Роль мотивации в работе с одарёнными детьми.
статья по психологии на тему
Статья посвещена понятию мотивации, её роли при работе с одарёнными детьми и способах её повышения на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denchik-soobshchenie.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль мотивации в работе с одарёнными детьми.
Денчик А. С.
г. Горно-Алтайск
Современный мир отличается большим потоком информации. И не всегда интересные школьникам факты являются полезными. Зачастую бесполезные занятия кажутся им привлекательнее, чем учёба в школе. Такая тенденция не способствует эффективной работе с одарёнными детьми. Для достижения высоких результатов по предмету важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию. Перед каждым педагогом стоит задача перевести учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
Мотивация – это сложный, многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).
Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:
- включение в коллективные формы деятельности,
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.
- сотрудничество ученика и учителя,
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы,
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыт).
Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями при обучении. К информационным методам обучения можно отнести демонстрацию, экспертизу, сообщение, видео-показ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью. Операционные методы – работа с учебниками, опорные схемы, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты, самостоятельная работа – активизирует учащихся на уроках разных предметов. Применяются различные творческие формы обучения, проектирование и исследование.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО педагоги должны обладать высоко развитой компетентностью в области мотивирования обучающихся. Уровень развития этой компетентности определяется на основе следующих критериев:
- демонстрация учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике;
- демонстрация знаний приёмов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;
- использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы;
- планирование использования различных заданий так, чтобы ученики почувствовали свой успех;
- предоставление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.
Таким образом, можно сказать, что в современной школе мотивация является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Учебный процесс не может проходить без искреннего интереса и желания обучающегося. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методы и находить всё новые приёмы вовлечения школьников в изучение предмета. Большое внимание необходимо уделять психологической атмосфере в классе, использовать авторитет учителя не для подавления, а для заимствования этой силы для решения своих проблем, достижения целей. Оценивая, указывать на положительные моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ученика, а обобщать наиболее распространённые неверные моменты и разбирать их вместе с классом. Важно создавать для одарённых детей ситуацию успеха, чтобы поддерживать их талант и развивать. Наряду с традиционными формами работы, надо больше использовать необычные уроки в своей педагогической деятельности: уроки-конкурсы, уроки-КВН, уроки-эстафеты знаний, уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания, уроки-концерт.
Использование ИКТ и интернета также положительно повлияет на интерес школьников. Они отличаются своей доступностью и особенно актуальностью. Всё новое привлекает внимание, поэтому можно использовать разную расстановку парт в классе, проводить уроки на свежем воздухе, в актовом или спортивном зале. Можно объединять группы, проводить внеклассные мероприятия на параллели, приглашать старшеклассников в среднее и младшее звено на уроки, чтобы одарённые дети стремились узнать больше и видели перспективу своей деятельности.
Список использованной литературы:
- Аракелян О. А. Роль мотивации в поддержке интереса к изучению иностранных языков на разных ступенях обучения. // Проблемы обучения иностранному языку на старшей ступени полной средней школы: сборник научных статей и методических материалов. - Горно-Алтайск, 2007.
- Бондаренко О. В. Повышение учебной мотивации учащихся. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, - М., 2012.
- Давиденко Н. В., Комарова Л. А. Формирование мотивов обучения – главная задача педагога. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, - М., 2012.
- Куприна Я. В. Развитие личности – смысл и цель современного образования. Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №3, - М., 2012.
- Питикина Е. Ю. Мотивация младших школьников к учению. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №6, - М., 2012.
- Поездник Л. М. Педагогическая работа с детьми, имеющими пониженную мотивацию к обучению, на уроках химии. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, - М., 2012.
- Решетникова З. Б. Как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку. // Иностранные языки в школе. №2, - М., 2003.
- Самарова О. Девять рекомендаций для достижения педагогического благополучия. // Иностранные языки. №5, «Просвещение», - М, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми
Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
О развитии и поддержании высокой мотивации в учебной деятельности при работе с одарёнными детьми
Из опыта работы МБОУСОШ № 2...
Роль мотивации в работе с одарёнными детьми
Современный мир оличается потоком информации и не всегда интересные школьникам факты являются полезными. Зачастую бесполезные занятия кажутся им привлекательнее, чем учёба в школе. Такая тенденция не ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...