Условия создания в МОУ Центре образования для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятии наркотических веществ».
план-конспект занятия по психологии (8 класс) по теме

Грачёва Татьяна Павловна

           Проблема, связанная с поведением, проявляющее в отклонении от морально-нравственных норм человеческого общества в разных формах социальной патологии - пьянстве, табакокурении, наркомании  существует на Руси уже давно Лев Николаевич писал «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люд перестали одурманивать и отравлять себя водкой, табаком и опиумом». В нашем современном обществе этот вопрос стал еще более актуальным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugyy_stol.doc122.5 КБ
Microsoft Office document icon agitbrigada.doc1.83 МБ
Microsoft Office document icon ya_so_svoim_klassom.doc126.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyatiesud_nad_narkomaniey.doc1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые участники!

Тема нашего круглого стола « Условия создания в МОУ Центре образования для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятии наркотических веществ».

           Проблема, связанная с поведением, проявляющее в отклонении от морально-нравственных норм человеческого общества в разных формах социальной патологии - пьянстве, табакокурении, наркомании  существует на Руси уже давно Лев Николаевич писал «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люд перестали одурманивать и отравлять себя водкой, табаком и опиумом». В нашем современном обществе этот вопрос стал еще более актуальным.

 Сравним  процентное соотношение поставленных подростков на учет в КДН и ОДН за распитие алкоголя на начало учебного года 2008 с началом  учебного года  2009,  их количество увеличилось с 30% до 44%. Здесь мы учитывали возрастной ценз.  Наши обучающиеся стали по возрасту намного старше, т.к. увеличился поток  желающих получить среднее полное образование, но и они тоже нуждаются в помощи.    Все они из неблагополучных семей, где основной вид воспитания попустительский. Каждый из них уже со сложившимся видом девиаций. Основное время провождения  в компании таких же сверстников как они сами, где происходит употребление наркотиков, психоактивных веществ, к которым относятся и алкогольные напитки. Часто уходят из дома, занимаются бродяжничеством, проституцией.  Этих учеников отличает высокая тревожность, эмоциональное неблагополучие, агрессивность, низкая успеваемость в школе. Стиль жизни этих подростков - привлекать к себе интерес, внимание, совершая антинормативные поступки, чем вызывают отрицательное отношение  со стороны «нормальных» других. Это социальное отношение способствует активизации общения подростка с девиантной средой.

 Девиантное поведение подростков - распространённый феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет.

Среди современных причин девиантного поведения являются:  влияние средств массовой информации, неблагоприятная социальная ситуация развития ребёнка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), определенное окружение и тип ситуаций.  В результате чего ребёнок или подросток стремится снять внутреннее напряжение доступным ему способом, поэтому и возникает конфликтно- демонстративная стадия, т.к. учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнение единомышленников. Поскольку каждый человек стремится к положительному «образу Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает подростков поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя.

Пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями.

Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статусу сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами и поведение подростка становятся все более антинормативными.

Обобщая вышеизложенные концепции можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на  возникновение девиантного поведения, отечественные  и зарубежные психологи выделяют следующие:

- индивидуально-личностные качества ребёнка и уровень его самоуважения;

- возможные психические отклонения и нестабильность «Я-концепции»;

- образ жизни семьи и семейные отношения; наличие в подростковых группах антисоциальных норм;

- значимость социальной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Большое значение отводится роли школы. Мне бы хотелось отметить, что одним из приоритетных направлений   «Целевой комплексной программы развития муниципального общеобразовательного учреждения Лосино- Петровского Центра образования» является внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико –социально –психолого –педагогического сопровождения учащихся.

Под этим  подразумевается принятие комплекса мер психолого-педагогического характера, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, коррекция негативных поведенческих проявлений, самостоятельная оценка поведения подростком и его самокоррекция.

В основе этой работы  лежат такие формы психопрофилактики: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Работа осуществляется по адаптированной программе «Компас».

Цели: 

1. Адаптация подростков девиантного поведения в социуме.

2. Формирование нравственных качеств подростков.

Задачи программы

1. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию (школьная газета, где освещается пропаганда здорового образа жизни,

2. Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни ( проведение тренингов,

3. Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение.

4. Развитие системы организованного отдыха детей и подростков «группы риска».

5. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

6. Организация и развитие различных форм внешкольной подростковой инициативы по оказанию помощи инвалидам, престарелым, многодетным семьям.

7. Координация совместной работы образовательного учреждения с семьями.

8. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.

9. Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.

10. Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально значимой деятельности.

Концептуальными основами программы являются:

- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);

- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

- принцип личностной направленности -учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции; 

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков;

- принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения;

- единство образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения.

Методы работы (слайд)

В работе с подростками девиантного поведения мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудническтво и т. д.), но наиболее эффективными считаем следующие:

- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

В качестве диагностического инструментария использовались патохарактерологический  диагностический опросник ПДО (А,Е,Личко), тест Айзенка «Экспресс-диагностика характерологическийх особенностей личности) (детский вариант), методик диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Учитывая, основные причины, влияющие на возникновение девиаций, мы диагностировали эмоциональную сферу, тревожность, акцентуации характера.

Дифференциальная психологическая диагностика подростков общей популяции помогла нам выделить представителей подростковой группы с личностной изменчивостью и распределить по различным диапазонам конституционально — континуального пространства: психологической норм акцентуации, пограничной аномальной личности (ПАЛ).

 Психопрофилактическая работа проводилась в  форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение.

Методы психодиагностики позволяют фиксировать внешние поведенчиские реакциииспытуемых в разных условиях, а также особенности внуреннего мира, которые трудно выявит другими способами, например переживания. Для выявления детей имеющих склонность к различным формам девиантного поведения: ранние формы алкоголизма, наркомании применяем такие методы:

-беседа, где в ходе равноправного и равнопозиционного общения можно получит значимую информацию о личности испытуемого;

- наблюдение вербальных и невербальных актов поведения респондентов;

- биографический метод помогает изучить жизненный путь человека , в процессе которого формируется личность;

- эмпатическое слушание –метод, основанный на способности понять собеседника, сопереживать ему те же эмоциональные состояния, которые испытывает респондент.

  Предложенная программа осуществляется в трех направлениях

Первое направление: просветительная и профилактическая работа с учащимися школы.  Эта работа осуществляется через социально-психоло-педагогическую службу (СППС), работу с родителями, досуговую деятельность, социальное проектирование.

Дети нуждаются не простив помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально- психолого- педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Эта часть программы состоит из 4-х блоков.

Первый блок занятий направлен на проблему школьной тревожности.

Второй блок направлен на развитие и коррекцию мотивационной и эмоциональной сферы. Третий блок – развитие личности и личностный рост. Четвертый – профилактике вредных привычек.

Психологическая поддержка детей с девиантным поведением была направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, повышение адекватной самореализации за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

Оказывая помощь, в разрешении затруднительного для подростка вопроса, мы использовали различные способы: тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их - залог успешности воздействия. Среди ведущих методов психопрофилактической работы использовали: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Что имело свою результативность.  Снизился уровень нестабильности в поведении. Подростки стали более эмоционально – стабильнее, спокойнее, уравновешеннее, решительнее.

Гистограмма 3. Соотношение типов темперамента при первичном и контрольном диагностировании

1.Интроверты.

2. Экстраверты.

3. Амбиверты.

4. Эмоциональная устойчивость.

5. Эмоциональная неустойчивость.

Гистограмма 4. Соотношение уровней тревожности при  первичном и контрольном диагностировании

1.Тревожность в норме.

2. Повышенная тревожность.

3. Высокий уровень тревожности.

Гистограмма 5. Соотношение уровней и видов тревожности при первичном и контрольном диагностировании

1.Общая тревожность в школе.

2.Переживание социального стресса.

3.Фрустрация потребностей в достижении успеха.

4.Страх самовыражения.

5.Страх ситуации проверки знаний.

6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих.

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 Профилактическая работа направлена на предупреждение девиантного поведения подростков. Она способствует формированию личной и социальной компетентности, развивает у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, помогает укрепить чувство самоуважения, развить способности критически мыслить, уметь ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Программа профилактики учит подростка делать правильный выбор, обучает умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; неагрессивным способом реагировать на критику, противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие решать возникающие проблемы социально позитивными средствами.

Оценка эффективности проделанной работы подтвердилась также на основе данных психолого-педагогического мониторинга. Первый срез был сделан в начале сентября 2010 года. Заключительный срез - в ноябре 2011 года . (обратить внимание на раздаточный материал)

Результаты опроса показали, что изменилось понимание причин девиантного поведения старшеклассников, меньше стало у ребят свободного ничем не заполненного времени, у них появился интерес к проводимой в школе работе, сформировались такие качества, как самостоятельность и критичность, расширилось «информационное поле» молодых людей, появилось стремление к взаимодействию с взрослыми, сформировалась рефлексивная позиция

Результаты опроса учащихся  МОУ Лосино-Петровского Центра образования

Первичный опрос

Вторичный опрос

юноши

девушки

юноши

девушки

1 . Какие виды

поведения вы

назвали бы от

клоняющимися

от нормы:

те, за которы-

ми следует

уголовное на-

казание

те, за которые

следует любое

наказание со

стороны взрос-

лых

- нарушение

норм права

- нарушение мо-

рально-

нравственных

норм

- наркомания

- алкоголизм

- проституция

- воровство

2. Какие из

этих видов по-

ведения преоб-

ладают у ваших

сверстников:

-прием алкоголя  и курение в общественных местах

-нарушение

общественно-

го порядка

-хулиганство

 токсикомания

- воровство

нарушение

правил режима

в школе

принятие алкоголя и курение в общественных

местах

проституция

- употребление наркотических веществ

- нарушение общественного порядка

- пропуски занятий

- мелкое хулиганство

- употребление

алкоголя и курение

отказ от

выполнения

предложенных заданий

раннее начало половой

жизни

отрицательное отношение к учебе

3. На чем преимущественно основывается ваше мнение по первым двум вопросам

свое собственное мнение (52%) мнение друзей (48%)

-собственное мнение (41%) -информация, полученная от взрослых (37%)

-сообщения в СМИ (22%)

4. Почему, по вашему мнению, молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы:

-масса свободного ничем не занятого времени (42%)

-нарушение взаимоотношений со взрослыми (37%)

-желание обратить на себя внимание (10%)

-желание завоевать авторитет у друзей (5%)

-просто так, от скуки (6%)

-неадекватная самооценка (51%) протест против норм взрослого общества (23%)

-природно обусловлены (имеют то или иное заболевание) (26%)

5. Если бы у вас возникли проблемы, с которыми самим не справиться, к кому бы вы обратились за помощью, советом:

-к друзьям (63%)

-сам буду решать (25%)

-к родителям (10%)

-к педагогам и специалистам группы поддержки (2%)

-постараюсь сам решить (37%)

-к родителям (29%)

-к психологу (15%)

-к педагогам (10%)

-к друзьям (9%)

6. Если за помощью обратились бы к вам, чем вы смогли бы помочь:

-не знаю (62%)

-ничем (38%)

-расскажу, где можно получить ту или иную помощь (49%) ---посоветую, к кому обратиться в школе (31 %)

-приму участие в решении проблемы (20%)

7. Какие виды отклоняющего-ся поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых:

не знаю (81%)

-никакие (11%)

-употребление наркотиков (8%)

-любые виды девиантных отклонений, особенно наркомания и алкоголизм

8. Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющее ся от общепринятых норм поведение:

взрослые пугают «страшилками» или наказанием за то или иное поведение, но мы ведь не девианты, и эти последствия нас не коснутся (100%)

-человек не сможет нормально жить с другими людьми (42%)

-к тем или иным заболеваниям(38%)

-искалеченная жизнь (20%)

9.Какая работа,

которую про-

водят педагоги

и специалисты

группы поддержки после

учебных занятий, тебе нравится (вопрос,

который зада-

вался в ходе

интервью):

-никакая (49%)

-дискотеки (35%)

-спортивные праздники (16%)

-игры и тренинги (37%)

-работа кружков и секций (21%)

-совместные с родителями праздники (25%)

- консультации и практикумы, на-

правленные на коррекцию лично-

стных особенностей (17%)

10. Какими

качествами

должен обла-

дать современ-

ный человек

(выделенные

приоритетные

качества на ос-

нове данных

интервью)

-физическая сила

-находчивость

-смелость

-общительность

-самостоятельность

-критичность

-трезвая оценка себя и своих

поступков

-адекватная оценка окружающих

и их поступков

-гибкая ориентация в

складывающихся условиях

-

Большое внимание уделяется досуговой  деятельности. У нас в школе существует агитбригада «ШОК». (выступление) Ведется волонтерская работа (зачастую необходимо просто озвучить свою проблему), создана школьная газета, пропагандирующая здоровый образ жизни. (слайд) Привлечение учеников к поисковой работе в Центре патриотического воспитания и специальной подготовки молодежи « Маяк – Спецназ» Недавно наши ученики принимали участие во Всероссийском слете .., который проходил 22 -24 ноября.(У нас в гостях руководители этого Центра). В экологических акциях  «Мой дом –Земля», « Я Гражданин России». С большим удовольствием ученики слушают записанные на диски выступления профессора Жданова, который пропагандирует здоровый образ жизни и объясняет на доступном языке вред алкоголя, наркотиков, табака,

Пропаганда здорового образа жизни прослеживается при проведении  классных часов.

Данная программа помогает развить у подростков позитивное отношение к самому себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, развить способности критически мыслить, уметь ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.

  Второе направление: семья – подросток. Просветительная и профилактическая работа с родителями (цикл занятий)

Социально- психологическая защищенность зависит от того, кто и как влияет на его развитие, Опыт работы позволяет утверждать, что дети могут достигать своего потенциала, если они воспитываются в безопасном окружении, которое обеспечивает нормальный уход и естественную зависимость.

Третье направление: просветительная и профилактическая работа с учителями (информационный блок для педагогов)

Повышая психологическую культуру и компетентность, учитель трансформирует свой профессиональный образ мира, жизни, изменяя тем самым свои способы осуществления профессиональной деятельности, решая и свои личностные проблемы.

Конечно, существуют и определенные трудности. Работа с семьями трудных подростков осложняется тем, что там, в основном попустительский характер воспитания. На контакт такие родители практически не идут. А отсюда и вытекающие проблемы. Детям сложно ориентироваться в правильном выборе  жизненных ценностей .


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к заседанию методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"

Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание  потребности в здоровом образе жизни"...

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Создание и функционирование центра образования естественно-научной и технологической направленностей Точка роста.

Целью деятельности центра «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования, расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-...