Программа социальной адаптации детей в ДОУ « Шаг навстречу».
рабочая программа по психологии по теме
Многим воспитателям ДОУ приходится сталкиваться с замечаниями родителей, что после первых недель посещения детского сада их малыш очень изменился, стал агрессивными и неуправляемым, с ним просто невозможно стало справиться вечером. Всему этому есть свое объяснение – это адаптация к новым социальным условиям и отношениям. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на стиль общения родственников, то на стиль общения воспитателей. Для того чтобы помочь детям в период адаптации в учреждении была разработана программа социальной адаптации в ДОУ «Шаг навстречу», выдержки из которой здесь представлены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социальной адаптации детей в ДОУ
« Шаг навстречу»
Цель программы:
- Психологическое сопровождение детей в период социальной адаптации в ДОУ.
- Содействие социальной адаптации.
Задачи:
- Создать обстановку, способствующую устранению психологического напряжения.
- Провести диагностику с целью изучения особенностей личности и выявления психологических проблем и форм их проявления у детей, поступивших в ДОУ.
- Формировать стремление к познанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
- Формировать навыки общения.
Структура программы.
Программа включает в себя 3 блока:
I. Диагностический .
II. Развивающий.
III. Результативный.
Реализация программы:
Срок реализации программы – 4 недели:
1- неделя – диагностика;
2-3- неделя - снижение эмоционального напряжения; формирование позитивной Я-концепции и коммуникативных навыков.
4 неделя - оценка результатов социальной адаптации.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня тревожности поступающих детей в ДОУ.
- Формирование доверительных отношений в системе воспитатель-воспитанник
- Формирование коммуникативных навыков
I блок программы
Диагностический
Перечень диагностических методов, используемых на данном этапе:
- Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года:)
- Наблюдение
- Совместная деятельность
- Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
- Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет):
- Наблюдение
- Совместная деятельность
- Игра
- Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
3. Для детей старшего дошкольного и преддошкольного возраста (6-7 лет):
- Наблюдение
- Беседа
- Игра
- Проективные методики («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «САТ», «Волшебное интервью»)
- Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
Блок занятий для детей младшего дошкольного возраста
(3-4года).
Игры и упражнения I этапа
На первом этапе адаптации занятия проводятся 2 раза неделю, форма занятий индивидуальная или в подгруппах по 3 человека. Продолжительность одного занятия – 10-15 минут. Место проведения - сенсорная комната.
Занятие 1 «Знакомство»
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игра «Дай ручку!»
Ход игры: Психолог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Игра «Ай да, комната!
Ход игры: ребенка приглашают в «волшебную комнату». Обстановка должна быть непринужденной, настаивать не следует, ребенок сам должен заинтересоваться. В условиях включенного основного освещения, малышу следует показать и дать потрогать все, что находится в сенсорной комнате (сенсорные панели, дорожку, сухой душ, «водопад» …).
Игра «Хлопаем в ладоши!»
Ход игры: Психолог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия психолога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Игра «Пока! Пока!»
Ход игры: Психолог подходит к ребенку и машет рукой, прощаясь.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
- Скажи мне: «Пока, пока!»
Ритуалы встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать психолога при встрече и прощании самостоятельно. Эти игры полезны тем, что учат правилам поведения между людьми.
Занятие 2
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игра «Здравствуй, я котик!»
Психолог держит в руках мягкую игрушку — котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Психолог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Он предлагает ребенку поздороваться с котенком и представиться ласковым именем. Ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
«Котик ласкает»
Как и в предыдущем упражнении, психолог держит в руках мягкую игрушку — котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем, если на занятии не один ребенок, дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Психолог помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
Игры и упражнения II этапа
Занятия 2 этапа проводятся два раза в неделю в группе не более 5 человек. Место проведения групповая комната. Продолжительность одного занятия 20 минут.
Занятие 1
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.
Игра «Кто в домике живет?»
Дети «забираются» в домики — для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Психолог «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом психолог спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т. п., а ребенок отвечает на эти вопросы.
Игра «Раз-два-три, заяц, замри!»
Дети ходят по комнате. Психолог говорит им: «Сейчас вы будете превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два, три, замри!» — вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь — «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде психолога дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше психолог может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей — волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».
Игра «Пальцы-мышки»
Дети садятся в круг (лучше проводить эту игру сидя на ковре). Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по своей голове, по плечам, по груди, по животу, потом по своим коленкам, потом — по коленкам соседа (сначала справа, затем слева).
Занятие 2
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.
Игра «Имя шепчет ветерок»
Психолог просит детей представить, что с ними хочет подружиться ... ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик или камешки на дороге.
Игра «Потерялась девочка»
Дети сидят в кругу, психолог «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в группу к вам сама (я сам) пришла (пришел)».
Игра «Кто перед тобой — рассмотри в дырочку»
В большом листе бумаги выщипывается дырочка диаметром 1 см. Дети по очереди подходят к дырочке, рассматривают через нее остальных и называют имена тех детей, которых они увидели.
«Повторяй за мной»
Детям предлагается, повторяя за психологом, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)
В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...
Урок - обобщение по теме "Имя числительное". Навстречу Универсиаде-2013
Предлагаемый вашему вниманию урок–обобщение по теме «Имя числительное», подготовлен предшествующим материалом. Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект трие...
РОДИТЕЛЯМ: 10 заповедей. 10 шагов навстречу.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как о...
Интерактивный кроссворд "Звездам навстречу"
Интерактивный кроссворд с использованием клавиатуры....
Звёздам навстречу.
Мероприятие, посвящённое Дню космонавтики и презентации к нему....
"Навстречу солнцу! Навстречу здоровью!"
Спортивное мероприятие, посвящённое началу учебного года. Основано на материале туристских навыков....
Презентация о работе по воспитанию личнсти ребёнка «Вперёд, к здоровью навстречу, навстречу к счастливым ветрам!»
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....