"Школа для родителей"
учебно-методический материал по психологии по теме
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СКОШИ № 31
________________Бегун В.В.
«__»_________________2012г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
ГБОУ СКОШИ № 31
Составитель программы: педагог-психолог
Малаева И.А.
Исполнители программы: педагоги-психологи
школы-интерната № 31
Пояснительная записка
Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи специалистами: психологами, дефектологами, логопедами, социальными работниками. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и часто семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.
Создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-развивающей среды для ребенка в период его пребывания дома, требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка, они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать. Создавая программу «школа для родителей» мы в первую очередь думали о том, чтобы установить более тесную связь между семьей и школой, предупредить наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей, укрепить уверенность пап и мам в собственных воспитательных возможностях через предоставления им новых знаний об особенностях и закономерностях развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Цель программы:
- Предоставление родителям практических и теоретических материалов о возрастных и индивидуальных закономерностях и особенностях психического развития детей имеющих проблемы в здоровье и развитии в целях их дальнейшей социализации.
Задачи:
- решать проблемы дифференцировнной и адресной помощи ребенку с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии; через оптимизацию внитрисемейной атмосферы, гармонизации межличностных, супружеских, детско-родительских отношений;
- формировать позитивное отношение близких лиц к ребенку с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии;
- устанавливать причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекцию;
- обучение родителей практическим приемам и методам коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в здоровье и развитии;
Актуальность программы:
Актуальность разработки программы психологической помощи этой категории семей обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с проблемами в здоровье на данный момент не выполняет роли базовой структуры ( в 85%), обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка в результате следующих причин:
- высокого уровня психической травматизации членов семьи вследствие рождения ребенка с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии;
- отсутствие как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;
- непринятие особенностей ребенка, что может быть обусловлено как треморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении таких детей.
Длительность программы: экспериментально – полгода
Программу реализуют: педагоги-психологи ГБОУ СКОШИ № 31
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, уровня посещаемости.
Программа составлена на основе Письма Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» от 2002 года.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п.п. | Темы занятий | Дата пров. | Кол-во часов |
1. | Методика Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому» | 27.02 29.02 | 1 час 1 час |
2. | Сущность, содержание и структура психологического здоровья | 1 час | |
3. | Возрастные особенности детей мл шк. | 5.03 | 1 час |
4. | Возрастные особенности подростка | 7.03 | 1 час |
5. | Типы родительского поведения | 12.03 | 1 час |
6. | Личностные особенности ребенка. Типы нервной системы. Темперамент ребенка. | 14.03 | 1 час |
7. | Типология детских характеров. Детская жестокость | 19.03 | 1 час |
8. | Типичные ошибки в семейном воспитании | 21.03 | 1 час |
9. | Позиция школьника и ее влияние на учебную деятельность | 26.03 | 1 час |
10. | Гармония между семейной и школьной жизнью | 28.03 | 1 час |
11. | Классификация стилей воспитания | 2.04 | 1 час |
12. | Возрастные особенности учащегося | 4.04 | 1 час |
13. | Гармония между любовью к ребенку и реальное отношение к жизни | 16.04 | 1 час |
14. | Развитие у ребенка умений оценивать свои неудачи и достижения | 18.04 | 1 час |
15. | 23.04 | 1 час | |
16. | Различные виды нервных расстройств. | 25.04 | 1 час |
17. | Тревожный ребенок, страхи у детей с ДЦП | 7.05 | 1 час |
18. | Развитие социально-бытовых навыков у детей с ДЦП. | 14.05 | 1 час |
19. | Ответственность родителей, родительская позиция, родительская установка. | 16.05 | 1 час |
20. | Конструирование против ДЦП | 21.05 | 1 час |
21. | Тренинговая работа: коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей. | 23.05 | 1 час |
Всего: | 22 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Школа глазами родителей"
Анкета для родителей "Школа глазами родителей"Работа с родителями - Анкеты для родителей Автор: Рябова Т.Н.10.11.2012Анкета для родителей "Школа глазами родителей" Вопросы Да Нет Не совсем 1. ...
Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.
Реализация проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи школы и поднять ее на более высок...
Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"
Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...
ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...
«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей
Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...
Анкета для родителей "Школа глазами родителей"
Уважаемые родители! Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты "Школа глазами родителей"....
Анкета для родителей «Культура взаимодействия школы и родителей»
Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. З основу взята работа Н.В. Калининой , Л.А. Лукьяновой « Удовл...