Диагностика и коррекция состояния психологического климата на уроке.
статья по психологии по теме

Тиллабаева Ирина Владимировна

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога по гармонизации среды развития ребенка. Описывается организация и методика проведения мониторинга по изучению психологического климата на уроках, приводятся данные исследований на базе ГБОУ лице 150 за последние три года, перечисляются коррекционные мероприятия. В приложении дано подробное описание проведения диагностики по методике "Предмет-чувтство", используемой при проведении мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_garmonizaciya_psiholog_klimata.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей №150

Калининского района С-Пб

Педагог-психолог Тиллабаева И.В.

Диагностика и коррекция состояния

 психологического климата на уроке.

В условиях внедрении ФГОС одним из важнейших направлений работы службы сопровождения  является психологическое обеспечение образовательных программ, которое складывается из трёх взаимосвязанных составляющих:

  1. Психологического проектирования образовательной среды.
  2. Психологической экспертизы удовлетворённости участников образовательного процесса.
  3. Мониторинга условий образовательной деятельности.

Психологическое проектирование ставит своей целью содействие созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению  и развитию каждого ребёнка в данном учебном заведении. При этом одной из задач является гармонизация среды развития ребёнка в школе и дома с помощью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

В данной работе представлен алгоритм деятельности педагога-психолога по  коррекции психологического климата на уроке. В течение многих лет он используется на базе ГБОУ лицея 150 для создания условий, позволяющих снизить внутреннее напряжение учащихся на уроках, повысить их заинтересованность и активность.

Всё начинается с диагностики. Систематическое проведение мониторинга изучения состояния психологического климата на уроках при переходе учащихся на следующую ступень обучения позволяет изучать особенности среды, в которой находится ребёнок большую часть времени, проводимого в школе и активно влиять на неё в случае необходимости. Особенно важно проводить такую работу в наиболее сложные для учащихся адаптационные периоды, что позволяет психологу своевременно оказать им необходимую поддержку.

Цель мониторинга:

  1. Изучение состояния психологического климата на уроках, гармонизация образовательной среды лицея.

 Задачи мониторинга:

  1. Изучение состояния психологического климата на уроках в параллелях 4-х, 5-х, 8-х и 10-х классах
  2. Определение проблемных зон и возможностей гармонизации психологического климата на этих уроках

Процедура обследования:

  1. Методика мониторинга основана на проведении диагностики состояния психологического климата учащихся в параллелях 4-х, 5-х, 8-х и 10-х классах с использованием методики «Предмет-Чувство». Это позволяет определить, какие чувства испытывают учащиеся на уроках, после чего сделать выводы об их заинтересованности и активности, а также об уровне внутреннего напряжения учащихся на этих уроках.
  2. Диагностикой охватывается не менее 70%  учащихся во всех классах при адаптации на новой ступени обучения и подготовке  к такому переходу.

Этапы проведения мониторинга:

  1. диагностика состояния психологического климата на уроках 5-х, 8-х и 10-х классы – октябрь текущего года.
  2. проведение педконсилиумов 5-ых, 8-ых и 10-ых классов, совместный анализ ситуации, поиск резервов в преодолении «узких мест», совместное планирование коррекционных мероприятий – ноябрь-декабрь  
  3. повторная диагностика  состояния психологического климата в проблемных зонах - март – апрель.

Результаты обследования.

При проведении обследования учащиеся, заполняя бланк (Приложение1),  отмечают в перечне чувств те, которые они испытывают на различных уроках. При обработке результатов для каждого учащегося определяются уроки, на которых негативные чувства преобладают над позитивными по двум параметрам: чувства, характеризующие заинтересованность и активность учащихся на уроке и чувства, отражающие  степень их напряжения при этом. После этого делаются сводные, характеризующие общее количество учащихся, испытывающих негативные чувства на различных уроках (в %).

Изучение психологического климата на уроке

(методика «Предмет – чувство»)

5-е классы 2010-11г.г.

10

15

35

60

%

Н

               

З

Напряжённость учащихся на уроке


Заинтересованнось, активность на уроке

Б

Б

Н

К

Предметы

А

Б

В

Рус. язык

40

65

5

0

16

16

Литература

55

45

5

5

8

27

Математика

15

15

15

5

12

4

Естествозн-е

20

35

5

0

0

0

История

20

30

0

10

0

4

Иностр.яз

80

40          1 группа

18

18          1 группа

28

21          1 группа

Иностр.яз

50

20          2 группа

54

27           2 группа

4

14           2 группа

Физкультура

15

25

0

5

4

0

Труд(д)

10

15

0

0

0

0

Труд(м)

0

5

0

10

0

0

ИЗО

20

20

0

5

8

8

Музыка

35

65

0

5

24

24

ОБЖ

30

15

0

5

8

8

КСПб

20

15

0

5

0

8

По этим данным определяется количество уроков с благоприятным психологическим климатом (Б), а также напряжённые (Н) и конфликтные ситуации (К). Повторная диагностика проводилась после проведения комплекса коррекционно-развивающих мероприятий.

В таблице 4 приводятся данные мониторинга за последние 3 года.

Таблица4

Психологический климат

2009-10

2010-11

2011-12

Первичная

Повторная

Первичная

Повторная

Первичная

Повторная

5-е классы

Благоприятный

34

37

34

35

35

37

Напряжённый

4

3

3

5

3

3

Конфликтные ситуации

2

0

3

0

2

0

8-е классы

Благоприятный

33

37

32

38

34

39

Напряжённый

13

11

13

10

12

9

Конфликтные ситуации

2

0

3

0

2

0

10-е классы

Благоприятный

34

37

34

39

36

40

Напряжённый

8

7

7

5

6

4

Конфликтные ситуации

2

0

3

0

2

0

Выводы:

  1. За последние три года большинству учителей школы (не менее 75%) в период адаптации удалось обеспечить благоприятный психологический климат на уроках.
  2. После проведения коррекционноё работы количество таких уроков увеличивается на 8-10%
  3. Общее количество уроков с благоприятным психологическим климатом в 2011-2012 учебном году, несколько увеличилось по сравнению с предыдущим.
  4. В начальной школе у подавляющего большинства детей на уроках положительные чувства преобладают над отрицательными.
  5. При переходе на следующую ступень обучения (5-е классы) заметно увеличивается количество учащихся с преобладанием отрицательных чувств на уроках, хотя общее  количество таких уроков не превышает пока 20%, а оценка психологического климата является достаточно стабильной.
  6. К 8-му классу количество уроков, где учащиеся отмечают заметный дискомфорт, повышается до 45%, что может быть связано с увеличением требований при переходе в лицейские классы и повышенной эмоциональной нестабильностью подростков.
  7. В 10-м классе ситуация стабилизируется (возможно за счёт адаптации учащихся к обучению по лицейским программам) и количество уроков с благоприятным психологическим климатом вновь возрастает до 80%. в период адаптации.
  8. После проведения коррекционно-развивающих мероприятий в ситуациях, требующих коррекции, состояние психологического климата на этих уроках заметно стабилизируется, потенциально конфликтные ситуации отсутствуют.

Коррекционно-развтивающие мероприятия:

  1. Знакомство учителей с результатами диагностики психологического климата на уроках (методика «Предмет – Чувство»)
  2. Посещение уроков психологом с целью совместного поиска резервов гармонизации психологического климата (по запросу)
  3. Проведение углублённой диагностики в проблемных зонах для выявления причин повышенного напряжения учащихся.
  4. Индивидуальное консультирование учителей,
  5. Проведение группового консультирования «Круглый стол работы с трудными ситуациями» с участием педагога-предметника, классного руководителя, администрации и родителей. Совместное планирование действий всех участников по гармонизации ситуации, их согласование.
  6. Проведение тематического семинара для учителей средней и старшей школы («Формирование благоприятного психологического климата на уроке»).
  7. Изучение динамики изменения психологического климата в проблемных зонах

Приложение 1

Методика «Предмет-Чувство».

Позволяет определить  состояние психологического климата на уроке по двум параметрам:

  1. Уровень внутреннего напряжения учащихся;
  2. Заинтересованность, активность на уроке.

Данная методика предлагались кафедрой психологии АППО СПб для оценки коммуникативной культуры учителя. На протяжении многих лет она используется нами для изучения психологического климата на уроках. За это время нам удалось найти форму бланков, максимально упрощающую обработку результатов, а также более чётко определить критерии, по которым ситуация может квалифицироваться, как напряжённая или конфликтная.

Инструкция:

Рассмотрите внимательно бланк. В нём перечислены предметы, которые  Вы изучаете в школе и чувства, которые человек может испытывать на уроке. Напротив урока иностранного языка и технологии (труд) в скобочках обозначьте инициалы своего учителя.

Вспомните себя на уроке русского языка и отметьте крестиком чувства, которые обычно возникают у Вас на нём. В разное время чувства могут быть разные, поэтому крестиков в одной строке может быть несколько. Далее по очереди вспоминаем себя на каждом из уроков и отмечаем крестиком свои чувства на этом уроке.

Класс

Страх

Радость

Беспокойство

Грусть

Уверенность

Спокойствие

Злость

Счастье

Любовь

Агрессия

Интерес

Скука

Удивление

Усталость

Активность

Слабость

Ф.И.




Русский язык

х

х

х

Литература

х

х

Алгебра

х

х

х

Геометрия

/

х

х

Физика

х

х

х

/

х

Химия

х

х

Биология

х

х

/

х

История

/

х

х

х

География

х

х

х

Ин. язык ( М.И )

/

х

х

х

Физкультура

х

х

Труд  ( Т.Н. )

х

х

ИЗО

х

х

Музыка

х

х

ОБЖ

х

х

КСПб

/

х

/

х

Обработка результатов:

Бланк включает в себя две группы чувств, разделённых пустой строкой, которая необходима при обработке результатов. Первая группа чувств (спокойствие, беспокойство, страх, уверенность, счастье, грусть, радость, любовь, агрессия, злость) характеризует уровень внутреннего напряжения учащихся на уроке. Вторая (интерес, скука, удивление, активность, слабость, усталость) – заинтересованность и активность на уроке.

По этим двум параметрам отдельно анализируется ситуация по каждому предмету в строке, соответствующей ему. В бланке позитивным чувствам соответствует светлый фон, а негативным – тёмный,  что существенно облегчает обработку результатов.

Если негативные чувства преобладают над позитивными по данному блоку чувств, то в бланке учащегося в строке для обработки этот предмет отмечается палочкой по каждому блоку чувств отдельно. Так обрабатываются все бланки учащихся. После чего делается сводная ведомость для каждого предмета по двум изучаемым параметрам. Определяется количество учащихся, у которых на данном уроке негативные чувства преобладают над позитивными.

Критерии:

<15% -Благоприятный психологический климат на уроке (Б)

>40% - Напряжённый психологический климат на уроке (Н)

>60% - Потенциально - конфликтная ситуация (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия. Диагностика и коррекция.

Рассказывается о видах дисграфиии и даются советы по ее исправлению....

Дисграфия: диагностика и коррекция.

Рассказывается о дисграфии, ее видах и методах работы при дисграфии....

Дисграфия. Диагностика и коррекция

Выступление по дисграфии и методах работы при разных видах дисграфии...

Условия реализации междисциплинарного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста

В национальных проектах Правительства РФ большое внимание уделяется качеству образования детей и подростков и состоянию их здоровья. Учитывая важность проблемы, Российская академия наук и Российская а...

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу  логопедического сопровождения методов смежных с логопедией наук.  Связи с нейропсихоло...