«Призвание – учитель»
материал по психологии на тему
Авторская программа по сохранению и упреплению псизологического здоровья педагогов Зимиревой М.Э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_uchiteley.doc | 56 КБ |
situatsii.docx | 11.39 КБ |
poslovitsy.docx | 12.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
«Призвание – учитель»
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент учителя, согласятся все. Но бесконечные рассуждения на педсоветах о гуманном воспитании и роли педагогов мало что добавляют к их мастерству. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать. Педагогам, которые внутренне готовы критически рассмотреть содержание своей личности и обогатить им свою профессиональную деятельность, адресован
рефлексивный тренинг «Призвание – учитель».
Задачи тренинга:
- Знакомство с собой и своими личностными особенностями – ресурсами воспитания.
- Осмысление своих личных интересов, ценностей.
- Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в работе с детьми.
Тренинг рассчитан на работу группы из 15 – 20 человек
Первый этап – «ЗНАКОМСТВО»
Задача этого этапа работы – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
«Грецкий орех»
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.
Орешки можно подарить участникам на память.
«Три цвета личности»
Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета: зеленый – «как все», синий – «как некоторые», желтый – «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» - качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками. На листочке «как никто больше» указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.
После завершения работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение. Таким же способом психолог просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
«Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Второй этап – «МОЯ ЛИЧНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
Задача этого этапа – осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.
Практическая часть этого этапа предваряется небольшим монологом психолога о том, что в работе педагога невозможно разграничить личное и профессиональное. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше – личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию – мощный ресурс профессионального развития. Это реальная помощь в построении своей деятельности и своего общения с воспитанниками, обучение использованию своих личных достоинств, нивелированию недостатков.
Тест «Погода в школе»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
- Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
- Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
- Съедаете что-то другое.
- Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Каждый участник выбирает один из четырех вариантов и разбиваютсяся на группы в соответствии с выбранным вариантом. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста. Затем каждая группа делает мини-обзор особенностей своего пончика – характер и поведение, личностные черты. На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «пончик».
Затем группам предоставляется время на подготовку презентации своей группы воспитательной программы:
- педагогический девиз;
- от чего мы испытываем удовольствие в работе и общении с детьми и что нас раздражает;
- что у нас хорошо получается, чему мы можем научить;
- что получается с трудом, «без искорки»;
- почему без нас детям плохо;
- какие профессиональные деформации возможны у воспитателей нашего типа.
Презентация может выполняться в виде сценки, скульптуры, пантомимы.
«Моя копилка»
Психолог предлагает стопку карточек с описанием ситуаций. Участники по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в запасниках опыта и личности неожиданные ходы и решения, которые могут сработать в предложенной ситуации.
Примеры ситуаций, которые могут быть предложены на карточках:
«Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»
«Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на соседних улицах погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»
«Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете спасти ситуацию?»
«Вы приходите на работу и узнаете, что вас поставили на замену урока не вашего профиля. Подойдите к решению данной ситуации необычно»
Третий этап – «МОИ ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ»
Задача этого этапа – помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. Это то, что стоит за нашими выборами и поступками, что определяет наши реакции на поведение и поступки других людей. Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в нее легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность. Воспитатель, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в работе с детьми, так как сможет сделать ее личностно значимой, а значит – живой, настоящей, идущей от сердца.
«Или – или»
Психолог предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу вариативности. Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, разбиваясь на подгруппы и занимая определенное место в зале.
Для выбора участникам могут быть предложены следующие ситуации:
Мне интереснее:
- сходить с детьми в театр, обсудить спектакль
- поставить спектакль вместе с детьми
Мне интереснее:
- провести беседу, поговорить «по душам»
- организовать ролевую игру
Мне интереснее:
- придумать что-то самой
- адаптировать готовый вариант
Мне интереснее:
- работать с мальчиками
- работать с девочками
После того, как психолог предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию.
«Мораль сей сказки такова»
Упражнение предваряет небольшой монолог психолога о ценностях. В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтной ситуации чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях – о реализующихся ценностях. Педагогу важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях – удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Это упражнение тренирует умение вычленять ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами.
- Утро вечера мудренее.
- Чужая душа – потемки.
- Видно птицу по полету.
- Без обеда не красна беседа.
- Дорога ложка к обеду.
- Всякий молодец на свой образец.
- На хороший цветок летит и мотылек.
- Как проживешь, так и прослывешь.
- Кто везде – тот нигде.
- Молодость плечами крепче, старость – головою.
Четвертый этап – «ПРИЗВАНИЕ – УЧИТЕЛЬ»
Психолог предлагает участникам обобщить новые знания и новый опыт, полученные во время данного тренинга.
Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, - значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Наша личность зазвучала в работе как уникальный инструмент.
Деление на группы.
Упражнение «Животные»
З - Змеи
Л – Лягушки
В – Верблюды
Е - Ежи
Ваша задача – найти свое «стадо». Говорить, кто вы, нельзя. Можно издавать звуки, которые, по вашему мнению, издает представляемое животное. По этим звукам и нужно ориентироваться. Жестикуляция так же запрещена. Итак, какое стадо соберется быстрее?
Креативная деятельность «Герб профессии»
Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры, набор детских картинок.
Участникам предлагается изготовить герб, отражающий как можно полнее свойства профессии учителя. После выполнения задания проводится обсуждение. Участники (по подгруппам) представляют свой герб, расшифровывают его образы.
«Вверх по радуге»
Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.
Рефлексия
Круг продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».
«Круг света»
Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье.
Участники по кругу передают сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно делая пожелания миру, присутствующим, себе.
Предварительный просмотр:
«Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?» | «Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на соседних улицах погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?» |
«Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете спасти ситуацию?» | «Вы приходите на работу и узнаете, что вас поставили на замену урока не вашего профиля. Подойдите к решению данной ситуации необычно» |
Предварительный просмотр:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое призвание -учитель!
Начиная свою педагогическую деятельность 3 года назад, встречая школьников на линейке первого сентября, я испытывала большое волнение, как сложатся мои отношения с детьми, коллективом. И сейчас, по пр...
Аналитическая справка на конкурс "Призвание - учитель"
Аналитическая справка-анкета на конкурс...
"Моё призвание учитель"-размышление об учителе.
Данная статья является моим рассуждением о современном учителе и его проблемах,а также благодарность людям,которые помогли мне стать учителем....
Статья "Призвание - Учитель"
Давно замечено, что люди случайные в школе не приживаются. Они приходят и уходят, остаются же преданные педагогике, любящие свою работу и детей, отдающие им себя без остатка....
Призвание учителей школы № 49
Учитель – непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди....
Призвание Учитель. Конкурс "Я выбираю Мордовию".
Есть очень простое, но ёмкое выражение: «Где родился - там и пригодился». Я полностью с ним согласна и вот почему. Самое важное, на мой взгляд, это найти своё место в жизни, определить жизненные приор...
индивидуальный проект "Призвание учителя есть призвание высокое и благородное"
индивидульный проект уч-ся 9б класса Вольных Елизаветы по теме " Призвание учителя есть призвание высокое и багородное".Научный руководитель Антипкина Г.А. В...