Мастер-класс "Добро и зло"
методическая разработка (психология, 8 класс) на тему
данное занятие предназначено для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Шибалова Вера Евгеньевна педагог-психолог МБОУ «СОШ с.Орлик»
Занятие на тему: «Добро и зло в современном мире»
Цель: Формирование представлений у школьников о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за совершенное.
Задачи:
Образовательная - познакомить с основными понятиями: добро и зло, учить аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Развивающая – развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Воспитательная – создать условия для стремления делать добро, не делать зла, умение быть благодарным.
Оборудование: 5 фишек, 5 пазлов с заданиями, видеоролик, презентация, весы, 5 шляп разного цвета, раздаточный материал, ручки, маркеры, сердечки по количеству детей.
1.Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Посмотрите, как стало светло от ваших добрых улыбок!
- Я попрошу каждого из вас представить своего соседа справа. Это можно сделать ярко, нестандартно, творчески.
(дети рассаживаются за столы –5 групп по 4 человека)
-Вашему вниманию я хочу предложить видеоролик
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно делать так:
На рассвете встать-
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
-Да, мы будем говорить о добре и зле. Тема нашего занятия «Добро и зло в современном мире». А эпиграфом к классному часу станут слова Л.Н.Толстого: «Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям».
-Как вы понимаете эти слова?
-Как вы понимаете слово «добро»?
-А как можете объяснить значение слова «зло»?
-Да, ребята, «добро» – это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, все, что помогает человеку и природе, дает им пользу. А «зло»- всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга.
Игра «Ассоциации».
-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом добро и со словом зло. Запишите их, пожалуйста, на листочки. А теперь давайте посмотрим, чего больше в современном мире – добра или зла? Для этого мы положим их на разные чаши весов и посмотрим, какая из них перевесит.
(Дети пишут на листочки слова и, озвучивая их, кладут на весы).
-Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы понимаете смысл этой притчи? Какого волка кормите вы?
( ответы 2-3 детей)
- Кто-то из великих сказал, что бой между добром и злом уже давно выигран. Человеку осталось лишь определиться - на чьей он стороне.
-Ребята, вы определились, на чьей вы стороне? Какие добрые дела можем сделать? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
-А у меня добро ассоциируется с сердцем. Ведь недаром существуют такие понятия как «доброе сердце», «сердечный человек».
-Я предлагаю вам задания, выполнив которые, вы сможете сложить интересный пазл.
- Задание «Сложи пазлы». Пяти группам даются задания, выполнив которые они складывают пазлы в виде сердца.
1. Записать правила доброты.
2. Соединить начало и конец пословицы.
3. Разгадать кроссворд по теме «Доброта».
4. Нарисовать лицо злого и доброго человека.
5. Золотая рыбка выполнит три желания (1- для страны, 1 для семьи,1- для себя). Озвучьте эти желания.
- Спасибо, ребята. У вас получилось доброе и красивое сердце.
Физкультминутка
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи
Мы резвы и горячи.
1, 2, 3, 4- раздвигайте руки шире!
1,2- вперед нагнуться,
3,4- быстрей чуть-чуть.
Приподняться, подтянуться,
Глубоко потом вздохнуть.
Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к нему ручки.
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
Мы окончили разминку-
Отдохнули ножки, спинки.
- Задание «Три Д» (друг для друга).
- Придумайте доброе пожелание для любой группы и озвучьте его.
- Задание «Закончи притчу».
-Ребята, послушайте, пожалуйста, одну притчу.
«Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но, ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:…»
-Что могло сказать Добро? Закончите притчу своими словами.
-А сейчас послушайте, как заканчивается притча:
«Что-то сахар у вас не очень сладкий, вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
-Ребята, не правда ли, смысл этой притчи подтверждаются словами нашего эпиграфа.
Рефлексия «5 шляп».
-У вас на столе шляпы. Все они разного цвета. В связи с тем или иным цветом, поделитесь со мной своими мыслями.
Синяя шляпа - мыслим фактами.
-Что было для вас сегодня новым?
Желтая шляпа - мыслим позитивно
-Что было хорошо? Полезно? Познавательно? Интересно?
Черная шляпа - критикуем
-С чем вы не согласны? Что хотели бы изменить?
Красная шляпа - выражаем эмоции
-Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, обиду, удивление, интерес, раздражение)
Зеленая шляпа - проявляем творчество
-Вспомните пословицы, поговорки, афоризмы о добре.
Заключительное слово учителя:
-Дорогие ребята, на прощание я хочу выразить вам признательность за работу и подарить вам частичку своего сердца.
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нём.