Предпрофильная подготовка и ее реализация в школе
творческая работа учащихся по психологии (8 класс) по теме
Махонова Юлия, Мельников Дмитрий - 8 класс.
Какую профессию выбрать? Это один из самых важных жизненных вопросов, ответ на который даётся человеком в юношеском возрасте. Выбирая определённую профессию, он выбирает и определённый образ жизни. Профессий в наше время очень много, а их разнообразие к тому же постоянно находится в трансформации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_bifsgu_22_11_12_-_valynkin_mahonova_melnikov_-_statya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ
П.В. Валынкин, Ю.И. Махонова, Д.П. Мельников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балашова Саратовской области»
Какую профессию выбрать? Это один из самых важных жизненных вопросов, ответ на который даётся человеком в юношеском возрасте. Выбирая определённую профессию, он выбирает и определённый образ жизни. Профессий в наше время очень много, а их разнообразие к тому же постоянно находится в трансформации. Но согласно данным разных исследований, 8-классники, например, знают лишь около 20 профессий, вследствие чего профориентация часто имеет стихийный характер.
Находясь в ситуации выбора будущей профессии, старшеклассник обычно опирается на свои склонности, интересы. Но при этом он не учитывает то, на сколько сам соответствует требованиям той или иной профессиональной сферы деятельности: наличия потенциала интеллектуального развития, психических и физиологических возможностей, а также качеств личности, которые профессионально значимы.
Выбор профессии – это для многих стрессовая ситуация. Причинами этого может быть то, что молодого человека страшит перспектива ответственности за свои поступки и то, что он просто пока не владеет достаточными знаниями о грамотном принятии решения, чтобы оно соответствовало его целям и интересам.
Несомненно, работа по профессиональной ориентации не начинается в 9-м классе. Эта работа должна вестись с детьми уже с дошкольного возраста. Постепенно, учитывая возрастные особенности детей, закладываются первичные знания о профессиях, о людях разных профессий и требованиях к ним. Работа по профессиональному самоопределению продолжается в общеобразовательном учреждении и строится на положениях теории Е.А. Климова, выделившего стадии развития профессионального самоопределения:
- в 11-12 лет – интенсивно развиваются функции самоанализа, планирования и самоконтроля;
- с 11-12 лет до 14-18 лет – стадия подготовки к жизни, труду, сознательного и ответственного планирования и выбора своего пути в профессии. [3]
Профориентационная работа по самоопределению в 5-6 классах направлена на расширение их представлений, полученных в 1-4 классах, о мире профессий, о труде; на формирование начальных знаний о профессиях.
На этапе ранней предпрофильной подготовки необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение условий для познания подростком своих способностей и склонностей;
- возможность прогнозировать, самостоятельно определять перспективы обучения в школе и получения профессионального образования;
- возможность осознанного выбора профиля, профильных и элективных курсов, учитывая свои способности, профессиональные планы и личные интересы;
- право самому учащему выбирать формы предпрофильного, затем и профильного, обучения на основе имеющихся у школы условий.
Задачи профильной ориентации:
- получение данных о склонностях, предпочтениях и возможностях учащихся 7-8 классов (непротиворечивых) для разделения их по профилю обучения на III ступени общеобразовательной школы;
- исследование различных групп школьников с целью выявления изменяющихся особенностей возрастного и социального развития;
- моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения (режим «погружения»), проведение проб нового профессионально целесообразно коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.
Программы профильной ориентации учащихся 7, 8, 9 классов нашей школы позволяют решить следующие задачи:
- развитие психологической компетентности школьников в процессе планирования своего собственного профессионального будущего (реализуется за счёт расширения границ самовосприятия и обеспечения учеников соответствующими универсальными учебными действиями (УУД));
- формирование чувства ценности своей собственной индивидуальности, положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, применительно к удовлетворению собственных амбиций в будущей профессии;
- ознакомление со спецификой различных профессий и инновационными формами организации труда в условиях высокой конкуренции кадров и современной рыночной экономики.
Для разработки программы предпрофильной подготовки используется учебный курс образовательной программы «Мой выбор», адаптированный к условиям реализации в нашей школе.
По окончании изучения курса в 7 классе учащиеся должны владеть понятиями в области знаний об индивидуальных особенностях личности.
По окончании 8-го класса учащиеся должны расширить собственные знания об индивидуальных особенностях личности, углубить свои знания по темам «Личность», «Темперамент»; определить для себя мотивы выбора профессии и предпочитаемые им сферы труда; развить стремление к познанию себя; уметь строить личный профессиональный план.
В итоге курса 9-го класса учащиеся должны иметь представление о требованиях к составлению личного профессионального плана; понять важность профессионального самоопределения; получить представление о различных профессиях и профессиональной деятельности; освоить основные правила выбора профессии; понимать мотивы и ценности профессионального труда.
Понятно, что в современной школе основной упор делается на работу по программе предпрофильной подготовки именно в 9-х классах. Она обычно строится по принципу тренинга, в ходе которого решаются задачи личностного развития, формирования коммуникативных навыков, корректируется отношение к собственному «Я», система ценностей, потребностей, их иерархия; поло-ролевого самоосознания и поведения; выявляются и разрешаются внутренние конфликты; преодолевается неуверенность в себе и т.д.
Выбор именно тренинговой формы работы обусловлено тем, что для подросткового возраста в большей степени приемлемы групповые формы работы. Посредством группы подростки могут найти пути удовлетворения основных потребностей данного возраста: потребности в безопасности; потребности в самореализации и успехе; потребности в привязанности; а также потребности в проверке своих возможностей.
Основными целями данного курса являются: сознательный выбор профиля дальнейшего обучения, помощь в профессиональном самоопределении (не просто выбором из массива существующих профессий, а осознанием своих собственных жизненных ценностей и формированием «образа Я».
Проблема выбора профессиональной карьеры остро стоит перед выпускниками различных звеньев общеобразовательной школы. К сожалению, в современной школе ситуация часто складывается так, что подросткам приходится вынужденно выбирать профиль дальнейшего обучения, что не является положительным фактором в мотивации профессионального самоопределения учащихся.
Литература
- Гафурова Н.В. О педагогических основаниях формирования готовности учащегося к профессиональному самоопределению. // Профильная школа. 2005. - №6. – с.6-10.
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2005.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – М., 1999.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2005.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11). – М., 2005.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М, 2005.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М., 2005.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся
Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников уме...
Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...
Предпрофильная подготовка в МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Верещагино Пермского края
Данный материал знакомит со структурой предпрофильной подготовки в школе...
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...
«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»
Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...
Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы
Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наиб...