Роль социальных способностей в малых социальных группах школьников
статья по психологии по теме

Сергеева Анна Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности малых социальных групп, каковыми являются, например, ученические классы. Дается определение понятия "группа", "социальная группа", "малая группа".

Особенностями взаимодействия в малых группах нам представляются социальные способности, на которых базируются основные социальные навыки всех участников образовательного процесса.

В рамках вопроса о социальных способностях затрагивается понятие "социализация".

На основании изложенного материала сформированы рекомендации для обеспечения продуктивного развития класса как малой социальной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_a.d.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль социальных способностей в малых социальных группах школьников

Что такое группа? Ответ на этот вопрос представляется очевидным, но только до тех пор, пока несколько человек не сравнят свои определения. Можно ли назвать группой людей, которые вместе бегают трусцой? Будут ли группой пассажиры какого-либо авиарейса? Относится ли термин «группа» к людям, имеющим общую цель и полагающимся друг на друга? Или он относится только к тем, кто каким-то образом организован? Или к тем, чьи отношения продолжаются какое-то время? [3].

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности [4].

Специалист по групповой динамике Марвин Шоу утверждает, что всем группам присуще одно общее качество: их члены взаимодействуют друг с другом. Поэтому он определяет группу как коллектив, образованный двумя или большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга. Более того, замечает социальный психолог из Австралийского национального университета Джон Тернер, группы воспринимают себя как «мы» в отличие от всех остальных, воспринимаемых ими как «они». Так что люди, которые вместе бегают трусцой, - это самая настоящая группа. Причины, по которым возникают группы, могут быть самыми разными: это и потребность принадлежать к какому-либо сообществу, и потребности в информации, в признании, в достижении определенных целей [3].

В учебном процессе все его участники, так или иначе, оказываются тесным образом связанными между собой, их взаимодействие становится очевидным и ожидаемым. Будь то школьники или учителя, они определенно представляют собой группу людей, имеющую одно направление деятельности, то есть социальную группу.

Социальная группа - общность, в которой люди объединяются по общему участию в определенной деятельности, проявляющемуся в общности целей, интересов или других социальных или социально-психологических характеристик [5].

Поскольку границы социальных групп в педагогическом процессе являются достаточно четко определенными, и в каждой группе наблюдается прямое личное взаимодействие всех участников процесса, становится очевидным, что это малая социальная группа.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [1].

Малая группа - группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Специфический признак малой группы: общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, опосредованных совместной деятельностью, реализующих определенные общественные связи [5].

Школьный класс – малая социальная группа, а обучающиеся в нем дети – члены этой группы. В рамках существования и развития внутриклассного коллектива как малой группы ведущую роль играет процесс межличностного взаимодействия.  В процессе взаимодействия школьники обмениваются социальным опытом, делятся различными знаниями и навыками. И именно в процессе межличностного взаимодействия закладывается  либо успешность, либо не успешность процесса социализации.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [4].

Для успешного социального взаимодействия от каждого из участников требуются определенные социальные способности, которые лежат в основе успешной социализации личности.

Социальные способности – приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам.

К социальным способностям относится речь человека как средство общения, межличностное взаимодействие, лидерские качества, умения находить контакт с людьми и оказывать на них влияние и т.д.

Умение найти подход друг к другу, наладить эффективное взаимодействие, создать атмосферу доброжелательности – вот в чем проявляются социальные способности.

Проявление социальных способностей каждой личности как члена малой социальной группы напрямую оказывает влияние на структуру межличностных отношений.

Структура межличностных отношений предполагает, прежде всего, выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус», или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Вторая характеристика индивида  в группе – это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые выполняет личность в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности [1].

Наличие способностей к общению, пониманию, умение проявлять себя дают обширный потенциал для развития, как самой группы, так и индивида в ней.

От степени развития социальных способностей каждой личности будет зависеть уровень развития всей группы в целом.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом классе царила атмосфера  высокой сплоченности, развитой коммуникабельности, чтобы ценности формировались из социально-значимых направлений и убеждений.

Итак, в условиях образовательной среды современной школы особое значение приобретает социальная сторона жизнедеятельности участников образовательного процесса. Социальное развитие школьников протекает, в основном, в общении со сверстниками, в организации межличностных взаимодействий, где класс выступает малой социальной группой. Чтобы уровень развития класса как малой социальной группы был достаточно высоким, а деятельность группы была продуктивной и социально-значимой, необходимо:

  1. Учителю, как координатору, направлять и поддерживать социальные начинания школьников.
  2. Поощрять и стимулировать социально-полезные стремления и интересы детей.
  3. Создавать условия для проявления и развития социальных способностей школьников посредством социально-значимой деятельности.
  4. Прививать социально-положительные нормы и взгляды для дальнейшей успешной жизнедеятельности индивида.

Только при сплоченности группы мы сможем добиться развития полноценной, разносторонне развитой и социально-ориентированной личности.

          Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: аспект Пресс, 2010. – 363 с.
  2. Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер,2011. – 701 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  3. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 800с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  4. Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю.Кондратьева//Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  5. http://mirslovarei.com/content_psy/socialnaja-gruppa-40586.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к изучению темы "Психология малых социальных групп".

Данная разработка представляет собой систему заданий, последовательное выполнение которых, позволит хорошо освоить данную тему. Основные дидактические единицы: малая социальная группа, виды и структур...

Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников

доклад на педагогическом совете: "Роль классного руководителя в воспитании социального поведения школьников"...

Материалы открытого урока по обществознанию. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня, завтра.

Урок по обществознанию "Семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья вчера, сегодня и завтра"  Предлагается методический материал открытого урока по технологии "Социальный проек...

Особенности психологии малых социальных групп

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между соц...

Семья как малая социальная группа

В данной теме рассмотрены следующие вопросы: понятие "семья", функции семье, типы семьи, тенденции развития современной семьи....