Позитивная лексика.Семинар для учителей школы.
план-конспект занятия по психологии на тему

Печенкина Ирина Александровна

Позитивная лексика, применяемая в работе учителя, влияет на темп деятельности ученика, мотивацию  и усвоение материала. В данном материале приводятся примеры как использовать позитивную лексику в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitivnaya_leksika.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

 «Позитивная лексика»

Цель: привлечь внимание педагогов к необходимости использования позитивной лексики на уроках.

Разминка «Чувство, настроение»

Педагогам предлагается подобрать ассоциации к слову «праздник».

Затем ведущий читает тексты поздравительных открыток.

После этого участникам зачитываются заголовки информационных статей. Каково было их настроение при выполнении первых заданий и как оно изменилось при чтении заголовков.

На основании обсуждения делается вывод, что в первых заданиях звучала позитивная лексика, которая улучшала настроение.

Информация «Влияние позитивной лексики на обучение»

1.        Позитивная лексика влияет на темп деятельности.

Проводился такой эксперимент. Студентам предлагалось составить предложения на основе опорных слов. Одна из групп составляла предложения со словами старый, седой, вторая — веселый, счастливый. Затем студенты выходили из аудитории и шли по длинному коридору. Экспериментаторы измеряли время, за которое они доходили до его конца. Оказалось, что вторая группа двигалась намного быстрее.

2.        Позитивная лексика влияет на мотивацию обучения.
Проводилось сопоставление количества позитивных слов в речи

учителей третьих классов и желания детей ходить в школу. Выяснилось, что у «позитивных» педагогов количество детей, которые любят школу, на 30% выше.

3.        Позитивная лексика влияет на качество усвоения материала.

Эксперименты проводились на уроках математики в старших классах. Ребят учили решать задачи определенного вида, используя групповые методы работы. Потом сопоставили количество позитивной лексики, употребляемой педагогами и детьми, с числом учеников, которые освоили новые задачи. Оказалось, что в позитивной учебной среде эффективность обучения на 20% выше.

Информация «Как действует позитивная лексика»

Всем известно влияние на людей негативной лексики. Можно вспомнить, как во времена дефолта в средствах массовой информации звучали слова «Голода не будет», которые заставляли нас бежать по магазинам и скупать продукты. Позитивная лексика тоже оказывает сильное внушающее воздействие. Поэтому она используется в медицине, в психотерапии. Например, для аутогенной тренировки применяются следующие позитивные утвердительные высказывания: «Я уверен в себе», «Намеченное выполню». Интересно, что с помощью аутогенной тренировки можно воздействовать на вегетативную нервную систему, в частности, снимать астмоидные состояния, эмоциональное перевозбуждение и т.п.

Задание 1

Предлагаю подумать: почему позитивная лексика не всегда используется?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, выполняются упражнения «Спрянь игрушку» и «Я знаю 5 своих хороших качеств».

В первом задании выбираются доброволец-водящий, он выходит за дверь, и участник, у которого прячут игрушку. Когда водящий возвращается, педагоги называют хорошие качества человека, у которого находится игрушка. Водящий пытается его отгадать.

Во втором задании выбирают несколько добровольцев, которые бросают об пол мяч и называют свои хорошие качества, например: «Я знаю 5 своих хороших качеств: честность — раз, доброта — два, трудолюбие — три, открытость — четыре, любознательность — пять». После выполнения заданий ведущий спрашивает участников о трудностях, с которыми они столкнулись. Объясняет, что это следствие стереотипов нашего времени — «запретов на поглаживания».

Информация «Запреты на поглаживания»

В современной жизни достаточно распространен такой стереотип, как «запреты на поглаживания». Он заключается в том, что человек не может открыто проявлять позитивные чувства к окружающим или осторожно, недоверчиво воспринимает такое отношение с их стороны. «Люди мне льстят, я намного хуже», — думает он. Некоторым очень трудно говорить о своих достоинствах. «Не хвали себя сам, жди, пока другие похвалят!» — вот их девиз. Даже если они получают похвалу за достижения, все равно стараются преуменьшить свои заслуги, говорят, что им просто повезло. Понятно, что у человека с тем или иным «запретом на поглаживания» возникают трудности с употреблением позитивной лексики. Хочется, чтобы наши педагоги научились хвалить себя и открыто говорить друг другу добрые слова. Тогда они быстрее начнут использовать позитивную лексику и в профессиональной деятельности.

Информация «Как можно использовать позитивную лексику в школе»

Там, где это возможно, стоит использовать тексты с наличием позитивной лексики.

Нужно чаще употреблять воодушевляющие высказывания, которые позитивно оценивают прошлое, настоящее, будущее ученика. Они отличаются от похвалы тем, что даются не из позиции Родителя, обращающегося к Ребенку, а из позиции Взрослого — Взрослому. Приведем примеры:

«Я уверен, что ты быстро сделаешь...» (будущее)

«Я вижу, как ты напряженно работаешь...» (настоящее)

«Ты нашел способ решить эту проблему...» (прошлое)

Задание 2. «Как можно использовать позитивную лексику в школе»

«Позитивное описание»

Читается положительная характеристика  какого-то педагога, группе и предлагается догадаться, о ком идет речь. В  каких ситуациях можно использовать позитивную характеристику ребенка.

«Позитивное переформулирование негативных качеств»

Напоминается  участникам начало сказки «Кот в сапогах», где один из сыновей получил совершенно бесполезное с первого взгляда наследство — кота, который потом принес ему счастье. Затем приглашается доброволец, Прошу, назовите качество, от которого вы хотели бы избавиться. Давайте подумаем, чем это качество могло бы быть полезным самому человеку и его окружению. Например, доброволец называет неуверенность в себе, а группа говорит, что неуверенность дает возможность не принимать необдуманных решений, помогает внимательнее относиться к людям, ответственнее воспринимать результат своего труда и т.п.

Теперь давайте называть негативные качества каких-нибудь учеников, позитивно их переформулировать и попутно поразмышлять о том, в каких случаях это может пригодиться.

Задание 3. «Актуализация позитивных состояний» (Томас Йоманс)

Позитивную лексику можно использовать и для самого себя, в частности, чтобы вызывать определенное позитивное состояние, например, душевный покой. Предлагаю желающим подумать о его ценности, о пользе, которую он может принести. Затем постараться ощутить физический покой, дышать медленно и ритмично. Вслед за этим можно вызвать в себе внутренний покой, представив себя в каком-то приятном месте: в лесу, на пляже, в храме или где-то еще. В заключение нужно мысленно написать фразу «душевный покой»: теми буквами и тем цветом, которым хочется, на той поверхности, которая больше нравится (на песке, на бумаге, на ткани и т.д.).

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: "День учителя". Школа-интернат VIII вида, г.Моздок . Учитель русского языка Цуциева Ирина Александровна

Внеклассное мероприятие-праздник"День учителя"Специальная коррекционная школа г.Моздок[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7063603","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект урока английского языка учителя школы № 139 Гирш Л.Е. в 5 классе Тема урока: «Школы в России и Британии» (с использованием компьютерной презентации)

Цели и задачи урока: 1.Образовательные – активизировать употребление лексики по теме « Школа», сформировать у учащихся представление о различных сторонах школьной жизни в Англии: о школьной форме...

Применение он-лайн курса на разных этапах урока по истории России. Костюченко Елена Леонидовна, учитель истории и обществознания, муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзе

АннотацияДанная статья содержит рекомендации по применению он-лайн курса «Россия в первой четверти XVIII века» на уроках истории России для 8 классов. Он-лайн курс соответствует Примерной ...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Школа без отстающих: благие намерения или реальные возможности?»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Школа без отстающих: благие намерения или реальные возможности?»...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы"...