Из опыта внедрения экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе
статья по психологии по теме
Восприятия школы как института жизни возросло, что связанно с духовной направленностью предмета, это дает личности осознание своего места в окружающем мире и направить свои действия и стремления на совершенствования себя как индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_orkse.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта внедрения экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе
Подросток – несовершеннолетний ребенок, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.
Специфическая особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер и самоопределится.
В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер. Формирование личности - одно из самых последних изменений в подростковом возрасте, связывается оно с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия - это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Возникновение самосознания, означает переход к новому принципу развития - к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, зависит от культурного содержания среды. Именно поэтому личность "не есть что-то постоянное, извечное, само собой разумеющееся, но есть историческое образование, характерное для известной ступени и формы развития"
Подростковый возраст, как всякий психологический возраст, связан с появлением нового в развитии. Однако эти новообразования, возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" ребенка от направленности на мир к направленности на самого себя. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения, учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.
Здесь важно отметить, что начало подросткового периода связанно с переходом на новую ступень психического и физического развития и это требует от взрослых, которые окружают подростка проявлять более внимательное и терпеливое отношение к личности подростка. В целях осуществления этой задачи в школе ежегодно проводится психологическое диагностирование детей на уровень тревожности, самооценку и восприятия школы как института жизни.
Проведя сравнительный анализ результатов диагностики прошлого года и этого, можно с большой степенью уверенности констатировать, что динамика изменения эмоционального состояния у учащихся пятых классов имеет положительный результат. И можно предположить, что в какой-то мере это связанно с введение в программу общего образования новой дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».
Так, например уровень тревожности пятиклассников в прошлом году был выше средних показателей, а в этом году он уже ниже среднего показателя тревожности.
Это можно связать с тем, что преподавание «Основы религиозных культур и светской этики» ведется без оценок, создавая более комфортную среду обучения, в которой ученик может сосредоточиться на содержании предмета и проявить интерес к познанию глубины духовного мира.
Такой показатель как, уровень самооценки, за тот же период вырос. Эти данные свидетельствуют о возросшем интересе к процессу познания, что в свою очередь проецируется на уровень самооценки себя как личности, что естественно отражается и на изучении других предметов.
Восприятия школы как института жизни возросло, что связанно с духовной направленностью предмета, это дает личности осознание своего места в окружающем мире и направить свои действия и стремления на совершенствования себя как индивидуальности.
Школа призвана помочь ребенку в адаптации к социальной среде и интеллектуальному развитию. Это особенно важно на начальном этапе подросткового периода, как фундамент для последующих преодолений жизненных трудностей с сохранением физического и психического здоровья человека в целом. Что очень важно для нормального развития общества, в котором предстоит жить будущему поколению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....