Что такое стресс. Пути преодоления эмоционального напряжения.
консультация по психологии (8 класс) по теме

В статье раскрываются такие понятия, как сущность  стресса, виды стресса и его связь с эмоциями. Снять или предотвратить его отрицательные последствия помогут приведённые в статье экспресс- методы преодоления эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stress.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

СТРЕСС.

Психически здоровый человек  - тот, кто испытывает состояние душевного равновесия, психологического комфорта ,социально адаптирован и не имеет нарушений отдельных психологических функций  (восприятия, памяти, внимания , эмоций )

Социальная адаптированность означает :

1)приспособленность к требованиям жизни в обществе,

2)отсутствие снижения этой приспособленности ,

3)адекватность, т.е. соответствие поведения и состояния человека  реальной

 ситуации,

4)саморегуляция  своего психического состояния.Отклонения от идеального самочувствия могут быть ,но они не достигают  уровня психического срыва .

Под влиянием различных факторов  психически здоровый  человек может испытывать психологически некомфортное состояние ,однако степень  и длительность этого дискомфорта в подавляющем большинстве случаев  зависят от самого  человека ,образа его жизни.  

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ СТРЕССА.

«Стресс – это неспецифическая (т.е. одинаковая)  реакция организма  на любое  предъявляемое к нему  требование ».

Стресс  (от англ. «напряжение, давление ) представляет собой  особое состояние психики, организма в целом ,определяемое широкой мобилизацией  функциональных резервов  для преодоления какого-либо экстремального воздействия.

Речь идет  именно о достаточно  мощном воздействии ,стресс – факторе (стрессоре), способном вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма ,связанную с перестройкой его функциональных систем , с адаптацией   к новым условиям  жизнедеятельности (труда и обитания).

Началом утверждения  основ теории стресса считают знаменитую статью  Г.Селье  «Синдром,вызываемый различными  повреждающими агентами» (1936).

 Самые различные неблагоприятные факторы (холод, тепло, боль, физические травмирующие воздействия, инъекции адреналина, инсулина)  вызывают обычно одинаковый ответ организма , получивший у Г.Селье название  «общий адаптационный  синдром» (ОАС).Это и есть стресс.

В ОАС  Г. Селье выделил три стадии :

  • Тревоги, которая состоит  из фаз «шока» и «противошока»,
  • Стадию повышенной резистентности,
  • Стадию истощения.

В ответ на воздействия стрессора  сначала происходит понижение ряда физиологических, биохимических параметров (шок, но одновременно  включаются защитные  гормональные механизмы :мозговым слоем надпочечников  обильно выделяется адреналин ;гипофизом выбрасываются адренокортикотропный ,тиреотропный гормоны ;затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников – глюкокортикоидов. Организм начинает перестраиваться  - происходит  «противошок».  

  Однако  могут наблюдаться  такие случаи ,когда вследствие воздействия очень сильных стрессоров  ,чрезвычайных нагрузок  или пониженного исходного  функционального состояния организма ,предшествующей патологии  и др., «противошок» не достигает потребной кондиции ,и стадия  повышенной резистентности  не наступает .Чаще всего развитие стресса происходит по  обычной схеме.

Физическая нагрузка                                                            Стадия повышенной

как стресс фактор                                                                   резистентности

                                   стадия тревоги                       исходный уровень                                                              

А          

фаза шока                                        фаза противошока        

 показатели                                                                                                                                                                

функционального                                                                                                                                                    

состояния                                                                                                                                                                    

Чрезмерные физические нагрузки                                                                                                                      

  Фаза шока                                     фаза противошока             Исходный уровень              

                                                                                                                                                                                     

Б

В стадии повышенной резистентности  (А)  функциональные возможности  организма повышаются на величину  выше исходного уровня. Ее рассматривают также  как стадию неспецифической  устойчивости и перекрестной резистентности. Это значит, что, например, при стрессоре  в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости, организм  может  более успешно противостоять  целому ряду  инфекций  и другим негативным воздействиям.

Но  когда  в стрессе наступает стадия  истощения , то защитные возможности организма оказываются исчерпанными ,и если воздействие стрессора  не прекращается , то наступает летальный исход.

Таким образом,

существенное повышение возможностей человека возможно  в так называемом  эв – стрессе. К нему относятся механизмы противошока и перекрестной резистенции (неспецифической устойчивости).

Негативные проявления и последствия стресса  - это ди –стресс.

Дистресс на французском языке означает, что наступила беда, несчастье.

В дистрессе развиваются многие психогенно обусловленные расстройства, в частности : язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, неврозы,

диабет, экземы и др.

ВИДЫ СТРЕССА.

характером стрессора. Если  источником развития  стрессового состояния  являются  эмоциогенные  воздействия, переживания  (страх, ярость, чрезмерное  чувство  ответственности , «душевная « боль  в связи с гибелью  близких людей , чувство презрения  к самому себе  за совершенную подлость , ожидание возмездия , ревность ) – тогда этот стресс называют «эмоциональным»,а в остальном он протекает, как и другие :

  • гормональный,
  • психологический,
  • физиологический и др.

Перегрузка  в интеллектуальном труде  без надлежащего отдыха  и  переключения  вызывает психический стресс ,который особенно негативно сказывается на мыслительной деятельности ,ведет к временному резкому  понижению памяти  и т.д.

   

Органическая связь стресса с эмоциями.

Биологическая сущность эмоций  - в их целесообразности. Они стимулируют активность при возникновении сложных условий среды обитания, мобилизуют новые силы, чтобы преодолеть возникающие трудности , опасности.

 В эмоциональной реакции  в таком аспекте можно выделить  два

взаимосвязанных компонента :

  1. отражение в сознании отношения  к таким возмущающим факторам,как чувства удовлетворения или неудовлетворения , ярости или страха,
  2. физиологический процесс усиления или понижения соответствующих функций  организма в ответ на данные возмущающие факторы.

В большинстве случаев эти реакции целесообразны, детерминированы удовлетворением потребностей. Особенно это характерно для стенических эмоций и чувств, когда они определяют некоторый  оптимальный уровень возбуждения, соответствующий максимуму длительной работоспособности, или же обеспечивают мощный всплеск  функциональных резервов организма, душевных сил, позволяющий преодолеть самые тяжелые испытания, а в другом случае обеспечивают усиление творческой потенции.

Биологически обусловленные эмоции чаще всего целесообразны. (например, выделение большого  количества адреналина во время опасности вызывает «реакцию зайца»).

Социальная сторона жизни  человека  во многом  изменила биологический смысл его эмоций. Чувства высшего порядка  могут прямо противостоять его биологическим  эмоциям. 

Таким образом,

важное предназначение эмоций  - это их  сигнальная , регулирующая  роль , усиление функциональных возможностей , мобилизация резервов , но часто бывает и наоборот .

Порой эмоции ведут к общей астенизации  и диссоциаций функций организма, снижают и парализуют  волю, резко нарушают устойчивость психических процессов.

Одним из наиболее характерных в таком аспекте состояний  является эмоциональная напряженность. 

При чрезмерных по силе и астенических по окраске и направленности  эмоциях может развиться  негативное состояние  эмоциональной напряженности. В таком аспекте характерны  излишняя мотивация  и самовозбуждение, очень сильный всплеск эмоций , неоправданно высокая тревога , чувство страха и т.д.

Под  эмоциональной напряженностью  понимается состояние с временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, падением работоспособности.

При чрезмерно  сильных и длительных  эмоциях работоспособность, психическая устойчивость  изменяются близко к тому, как описано известной в психологии  инвертированной  V- кривой  Йеркса – Додсона .

Марищук В.Л., Евдокимов В.И. выявили, что такая кривая имеет вид не литеры V, а «трапециевидной  кривой».

Согласно  закономерности, описываемой  данной кривой , в соответствии с ростом эмоционального напряжения  результативность  выполняемой деятельности  сначала возрастает, затем эмоциональная стимуляция перестает  оказывать положительное воздействие  («мне все равно, надоело»). Наконец начинаются реверсивные действия  - рост эмоций  определяет ухудшение деятельности, понижение показателей  психических и психомоторных процессов.

По негативным проявлениям различают три формы напряженности :

 1.ИМПУЛЬСИВНАЯ (возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением  активности тормозного процесса, преобладают ошибочные поспешные действия, проявляется суетливость.

2.ТОРМОЗНАЯ ФОРМА ОБУСЛОВЛИВАЕТСЯ ОБЩЕЙ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬЮ НА ОСНОВЕ  РАЗВИТИЯ ОХРАНИТЕЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ (ИЗ-ЗА ЗНАЧИТЕЛЬНОГО  ПОНИЖЕНИЯ РЕСУРСОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ).

3.ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА : непредсказуемые, панические действия, стремление не бороться с опасностью, а избежать ее любым путем, беспорядочное действие,  вопреки здравому смыслу.

Как снять стресс.

Стресс – это часть повседневной жизни :подгоревший ужин, развод, повышение по службе, экзамены, одиночество и др.Эти стрессоры  - множество повседневных событий, заставляющих Вас к ним адаптироваться; стресс же – это Ваша реакция, попытка адаптироваться. Стресс может быть и полезным и вредным. Он может зарядить  Вас энергией, вернуть интерес к жизни (подготовка к экзамену, преодоление трудностей, пребывание в компании незнакомых людей и т.д.). Но стресс может быть и разрушительным, обернуться страданием, довести до изнеможения.

Стресс подобен приправе: в правильной пропорции  он улучшает вкус жизни, если же приправы мало, пища становиться пресной, если слишком много – у Вас  «перехватит» горло.

О Вашем стрессе Вам расскажет организм: спазм горни, потные ладони, головная боль, утомляемость, тошнота, смутное беспокойство, синдром раздраженного кишечника.

Справиться со стрессом  - вовсе не означает избавиться от любого из них. Важно тщательно проанализировать стресс и решить, можно ли его оставить или следует  от него освободиться .

Если Вы проигнорируйте свой стресс – он обостриться еще больше, может привести к болезни. Согласно новейшей медицинской литературе ,как избыток ,так и недостаток  стрессовой нагрузки могут оказаться опасными для здоровья. 90% всех заболеваний – “стрессово - зависимые”.

Современная жизнь предъявляет человеку свои требования: добиваться успеха, переживать инфляцию и кризис. Многие становятся жертвами болезней адаптации :язвы пищеварительного тракта, хронические головные боли, сердечные заболевания, гипертония, психозы.

“Болезнями застоя” – расстройствами вследствие недостаточного стресса  (депрессия, нарушение пищеварения, подавленная психика) страдают физически нетренированные люди, пристрастившиеся к телевизору, переживающие одиночество, скуку провинциальной жизни, профессия  которых потеряла свою значимость.

  «Человек обычно сам виноват  в стрессе и напряжении. Большинство людей создают стресс, базирующийся на их нуждах и ожиданиях.» (Гэри Гроуди). Когда  реальность не совпадает  с их желаниями, они испытывают стресс. Часто стресс приводит к неадекватной, даже агрессивной, реакции человека. Чтобы от Вашего напряжения не страдали окружающие, близкие люди, необходимо знать, что на Вас оказывает успокаивающее действие. Это поможет Вам избежать переноса агрессии, не ухудшать отношения с людьми.

Экспресс-методы снятия эмоционального напряжения.

Снять отрицательные последствия стресса или их предотвратить  помогут следующие действия :

1.РАЗРЯДКА ЭМОЦИЙ.

Выразите вслух  все, что Вы хотите  или хотели сказать (громко крикните в тишину квартиры). Изо  всех сил можете топать ногами, бегать по кругу, молотить руками воздух. Это «глупое» занятие сильно помогает. Недаром есть замечательная японская традиция: выставлять для битья куклу начальника. Начальника – куклу можно побить, высказать ей в глаза  то, что думают.

Запишите свои мысли (дневник, «журнал мыслей» (по Г. Гроуди)

Бейте подушку, воображая , что это тот, кто Вас обидел.

Скажите себе : «Успокойся», «Спокойно», и в чрезвычайной ситуации Вы будете действовать более осторожно.

2.ПЛАЧ.

Если хочется плакать – плачьте. (Особенно это касается мужчин. В нашей культуре считается, что настоящий мужчина не должен плакать. Эту мысль внушают мальчикам с раннего детства. Однако слезы приносят облегчение и снижают боль.)

Позвоните подруге,  родителям, знакомым, «поплачьтесь  в жилетку».

3.ТЕПЛЫЙ ДУШ.

Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снимая  напряжение. Струи воды способствуют также релаксации  (расслаблению) путем легкого массирующего  действия.                  

Душ может быть и контрастным.

Принимайте травяные успокаивающие ванны. Ванны с ромашкой помогают при повышенной возбудимости ( отвар из 500 г. ромашки  добавляют в полную ванну, 250 г. – в половинную,100 г. – в ножную)

4.Физические упражнения.

5.РЕЛАКСАЦИЯ ЧЕРЕЗ РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ.

Попытайтесь обнаружить напряженные мышцы. Напряжение может остаться в Вашем теле и остаться там. Чтобы быстро  его снять, доктора советуют проводить  «сканирование тела». Закройте глаза, дышите глубоко. Начинайте мысленно пробегать по всему телу, чтобы выявить напряжение. Если Вы его нашли, напрягите и расслабьте мышцу, представляя, что расслабляется  вся область , где было напряжение.

6.ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С НЕПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ НА ТО, ЧТО ПРИНОСИТ ПОКОЙ, РАДОСТЬ, А ИНОГДА И ПРОСТО ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ДУМАТЬ  О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО.

Это могут  быть  Ваши увлечения, физическая активность. Музыка очень помогает при стрессах. Какую бы музыку вы ни выбрали, она должна быть Вам наиболее близка  по духу.

Займитесь тяжелой физической работой. Это поможет избавиться от напряжения, успокоиться.

7.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

В течение одной минуты  следите за своим дыханием. Это самый быстрый способ снять напряжение, стресс. Переключите свое внимание  с окружающей действительности на собственное тело. В течение одной минуты сфокусируйтесь на ощущениях  Вашего дыхания через нос. Вы сразу успокоитесь.

Дышите животом.

Большинство из нас дышат неправильно. Мы должны дышать диафрагмой,   а не грудью. Вдыхая так глубоко, что Ваш живот  (а не грудь) слегка поднимается  при вдохе и опускается при выдохе, Вы используете метод быстрого избавления от стресса. Диафрагмальное дыхание можно использовать в любой момент (стрессовая ситуация на работе).

8.ЖИТЬ НАСТОЯЩИМ МОМЕНТОМ, ДЕЛАТЬ УПОР В ОЩУЩЕНИЯХ НА «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», а не проигрывать  прошлые события вновь и вновь и ожидать плохого будущего  (а из-за плохого настоящего оно  другим чаще всего и не представляется ). Прошлого уже не существует, а будущего еще не существует. Есть только миг между прошлым и будущим, им  и живите. В Священном писании сказано: « Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем : довольно для каждого дня своей заботы».

«Учитель Дзен рассказал мне такую историю. Мужчина,убегая от преследовавшего его тигра, забрался  на высокую гору  и ,ухватившись  за куст, повис над пропастью. Присмотревшись, он увидел  на дне пропасти  другого тигра, перевел  взгляд на куст  и обнаружил, что его основание подгрызают мыши .Продолжая осматривать  растительность вблизи куста, он увидел землянику, сорвал  несколько ягод ,съел их  и сказал : «Какие вкусные ягоды». Д.Фонтана.

9.ИЗБЕГАЙТЕ ССОР.

10.УЛЫБАЙТЕСЬ.

«Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой, если ты плачешь, то плачешь один». Чувствуйте себя счастливым, избегайте людей с мрачным настроением.

11.ИЗБЕГАЙТЕ КОМПЛЕКСА СУПЕРМЕНА.

Делайте только то, что можете сделать лучше всего. Не стремитесь к совершенству ценой нервного истощения.

12.Развивайте чувство юмора, измените свое отношение к происходящему на позитивное.

13.ДЕЛАЙТЕ МАССАЖИ.

Поль Брэгг предложил работать над созданием крепкой нервной системы следующим образом:

СОЗЕРЦАНИЕ – первый шаг в создании крепкой НС.

Важно заниматься два раза в день – утром и вечером, когда мозг находится в полном спокойствии , чтобы собрать внутрение силы.

СОН – второй шаг. Сон – один из Ваших добрых и излечивающих друзей.

НАТУРАЛЬНАЯ ПИЩА_- т ретий шаг.

Неправильная диета, недостаток витамина В, кальция –ведут к истощению нервной системы.

УПРАЖНЕНИЯ – четвёртый шаг, помогут улучшить циркуляцию крови, преодолеть хроническую усталость, успокоить нервы.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – пятый шаг.

Используйте длинное  замедленное диафрагмальное дыхание.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ , солнечные ванны  - шестой шаг.

Это Ваша жизнь. Вам дали счастливый случай ,и Вы должны им воспользоваться. «Человеческий ум таков, что он может  и ад сделать небесным и небеса адом». (Мильтон. Потерянный рай).

                               

                                                  Литература:

Азарных Т.Д.,Тыртышников И.М. Психическое здоровье. Москва – Воронеж, 1999.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей , или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.

Брэгг П.С. Формула совершенства. М., 1994.

Быстрое оздоровление. М., 2003.

Королева М.А. Не бойся жизни : программа «Антистресс».-СПб., 2001.

Марищук В.Л., Евдокимов В.И.Поведение человека в условиях стресса. СПб., 2001.

Тьюбсинг Д.А. Избегайте стрессовых ситуаций. М,1993.

Черепанова Е.М.Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.

Выступление для педагогического совета или методической комиссии по проблеме возникновения конфликтов. В работе рассматриваются способы поведения при возникновении конфликтных ситуаций, а так же возмо...

конспект урока в 11 классе по теме "Стресс. Пути преодоления"

Урок проходил в 11 классе. На уроке практиковалась устная речь учащихся (монолог, диалог, аудирование) и письмо. Задачи урока: поиск уч-ся путей выхода из кризиса (развитие аналитических способностей)...

Тарсенко А.Е. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревнвоантельной деятельности

Тарсенко А.Е. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревнвоантельной деятельности...

Тарасенко А.Е.: Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности

Тарасенко А.Е.: Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности...

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже ...

Диагностика эмоционального напряжения и стресса у людей с ОВЗ.

В презентации определяется понятия эмоционального напряжения и стресса. Выделяются и раскрываются группы симптомов стресса. Рассматриваются методы профилактики стресса. Перечислены направления работ п...