Программа социальной адаптации детей в ДОУ « Шаг навстречу».
рабочая программа по психологии по теме

Поваляева Галина Валерьевна

Многим воспитателям ДОУ приходится  сталкиваться с  замечаниями родителей, что после первых недель посещения детского сада их малыш очень изменился, стал агрессивными и неуправляемым, с ним просто невозможно  стало справиться вечером.  Всему этому есть свое объяснение – это адаптация к новым социальным условиям и отношениям. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на  стиль общения родственников, то на стиль общения воспитателей.  Для того чтобы помочь детям в период  адаптации в учреждении  была разработана программа социальной адаптации в ДОУ «Шаг навстречу», выдержки из которой здесь  представлены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  социальной адаптации детей  в ДОУ

« Шаг навстречу»

Цель программы:

  • Психологическое  сопровождение   детей  в период социальной адаптации в ДОУ.
  • Содействие социальной адаптации.

Задачи:

  1. Создать обстановку, способствующую устранению психологического напряжения.
  2. Провести диагностику с целью изучения особенностей личности и выявления  психологических проблем и форм их проявления у детей, поступивших в ДОУ.
  3. Формировать стремление к познанию,  погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
  4. Формировать навыки общения.

Структура программы.

Программа включает в себя 3 блока:

I. Диагностический .

II. Развивающий.

III. Результативный.

Реализация программы:

Срок реализации программы – 4 недели:

1- неделя – диагностика;

2-3-  неделя  - снижение эмоционального напряжения; формирование позитивной Я-концепции и коммуникативных  навыков.

4 неделя  -  оценка результатов социальной адаптации.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение уровня тревожности поступающих детей в ДОУ.
  • Формирование доверительных отношений в системе воспитатель-воспитанник
  • Формирование коммуникативных навыков

I блок программы

Диагностический

Перечень диагностических методов, используемых на данном этапе:

  1. Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года:)
  • Наблюдение
  • Совместная деятельность
  • Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

  1. Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет):
  • Наблюдение
  • Совместная деятельность
  • Игра
  • Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

   

     3. Для детей старшего дошкольного и преддошкольного возраста (6-7 лет):

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Игра
  • Проективные методики («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «САТ», «Волшебное интервью»)
  • Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Блок занятий для детей младшего дошкольного возраста

 (3-4года).

Игры и упражнения I этапа

На первом этапе адаптации занятия проводятся 2 раза  неделю, форма занятий индивидуальная или в подгруппах по 3 человека. Продолжительность одного занятия – 10-15 минут. Место проведения  - сенсорная комната.

Занятие 1 «Знакомство»

Цель: снижение эмоционального  напряжения, формирование доверительных отношений.

Игра  «Дай ручку!»

Ход игры: Психолог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Игра «Ай да, комната!

Ход игры: ребенка приглашают в «волшебную комнату». Обстановка должна быть непринужденной, настаивать не следует, ребенок сам должен заинтересоваться. В условиях включенного основного освещения,  малышу следует показать и дать потрогать все, что находится в сенсорной комнате (сенсорные панели, дорожку, сухой душ, «водопад» …).

Игра «Хлопаем в ладоши!»

Ход игры: Психолог хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия психолога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Игра «Пока! Пока!»

Ход игры: Психолог подходит к ребенку и машет рукой, прощаясь.

—Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

Помаши ручкой на прощание. Пока!

- Скажи мне: «Пока, пока!»

Ритуалы встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать психолога при встрече и прощании самостоятельно. Эти игры полезны тем, что учат правилам поведения между людьми.

Занятие 2

Цель: снижение эмоционального  напряжения, формирование доверительных отношений.

Игра «Здравствуй, я котик!»

Психолог держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Психолог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

Смотри, какой к нам пришёл котёнок маленький, пушистый. Давай погладим котёнкавот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Он предлагает ребенку поздороваться с котенком и представиться ласковым именем.  Ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

«Котик ласкает»

Как и в предыдущем упражнении, психолог держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем, если на занятии не один ребенок, дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Психолог помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).

Игры и упражнения II этапа

Занятия   2 этапа проводятся  два  раза  в неделю  в группе не более 5 человек. Место проведения групповая комната. Продолжительность одного занятия 20 минут.

Занятие 1

Цель:  способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.

Игра «Кто в домике живет?»

Дети «забираются» в домики — для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Психолог «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом психолог спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т. п., а ребенок отвечает на эти вопросы.

Игра «Раз-два-три, заяц, замри!»

Дети ходят по комнате. Психолог говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два, три, замри!» — вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде психолога дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше психолог может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».

Игра «Пальцы-мышки»

Дети садятся в круг (лучше проводить эту игру сидя  на ковре). Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по своей голове, по плечам, по груди, по животу, потом по своим коленкам, потом — по коленкам соседа (сначала справа, затем слева).

Занятие 2

Цель:  способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.

Игра «Имя шепчет ветерок»

Психолог просит детей представить, что с ними хочет подружиться ... ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.

Игра «Потерялась девочка»

Дети сидят в кругу, психолог «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в группу  к вам   сама (я сам) пришла (пришел)».

Игра «Кто перед тобой — рассмотри в дырочку»

В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.

«Повторяй за мной»

Детям предлагается, повторяя за психологом, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Урок - обобщение по теме "Имя числительное". Навстречу Универсиаде-2013

Предлагаемый  вашему вниманию  урок–обобщение по теме «Имя числительное», подготовлен  предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект трие...

РОДИТЕЛЯМ: 10 заповедей. 10 шагов навстречу.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как о...

Интерактивный кроссворд "Звездам навстречу"

Интерактивный кроссворд с использованием клавиатуры....

Звёздам навстречу.

Мероприятие, посвящённое Дню космонавтики и презентации к нему....

"Навстречу солнцу! Навстречу здоровью!"

Спортивное мероприятие, посвящённое началу учебного года. Основано на материале туристских навыков....

Презентация о работе по воспитанию личнсти ребёнка «Вперёд, к здоровью навстречу, навстречу к счастливым ветрам!»

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....