«Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении обучающихся»
методическая разработка по психологии по теме
Материал адресован психологам, педагогам, социальным работникам, родителям по работе с детьми, испытывающими трудности поведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupl.docx | 19.62 КБ |
tablicy.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
«Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении обучающихся» от 18.02.2013г.
Педагог-психолог Менситова В.Э.
Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек - демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики
Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
Как видно из вышесказанного, подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:
- психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);
- психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.
Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальные семьи.
Г.П. Бочкарёва считает, что есть:
1) семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;
2) семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;
3) семья с нездоровой нравственной атмосферой.
А.Е. Личко выделяет три неблагополучные ситуации в семье
1) гиперопека различных степеней;
2) ситуация, создающая «кумира» семьи;
3) ситуация, создающая «золушек» в семье.
З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;
2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме
Коррекционная работа в подростковых и детских девиантных группах включает следующие этапы:
1. Формулировка социально-педагогической и психологической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Последние три пункта найдут отражение в предложенных таблицах по работе с нарушением поведения обучающихся. В таблицах также представлены тактические методы и приемы по предупреждению и преодолению поведенческих нарушений, а также даны рекомендации педагогам и родителям.
Таблица 1. Нарушения поведения обучающихся. Причины и пути решения.
Таблица 2. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения (памятка для родителей и педагогов)
Таблица 3. Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка
Спасибо за внимание!
Педагог-психолог Менситова В.Э.
Предварительный просмотр:
Нарушения поведения обучающихся. Причины и пути решения
№ | ВИДЫ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ | ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ кл.руководителя | РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ | РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ |
1 | Склонность к обману | Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями. |
| 1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями; 2. Наблюдение за ребенком; 3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы) |
| 1.Доброжелательное отношение, установление доверия; 2.Не оставлять обман незамеченным; 3.Поиск совместных интересов, совместный досуг; 4.Применение наказания и поощрения с подробным объяснением |
2 | Демонстративность |
|
|
|
| 1.Создание товарищеских контактов с ребенком; 2.Специальные формы поощрения; 3.Воспринимать ребенка таким, каков он есть. |
3 | Замкнутость, необщительность |
|
| 1. Доверительная беседа; 2. Создание ситуации успеха; 3. Вовлечение в коллективную деятельность; 4. Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха |
| 1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать; 2. вовлечение в значимые семейные дела; 3. больше времени уделять ребенку |
4 | Уход из дома, склонность к бродяжничеству |
| 1. Неблагоприятная обстановка в семье; 2. Отсутствие учебной мотивации; 3. Эмоциональная ранимость; 4. Низкая самооценка |
| 1. индивидуальный подход в оценивании; 2. повышение самооценки; 3. развивать заинтересованность к предмету |
|
5 | Агрессивность |
| 1. социальные; 2. трудности в общении |
| 1. индивидуальный подход, изменение стиля общения; 2. использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности | 1. Учет возрастных особенностей детей; 2. изменение стиля общения. |
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Типы плохого поведения. В чем они проявляются и как исправить поведение ребенка
| ||||
Цель, которую неосознанно преследует ребенок | Поведение Ребенка | Реакция Взрослых | Ответ ребенка | Рекомендации |
1.Привлечь к себе внимание | Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается
| Обращают внимание и раздражаются | Прекращает на время, затем снова начинает |
|
2. Показать, что имеет власть над другими | Отказывается делать то, что от него хотят | Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться | Упрямится или усиливает неповиновение | Избегать борьбы за власть |
3. Отплатить, отомстить, взять реванш | Вредит или портит вещи, может оскорбить | Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев | Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это | Не показывать свой гнев и обиду |
4. Продемонстрировать свою неспособность | Неспособен научиться самостоятельно навыкам, требует помощи | Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен | Остается беспомощным | Поверить в способности и возможности ребенка |
Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка
№ | Нарушения | Проявление | Причина | Воспитательные методы и приемы |
1 | Непослушание - отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи) | Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки | • Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
| • Не ругать, не читать нотаций часто. |
2 | Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим | гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи | • Авторитарный стиль воспитания. | • Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. |
3 | Упрямство - | Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку | • Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком. | • Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. |
4 | Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения | Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью | • Неосторожно сказанные слова членов семьи, | • Разумно организовать режим дня ребенка. |
5 | Гиперактивность- (греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы | Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет) | • Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности. | • Разумно организовать распорядок дня. |
6 | Замкнутость - | Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность | • Авторитарный стиль семейного воспитания. | • Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми. |
7 | Гнев - чувство сильного возмущения, негодования
| Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений | • Неудовлетворение потребностей ребенка. • Оскорбление. • Применение принуждений и наказаний. • Нарушение этики взаимоотношений и общения. • Несправедливое отношение к ребенку. • Состояние болезни | •Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка. • Не наказывать. • Оставлять на время в покое. •Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева
|
8 | Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке
| (Насильственные действия по отношению ко младшим братьям, сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе
| • Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи. •Соперничество между детьми. • Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка. • Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям. •Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка
| • Выяснить причины драки. • Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться. •Лишать на время телевизора, компьютера. • Давать поручения по дому. • Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка. • Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно. • Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего. • Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей |
9 | Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги
| В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов | • Мечта ребенка иметь заветную вещь. • Желание сделать подарки друзьям. •Стремление укрепить свое положение (ста- тус) в коллективе ровесников. •Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему. • Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении. • Способ самоутверждения в жизни. •Выполнение требований взрослых
| • Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам. • Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи. • Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство. • Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев. • Не предрекать будущее. • Не применять физическое наказание
|
10 | Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности
| В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин
| • Мечта добиться признания, похвалы своихдостоинств. • Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых. •Желание доказать свое превосходство над кем-то. • Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь. • Способ защититься от неприятностей со стороны друзей. •Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей. • Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе. •Приспособление. • Симуляция болезни
| • Избегать запретов и наказаний. • Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами. • Исключать из методов семейного воспитания запугивание. • Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку. • Не лгать
|
11 | Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты
| Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины •Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне | •Потеря любимой игрушки, вещи, животного. • Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи. • Смерть родителя (родителей), других членов семьи
| • Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. • Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста. • В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах. • Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"
Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....
Приёмы коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у обучающихся школы VIII вида
В работе представлены теоретический материал о нарушение чтения у младших школьников и практические приёмы коррекционной работы по его преодолению....
Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи.
О том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов....
Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
Для педагогов и родителей....
Методы и приемы предупреждения и коррекции нарушения письма
Межполушарная асимметрия и межполушарные отношения в процессе осуществления интеллектуальной деятельности являются отражением биогенетических закономерностей формирования мозговой организации психичес...
План по самообразованию "Преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)"
План по самообразованию 2022-2023...