Как воспитать толерантного человека
методическая разработка по психологии по теме

Жутикова Любовь Сергеевна

В настоящее время происходит все большее проникновение в школьную образовательную среду, семью  недоброжелательности, озлобленности, агрессивности, что приводит к взаимной нетерпимости и культурному эгоизму. Возникает необходимость активизировать процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей в условиях полиэтничной среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление перед педагогическим коллективом по теме

«Как воспитать толерантного человека»

(педагог-психолог Жутикова Л.С., МБОУ гимназия г. Советский)

(слайд 2)                                             Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле,
как люди.
Б. Шоу

«Терпимость – это очень трудная добродетель,

для некоторых труднее героизма».

Жюль Франсуа Эли Леметр

Цели:

  • Содействовать формированию у педагогов убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.
  • способствовать сознанию педагогами, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

Вступление.

Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?»

Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей в условиях полиэтничной среды.

Актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Понятийный аппарат.    (слайд 3)

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.  Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:

       

  • tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;
  • толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.

(слайд 4 )      Что же такое толерантность?

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранить.
                                                                     
Ученики 8 «А» класса.

Толерантность рассматривается в контексте таких понятий как:  признание, принятие, понимание. 

Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.

В каком воспитании нуждаются учащиеся? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?

(слайд 5)  Воспитание культуры толерантности.

  • осуществляется по формуле: «родители+дети+учитель», важно тесное взаимодействие школы и семьи. Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. 

  • необходимо формирование системы ценностей, включающей такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание и т.д.;

(слайд 6)

  • формирование культуры общения, умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
  • методы воспитания в семье. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
  • создание условий для успешности ребенка в коллективе и окружающем социуме. От учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.

Для школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм интолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.

 (слайд  7)

«Профилактика интолерантного поведения». 

Отсутствие терпимости, великодушия и других качеств, приводит к интолерантному поведению или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Это может проявляться от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.  

(слайд 8 ) Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

           

Мы с вами тоже не всегда бываем терпеливыми, терпимыми, великодушными, не всегда верно управляем своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком. 

Ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию, крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления взрослых он видит ежедневно и где она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей и педагогов в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям, окружающим взрослым удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно.

Толерантность нужно воспитывать.

 

(слайд  9) Как воспитать толерантного человека?

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений окружающих взрослых его людей: родителей, педагогов. 

Успешность формирования толерантной личности школьника во многом определяется толерантной культурой учителя, в основе которой лежат следующие идеи:

  • Ребенок, школьник – это, прежде всего, человек, то есть “живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение”. Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, – личность, то есть, член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.
  • Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.
  • Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления помочь другому человеку, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.

Реализация педагогических идей позволяет создать в классном коллективе атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности, искренности и уважения к мнению каждого, поиска истины, сотрудничества. Активные формы и интерактивные методы работы на уроках и во внеклассной работе помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности.

(слайд 10)                 Правила толерантного воспитания: 

1.   Умейте выслушать ребенка.

2.   Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

3.   Умейте принять его таким, каков он есть.

4.   Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

(слайд 11)

5.   Не обижайте его.

6.   Умейте прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в  то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

7. Умейте договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

8. Нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его  увлечениям и т.п.

(слайд 12)

 9.   Не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.  

10. Чаще вспоминайте себя в детстве – будет легче понять своего ребенка.

11. Всегда находите то, за что можно похвалить ребенка, радуйтесь вместе с ним.

  1. Чтобы иметь согласие – уважайте разногласия.
  2. Будьте всегда готовы понять ребенка, его взгляды, настроение, моду, кумиров.
  3. Ничего не делайте за ребенка, а делайте вместе с ним.

(слайд 13)   В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности:
терпение
умение владеть собой
доверие
чуткость
способность к сопереживанию
снисходительность
расположение к другим
чувство юмора
терпимость к различиям
доброжелательность
гуманизм
любознательность
умение слушать
несклонность осуждать других
альтруизм

(слайд 14) Шесть граней толерантности:

В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.
Сегодня для всех наступило время выбора, особенно для наших детей: поддаться на провокацию или сохранить твердую гражданскую позицию мира, согласия, толерантности. Наши дети становятся мишенью манипуляции и психологического воздействия тех, кто делит мир на своих и чужих. Поддадутся ли они на эту провокацию или нет, зависит от нас. Не дадим им совершить непоправимую глупость. Поможем им не быть вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.

Заключение:

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе, говорит нам, что работа даёт результаты.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий “толерантность” и “толерантная личность”. Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.

(слайд 15)     БЫВАЮТ ДНИ, ГОДЫ, ДЕСЯТИЛЕТИЯ… когда сложно

(слайд 16)     БЫВАЮТ СЕКУНДЫ, МИНУТЫ, ОТ КОТОРЫХ ВСЕ ЗАВИСИТ

(слайд 17)    И В ЭТИ СЕКУНДЫ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ ОШИБКУ, ИНАЧЕ ПОСЛЕ         ЭТОГО       НИЧЕГО НЕ ОСТАНЕТСЯ КРОМЕ БОЛИ

(слайд 18) И в эти минуты так важно сказать главные слова, вспомнить, что есть нечто   большее

(слайд 19)   Любовь к человеку просто за то, …. что он человек

(слайд 20)  Ради поколений мы жмём друг другу руки  и строим мосты

(слайд  21)  Россия – наша общая Родина!

                   Наши дети - наша жизнь! Их жизнь в наших руках. Поможем им не быть   вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.

(слайд 22)   Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать начатую нами историю, основанную на принципах толерантности

(слайд  23)  Мы получим больше, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.                  Мы живем, потому что мы разные.

 (слайд 24)

Л. Н. Толстой: «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего».

(слайд 25)  Учитесь толерантности и будьте терпимы.

Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие на пути к толерантности, были вами успешно преодолены, чтобы всегда находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций, чтобы вы умело владели принципами толерантного поведения, поскольку толерантность без этого умения оказывается лишь благим пожеланием. Учитесь толерантности и будьте терпимыми!

Литература

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007.
  5. Планирование воспитательной работы в классе \ Под ред. Е. Н, Степанова. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М.: Слово, 2001.
  7. Максакова В.,  ПоляковаС. “Учимся договариваться”, Издательство “Магистр”, Москва, 1998.
  8. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения   школьников. /Ярославский педагогический вестник. – 2003. –  № 1.
  9. Степанов П.В. Феномен толерантности //Классный руководитель. – 2004. – № 3. – С. 5–14.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека?"

28 сентября в нашей школе проводилось общешкольное родительское собрание по теме "Семья и школа: воспитание толерантности". На сайте муниципального автономного общеобразовательного учреждени...

Родительское собрание на тему "Как воспитать толерантного человека"

Презентация для проведения родительского собрания в 7-8 классах....

Родительское собрание Как воспитать толерантного человека

«Единственная настоящая    роскошь – это       роскошь человеческого общения»  ( А. Сент-Экзюпери) Одно из важнейших условий целостного развития ребенка  - содр...

Беседа для родителей "Как воспитать толерантного человека?"

Данный материал знакомит родителей с тем, как воспитать у детей толерантность - терпимое отношение к другим людям. Наши дети обучаются в коллективе, поэтому для них очень важно быть терпимымм и внимат...

Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека?"

Данный материал представляет собой методическую разработку проведения родительского собрания по теме «Как воспитать толерантного человека?». В тексте дано понятие толерантности, предложен тест для род...

Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека"

системно- дечтельностный подход в работе с родителями на примере  родительского собрания...

Родительское собрание "Как воспитать толерантного человека"

Толерантность – понятие достаточно новое, это:– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;– терпимость к чужим мнениям, веров...