Спецсеминар по психологии и олигофренопедагогике на тему: "Профилактика детской агрессии"
статья по психологии по теме
Детская агрессивность, что это? Есть особая категория «трудных» детей. Они балуются, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят, провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_detskoy_agressii.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика детской агрессии.
Детская агрессивность, что это? Есть особая категория «трудных» детей. Они балуются, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят, провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребёнка. И самым простым решением для него может оказаться агрессивная реакция. Особенно, если у ребёнка ограничены способности к самовыражению или он лишён возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Вообще надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях:
- как крайняя мера, когда ребёнок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
- как «наученное» поведение, когда ребёнок ведёт себя агрессивно, следуя образцу (родители, персонажи м/ф, к/ф).
Агрессивная реакция по своей сути – это реакция борьбы за выживание, попытка ребёнка изменить положение вещей. Она – результат неудовлетворённости, протеста, злости или явного насилия. Если в раннем возрасте эта реакция проявляется, то она накапливается и проявляется в зрелом (подростковом) возрасте. В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становится причиной различных заболеваний. Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. Процесс происходит постепенно. До определённого момента ребёнок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимание до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. Наблюдая за агрессивным ребёнком можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить тревожные симптомы грядущей бури. Различают три основных вида агрессии.
I. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребёнок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, напасть на детей младше себя или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых. Если ребёнок постоянно ссорится со сверстниками, то взрослым необходимо изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, следовать ей неукоснительно.
Американский психолог Дж. Лешли советует, каким должно быть обращение с такими детьми до вспышки агрессии и после неё.
Обращение с детьми до вспышки агрессивности:
- В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами.
- Если взрослые считают, что лучше «не доводить до греха», можно ориентировать ребёнка на другой тип поведения.
- Иногда помогает отвлечь ребёнка какое-то интересное для него занятие.
- В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится – попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребёнка, знающего, что такие выходки ему не позволены.
Обращение с детьми после агрессивного нападения:
Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребёнку урок, что такого рода поведение неприемлемо.
- Резкое слово забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребёнку, что он проигрывает в данной ситуации. Принуждать ребёнка к извинению почти бесполезно.
- Иногда следует отослать агрессивного ребёнка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчёркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот приём также полезен и взрослым (сам успокаивается). Однако подобная мера теряет эффект, если длится более 1-2 мин. В идеале при каждом инциденте взрослые должны выразить своё отношение и постараться быстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны.
- В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают чего-либо, лучше не растягивать наказание, а осуществить его как можно скорее.
- Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Есть вероятность, что ответная агрессия станет опасным каналом для излияния гнева.
В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребёнка будут правильными и эффективными, если их обдумывать заранее, ибо при развёртывании событий размышлять уже некогда.
Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях.
II. Вербальная (словесная) агрессия – выражение негативных чувств не только через форму (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).Детям свойственно слушать, что говорят вокруг. Часто взрослые сами не замечают, как ведут себя. Совершенно очевидно, что дети усваивают определённый словарь от товарищей и непосредственно от окружающих взрослых. Дети ругаются по разным поводам. И, несомненно, на повод следует ориентироваться, определяя наиболее приемлемый способ, чтобы их отучить ругаться. Если обидные слова ребёнка адресуются взрослым, надо как можно меньше внимания обращать на эти слова. Целесообразно просто игнорировать ребёнка, привыкшего оскорблять людей. Порой за словесной агрессией скрывается желание почувствовать себя сильным и значимым. В таком случае нужно найти для этого более приемлемый способ. С вашей помощью со временем ребёнок почувствует себя авторитетным в детском коллективе, не прибегая к оскорблениям.
III. Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путём направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки; агрессия, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаком по столу и т.п.). Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью. Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Вы ему что-то запрещаете, в чём-то отказываете – следует пинок стула, отшвыривание учебника. Он не осмеливается столь же открыто излить свою злость на взрослого человека, и «переносит» гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Порой дело доходит и до таких опасных проявлений, как поджоги. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребёнок швыряет предметы в других детей и взрослых. Детский гнев или недовольство, проявляющиеся в разрушительности, могут вылиться в большую драму. Взрослым важно оставаться как можно спокойнее и не отвечать гневом на гнев. Если поведение мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями, то признаки страха у окружающих могут только стимулировать таких детей. В основе разрушительности лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Именно этот вывод может подсказать педагогу самый надёжный способ предотвратить подобную реакцию, а в ряде случаев даже совсем «снять» этот феномен.
Проблему детской агрессии лучше решать в целом, а не в частностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...
Статья " Детская агрессия".
Данная статья предназначеа в большей степени для родителей детей....
Причины детской агрессии
родительское собрание...
Родительское собрание на тему: «Детская агрессия».
Родительское собрание на тему "Детская агресся"...
Спецсеминар по психологии и олигофренопедагогике на тему: "Нервно-психические нарушения у детей: классификация, их проявления и коррекция".
Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространения их можно раздели...
Страхи,детская агрессия,повышенная тревожность-советы школьного психолога
Страхи,детская агрессия,повышенная тревожность - наверное все родители сталкивались с этими проблемами в процессе взаимодействия со своими детьми. Предлагаю вам не только информацию об этих проявления...
"Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"
В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвер...