безопасности жизнедеятельности” 9 и 11 классы, М., АСТ – ПРЕСС, 2001 г.
3.В.В. Аршинова Классные часы и беседы, М., Творческий центр, 2004 г.
4.Н.И. Дереклеева Родительские собрания, М., ВАКО, 2004 г.
5.Пофилактика алкоголизма. /Минск Фонд Сораса 1995/

Медицинский аспект

Алкоголь по своему действию на организм человека относится к наркотикам. Он начинает всасываться уже во рту, а затем через желудок и тонкий кишечник попадает в кровь, быстро разносится по всем органам и тканям, но в большей степени накапливается в мозгу. Опытным путем установлено, что после принятия 60 г чистого алкоголя угнетается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за скорость принятия решений. Одновременно увеличивается время обработки поступившей информации, что приводит к нервному перенапряжению. Однако создается иллюзия, что наступает успокоительная разрядка. Зачастую только одна рюмка водки может стать причиной нарушения слухового и зрительного восприятия, способности правильно определять расстояние и световые сигналы.
Принятый натощак алкоголь достигает максимальной концентрации в крови через 40—60 минут, а при наполненным пищей желудке через — 1,5—2 часа. Степень опьянения зависит от ряда причин: быстрого приема больших доз алкоголя, массы тела человека, его эмоционального состояния, а также крепости напитков. Под влиянием ферментов алкоголь окисляется во всем организме, но до 80 % — в печени. Продукты его распада в 10 раз токсичнее самого алкоголя и в 200 раз сильнее угнетают клетки головного мозга. При длительном употреблении работа головного мозга и всей нервной системы в нормальное состояние так и не приходит.
Употребление алкоголя наносит серьезный вред не только нервной системе, но и всему организму в целом. Как следствие наблюдается сбой в работе всех систем и органов: поражается головной мозг, желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая, эндокринная и дыхательная системы, репродуктивные органы, развиваются поражения органов зрения и слуха.
Прием спиртных напитков во время беременности может привести к рождению ребенка с врожденными пороками развития, снижением веса и признаками тяжелого синдрома алкогольной зависимости.
Т о., алкоголь — это вещество, содержащееся в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т. д.), которое по химическому составу относится к наркотическим веществам и оказывает токсическое действие на организм. При систематическом злоупотреблении алкоголем возникает зависимость и появляются нарушения в большинстве органов и систем.
Непосредственное влияние алкоголя на организм:

  • заторможенность реакций, рефлексов;
  • нарушение координации движений и артикуляции;
  • ухудшение памяти, осмысления окружающего;
  • увеличение риска несчастных случаев (в быту и на работе);
  • нарушение ходьбы;
  • потеря сознания, суицидальные попытки и смерть от отравления.

«Творец, ты человеку клад вручил,
Но он, глупец, богатства те
Напрасно расточил».
Дж. Герберт.

Психологический аспект

При алкоголизме изменяются личность, характер пьющего человека. Страдают все части психики — мышление, память, воля, эмоции; появляются раздражительность, слабоволие, агрессия, лживость, жестокость и циничность.

Меняется характер, прекращается духовный рост, исчезают инициатива и целеустремленность. Развивается интеллектуальная, эмоциональная, волевая и физическая деградация. Появляются тяжелые психические расстройства, происходит потеря социальных контактов.

Человеческая психика, обладающая высшими способностями — чувствовать, переживать, мыслить, любить, — подвергается грубейшему, убийственному воздействию алкоголя. Алкоголь нарушает нормальный режим работы головного мозга. Он заставляет организм работать ненормально, неконтролируемо, что особенно опасно в период умственного и физического созревания. Под воздействием алкоголя клетки мозга разрушаются, атрофируются, что приводит к необратимым процессам в интеллектуальной сфере — ухудшается память, способность усваивать новое, утрачиваются нравственные ценности, наступает деградация личности.

Почему особенно чувствительны к алкоголю подростки?
В большинстве случаев алкогольное опьянение у подростков характеризуется кратковременным возбуждением, сменяющимся общим угнетением, оглушенностью, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации. У подростков чаще, чем у взрослых, встречаются необычные формы опьянения (вместо эйфории появляются злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерические реакции).

Почему алкоголь опасен для молодых людей?

Подростки могут пристраститься к алкоголю намного быстрее, чем взрослые.
Чем раньше подросток начинает употреблять спиртные напитки, тем больше риск, что он станет алкоголиком. Соотношение массы тела и объема печени отличается у подростков и у взрослых. В процессе употребления алкоголя его содержание в крови у подростков увеличивается быстрее.

Следовательно, подростки быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя и алкоголизм у них развивается быстрее и наносит больше вреда молодому организму.

«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь» А. Чехов


Правовой аспект

В борьбе с алкоголизмом важная роль принадлежит не только семье, но и учебным заведениям и общественным организациям.
{Примечание:КДН — комиссии по делам несовершеннолетних; ИДН — инспекция по делам несовершеннолетних; СМИ — средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение).

На борьбу с алкоголизмом направлены и законодательные акты.
Так, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях отмечается:

  • «появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до 2 минимальных заработных плат» (ст. 159);
  • «доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 минимальных заработных плат» (ст. 160);
  • «изготовление или хранение самогона, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление или хранение аппаратов для их выработки влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 минимальных заработных плат»;
  • приобретение самогона, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки влечет наложение штрафа в размере до 2 минимальных заработных плат» (ст. 161);
  • «продажа гражданами вина домашней выработки, не относящихся к крепким спиртным напиткам, влечет наложение штрафа в размере до 3 минимальных заработных плат с конфискацией вина домашней выработки» (ст. 161);
  • «злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей... влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до 3 минимальных заработных плат» (ст. 162).

Вождение в нетрезвом виде, ДТП, возникающие по вине водителей, находящихся за рулем в нетрезвом виде, преступления, совершаемые лицами, злоупотребляющими алкоголем – это далеко не полный перечень негативных последствий алкоголя.

Алкоголь – поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар

Социально-экономический аспект

Пьянство и алкоголизм оказывают негативное влияние на все стороны индивидуальной и общественной жизни. Народная мудрость гласит:  «Было ремесло, да хмелем поросло». На производстве 45% несчастных случаев прямо связаны с алкогольным опьянением. Кроме того, снижается производительность труда, нарушается трудовая дисциплина.

Социальные проблемы включают в себя и нарушения семейных взаимоотношений, насилие и другие проблемы в семье, а также бедность, нарушение общественного порядка, снижение дорожной безопасности и преступления. Злоупотребление алкоголем влечет за собой огромные социальные и экономические издержки.

Таким образом, в большинстве стран выделяют следующие
социально-экономические проблемы, связанные с алкоголем:
Злоупотребление алкоголем влечет за собой огромные социальные и экономические издержки:

  • насилие в семье;
  • жестокое обращение с детьми;
  • нарушение трудоспособности;
  • повышение расходов здравоохранения вследствие роста числа несчастных случаев и возникновения ряда заболеваний у злоупотребляющих алкоголем;
  • лечение больных алкоголизмом в специализированных учреждениях;
  • постоянное увеличение случаев возникновения ряда заболеваний: передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, туберкулеза.

 «Вино губит телесное здоровье и умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство»  Л.Н.Толстой.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Знать, чтобы жить!"

На классном часе, посвященном проблемам табакокурения и никотиновой зависимости, были проанализированы результаты анкетирования учащихся класса по данной теме и результаты мировой статистики. Совершен...

Классный час "Знать, чтобы жить"

Презентация к классному часу, приобщённому ко дню борьбы со СПИДом, для учащихся 7-9 классов....

Классный час "Знать, чтобы жить"

Презентация к классному часу, приобщённому ко дню борьбы со СПИДом, для учащихся 7-9 классов....

Мы рождены для того, чтобы жить, значит не стоит здоровье губить!

Мы начинаем наш рассказ: Цветы, улыбки…Первый класс! Нет невозможного сейчас: здорова  я  и  весела, отлично спорятся дела!.. Теперь в 9-ый я хожу. Так много дел –  с ума схожу! Ус...

Внеклассное занятие "Чтобы жить достойно".

Внеклассное занятие "Чтобы жить достойно"....

Технологическая карта урока "Как жить, чтобы жить честно?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

В ТК урока по роману Л.Н. Толстого рассматривается принципиальное различие в мироощущении любимых героев писателя - А. Болконского и П. Безухова через призму личности самого великого мыслителя. В ТК п...

Информационный час «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»

Школьный возраст - очень ответственный период в жизни ребенка. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает эмоциональную и физичес...