Психологические особенности протекания молодости в условиях села, районного центра, города
презентация к уроку по психологии по теме

Степанова Елена Дмитриевна

Описаны псхологические особенности молодежи села и районного центра, даны краткие характеристики городских молодежных субкультур. Даны рекомендации по использованию невербального языка в общении с молодежью из разных социальных слоев. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема №3 П сихологические особенности протекания молодости в условиях села, районного центра, города

Слайд 2

План Психологические особенности молодежи села и районного центра. Молодежные субкультуры в условиях города. Невербальный язык в общении с молодежью из разных социокультурных слоев.

Слайд 3

Психологические особенности молодежи села и районного центра Жизнь в районном центре и в сельской местности отличается определенной самобытностью, особым социальным укладом. Молодежь сел и районных центров характеризуется большей степенью социокультурной депривации, повышенной экзальтированностью и особенностями оценок других людей и самооценки, вызванными меньшей конкуренцией в социальном окружении.

Слайд 4

Социокультурная депривация молодежи сел и районных центров Деприва́ция ( лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей или вызванное лишением благ, к которым человек был привычен очень долгое время. Э то лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека. Круг явлений, подпадающих под понятие депривации, достаточно широк. Существует пищевая, двигательная, сенсорная, социальная, культурная, эмоциональная и многие другие виды деприваций.

Слайд 5

Социокультурная депривация молодежи сел и районных центров Социокультурная депривация — снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми, — жить, функционально и культурно взаимодействуя с социумом. Формы социокультурной депривации различны не только по степени её жёсткости, но и по тому, кто является её инициатором: кто именно задает депривационный характер отношений личности (группы) с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определённых задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей.

Слайд 6

Социокультурная депривация молодежи сел и районных центров Причинами повышенной социокультурной депривации сельской молодежи являются : Разрыв в уровне материальной обеспеченности между городом и селом; Разрыв в уровне образования у сельских и городских жителей; Недостаточная инфраструктура, в том числе и для современных информационных технологий, в сельской местности, что увеличивает вынужденную изоляцию

Слайд 7

Социокультурная депривация молодежи сел и районных центров Депривация может вызвать агрессию. Вектор агрессии может быть направлен наружу (часто, на объект, который создаёт относительную депривацию (очень богатые люди, знаменитости), либо на совершенно не относящиеся к ситуации, случайные объекты — предметы, животные, люди). Тот же вектор агрессии может быть направлен и внутрь, на самого человека, который испытывает депривацию. Это иногда может привести к суициду, в самоповреждениях без цели суицида, а также в скрытых формах аутоагрессии — соматических болезнях, алкоголизме, наркоманиях, курении.

Слайд 8

Социокультурная депривация молодежи сел и районных центров С медицинской точки зрения , если человек лишен возможности безнаказанно выплеснуть агрессию наружу, то агрессия направится вовнутрь, вызовет изменения в парасимпатической иннервации гладкомышечных органов. Вначале повышенная конфликтность, раздражительность, бессонница, депрессии, далее следует качественный скачок и появятся гипертония, инфаркт, инсульт, астма, выкидыши и т. д. Поражаются все гладкомышечные органы, имеющие парасимпатическую иннервацию.

Слайд 9

Повышенная экзальтированность сельской молодежи Экзальтация ( лат . exaltatio — подъём, воодушевление) — повышенное настроение с оттенком восторженности. В высокой степени усиленное раздражение психической сферы проявляется то в виде мечтательного настроения, то безграничного воодушевления. Для сельской молодежи свойственны более бурные эмоциональные реакции и менее сдержанное, иногда преувеличенное, их проявление.

Слайд 10

Повышенная экзальтированность сельской молодежи Повышенная экзальтированность приводит к тому, что юноши и девушки из сельской местности переоценивают значение эмоциональной окраски межличностных взаимоотношений. Если им улыбаются, называют ласково, то они рассчитывают на дополнительные бонусы лично для себя и в условиях города обречены на разочарования. Общаться на строго формальной, деловой основе они не привыкли.

Слайд 11

Повышенная экзальтированность сельской молодежи Студентам из сельской местности необходимо особо четко объяснять функциональные обязанности коменданта общежития, куратора, преподавателя, директора колледжа и т.п., чтобы в случае возникновения проблем они могли их разрешить на должном или более высоком функциональном уровне. Они должны хорошо знать свои права и обязанности.

Слайд 12

Особенности оценок других людей и самооценки Девушки и юноши из районного центра, а тем более из небольшой деревни, привыкли жить и добиваться успеха в социальном окружении с меньшей степенью конкуренции, чем это бывает в областном центре или крупном мегаполисе.

Слайд 13

Особенности оценок других людей и самооценки Для многих населенных пунктов нашей области характерны небольшая численность населения, низкий уровень транспортного и других видов сообщения. Малочисленные школы с числом учащихся менее 100 человек составляют более 70% от общего числа сельских школ. Основной недостаток обучения в таких школах – малочисленность классов и коллектива преподавателей. Это уменьшает вариативность методов обучения, ограничивает круг общения, развитие коммуникативных умений и адаптационных способностей.

Слайд 14

Особенности оценок других людей и самооценки Ограниченный круг общения приводит к тому, что многие поведенческие проявления людей из новой городской социокультурной среды воспринимаются как слишком странные и даже ненормальные.

Слайд 15

Особенности оценок других людей и самооценки Меньшая конкуренция вызвана не повышенной толерантностью или доброжелательностью, а просто меньшим количеством потенциальных конкурентов. Поэтому человек, ставший победителем районной олимпиады, может в городской школе не стать даже победителем на уровне школы.

Слайд 16

Особенности самооценки Синдром «первого парня на деревне» делает самооценку неадекватно завышенной, а это приводит к расслаблению при подготовке к первому (городскому) выступлению, к соревнованию, конкурсу и т.п. Получив первую оценку в условиях более высокой конкуренции, многие молодые люди этого типа прекращают участвовать в подобных мероприятиях, чтобы сохранить свою завышенную самооценку.

Слайд 17

Молодежные субкультуры в условиях города

Слайд 18

Молодежные субкультуры в условиях города Люберы — одна из молодежных групп криминального характера как модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии . Особенностью люберов является установки на здоровый образ жизни и агрессивный ответ на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной с начала «перестройки ». Они практикуют « ремонт» и « оздоровлению» общества (преследуют бомжей , проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания »).

Слайд 19

Молодежные субкультуры в условиях города Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России. Возникла практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. У них ситуативная идентификация, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Объединяет желание эмоциональной разрядки, возможность «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Слайд 20

Молодежные субкультуры в условиях города Байкеры . По своему происхождению они — слепок с западных байкеров, но с иной социальной подоплекой. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства , российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Слайд 21

Молодежные субкультуры в условиях города Хип-хоп культура. Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг . В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

Слайд 22

Молодежные субкультуры в условиях города Романтическая компенсация повседневной рутины : группы экстремальных видов спорта; диггеры — исследователи подземных коммуникаций; толкинисты и т.п.; г руппы, воспроизводящие некоторые черты советского прошлого.

Слайд 23

Виды общения

Слайд 24

Виды общения Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

Слайд 25

Структура речевого общения В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз. 2 . Речевые звуковые явления. 3. Выразительные качества голоса. Исследования показывают, что в среднем ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53%. Публиций справедливо заметил: «Говорим голосом, беседуем всем телом».

Слайд 26

Структура речевого общения «Разум человека проявляется в ясности его речи». Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Слайд 27

Задание для самостоятельной работы 1. Дайте видо -родовое определение следующим понятиям: глаза – это… ветер – это… этаж – это… 2. Передайте смысл фразы «Девочка гуляла по улице с книгой в руках», используя другие слова. 3. Изобразите с помощью кругов Эйлера соотношение понятий «женщина», «мать».

Слайд 28

Невербальный язык Невербальный язык мы распознаем на интуитивном уровне.

Слайд 29

Невербальный язык Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций (совокупность телодвижений). Мимика изучает движения мышц лица. Жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела. Пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания , поглаживания, отталкивания и пр. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Слайд 30

Жест открытых ладоней Он свидетельствует об открытости человека, который не стремится что-либо скрывать в данный момент. Жестика

Слайд 31

Пальцы рук сцеплены . Возможно три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест обозначает разочарование и желание собеседника скрыть свое отрицательное отношение. Жестика

Слайд 32

Жестика Жесты лжи защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест обозначает, что слушающий чувствует, как вы лжете ; оттягивание воротничка . Этот жест используется тогда, когда человек разгневан или расстроен. Может использоваться и в том случае, когда человек солгал и заподозрил, что его обман раскрыт.

Слайд 33

Жестика Жесты нетерпеливости: почесывание и потирание уха . Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет высказаться ; человек, стремящийся закончить беседу, опускает веки . Если ваш собеседник носит очки, то он снимет очки и отложит их в сторону.

Слайд 34

Пальцы во рту . Данный жест говорит о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Жестика

Слайд 35

Подпирание ладонью щеки . Жест свидетельствует о том, что собеседнику стало скучно Жестика

Слайд 36

Указательный палец направлен вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок . Жест указывает на то, что собеседник негативно или критически относится к тому, что слышит Жестика

Слайд 37

Скрещенные на груди руки собеседника сигнализируют о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему. Если собеседник скрестил руки и сжал ладони в кулак, то это означает, что он настроен крайне враждебно. Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник при скрещивании рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную. Жестика

Слайд 38

Жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают рукой щеку — это жесты размышления и оценки. Жестика

Слайд 39

Если ваш собеседник покусывает дужки очков или постоянно снимает и надевает очки, это значит, что он затягивает время для принятия решения. В этом случае вам необходимо помочь вашему собеседнику и дать необходимое ему время на обдумывание Жестика

Слайд 40

Жестика Жесты сомнения почесывание указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или боковой части шеи , потирание указательным пальцем носа — это жесты сомнения, которые свидетельствуют о том, что в разговоре собеседнику что-то неясно; почесывание шеи . Такой жест свидетельствует о сомнении и неуверенности человека.

Слайд 41

Пантомимика Обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно такую позу, то тему разговора следует поменять.

Слайд 42

Невербальный язык в общении с молодежью из разных социокультурных слоев В обучении важное значение имеют позы активного слушания, позы боязни публичного ответа позы дистанции и оценки

Слайд 43

Невербальный язык в общении с молодежью из разных социокультурных слоев В общении с молодежью из разных социокультурных слоев большое значение имеет правильное использование пространственных зон общения.

Слайд 44

Специфика зон общения Для жителей мегаполиса расстояние до собеседника в 50 см при беседе считается вполне нормальным. В то время как люди малонаселенных районов будут чувствовать себя в таком положении крайне неуютно. У него складывается впечатление, что на него давят.

Слайд 45

Невербальный язык в общении с молодежью из разных социокультурных слоев Расположение за столом имеет большое значение для эффективности общения

Слайд 46

Расположение за столом Оптимальное расположение для делового взаимодействия, конструктивного обсуждения

Слайд 47

Расположение за столом Оптимальное расположение для дружеской беседы, интимного общения

Слайд 48

Расположение за столом Конфронтация, расположение при конфликтных взаимоотношениях

Слайд 49

Расположение за столом Дистанцирование, нежелание или выход из общения

Слайд 50

Расположение за столом

Слайд 51

Ситуация для анализа На метеорологической лаборатории работает 11 сотрудниц. Их рабочие места находятся в одной комнате. Коллектив был очень дружен. Семьи сотрудниц собирались вместе на выходных и в праздники. Все были доброжелательны, помогали друг другу в работе и вне службы. Однажды женщины решили, что они общаются недостаточно интенсивно, и переставили рабочие столы в лаборатории в форме каре, сев лицом друг к другу. Через 2 месяца лаборатория раскололась на несколько враждующих группировок. Дружелюбие исчезло, время от времени стали вспыхивать ссоры.

Слайд 52

Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению . МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c. Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с. Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) . — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с. Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация . — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с. Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации».

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации»....

Психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1-3% от общей детской популяции....

Психологические особенности адаптации учащихся к условиям обучения в ВУЗе.

При переходе из средней школы в ВУЗ бывший школьник сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко ...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Психологические особенности старших подростков в условиях детского дома

В разных источниках можно найти различные возрастные периодизации. В среднем старший подростковый возраст - это период с 13 до 16 лет. Также существуют мнения, что старший подростковый возраст входит ...

«Культурно-познавательный маршрут по селу Базарные Матаки-районному центру Алькеевского муниципального района Республики Татарстан»

Культурно-познавательная экскурсия  «Культурно-исторические и социальные достопримечательностисела Базарные Матаки»...