Формирование у школьников мотивации к обучению
статья по психологии (11 класс) на тему
Автор: Савенкова Наталья Анатольевна
Учитель математики, ГБОУ СОШ №2072, г. Москвы
Е-mail: savenkova2009@mail.ru
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью, взаимодействием с учителями и одноклассниками. Нередко это связано с резким падением интереса к учению. Поэтому задача педагога в такой ситуации – изучить отношение школьников к учебным предметам и приложить максимум усилий по развитию их мотивации.
Для изучения отношения учащихся к учебным предметам им предлагается заполнить анкету, где они указывают причины, по которым изучение предметов необходимо (блок I) или интересно (блок II). Заполнять анкету нужно, используя предложенные варианты ответов.
Анкета
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогие ребята! Впишите в графы блока I предметы, которые, по вашему мнению, необходимо изучать, а в графы блока II – предметы, которые вам изучать интересно. Аргументируйте свой выбор, заполнив графы “Причина” в блоках I и II предложенными вариантами ответов.
Блок I | Блок II | ||
Необходимые предметы | Причина | Интересные предметы | Причина |
|
|
|
|
|
|
|
|
Варианты ответов в блоке I:
- Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
- Это наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества
- Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
- Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
- Этот предмет учит разбираться в жизни.
- Этот предмет считает значимым мои родители.
- Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
- По этому предмету проводится итоговое тестирование.
Варианты ответов в блоке II:
- Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
- Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
- Интересно выяснять причины событий.
- Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
- Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
- Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
- Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и решать её, проводить исследование.
- Интересно, т.к. учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
- Интересно, т.к. этот предмет дается мне легко.
- Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
- Интересно, т.к. по этому предмету легко получить отметку
- Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточиться.
Заполненные анкеты позволяют выяснить познавательные интересы учащихся, предметы, вызывающие у них трудности, а также с чем или с кем связаны учебные трудности детей.
Содержание блока I характеризует отношение к жизни, теоретические знания, нравственную проблематику, а блока II – способы познавательной деятельности, отношения между учащимися и учителями.
Для выяснения отношения учащихся к учебным предметам можно предложить им проранжировать их по степени значимости для себя. После анализа полученных данных учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1,2 и 3-е места по степени их значимости.
Анкета
Определение мотивации к изучению предметов
Дорогие ребята! По предложенным критериям распределите учебные предметы, поставив на первое место наиболее значимый для вас предмет, а на последнее - наименее значимый.
Ф.И.О учащегося ______________________________________________________________________
Класс _______________________________________________Дата_____________________________
Критерии оценки | Русский язык | Литература | Математика | … | Физика |
Интересное содержание |
|
|
|
|
|
Интересное преподавание |
|
|
|
|
|
Имеет практическое значение |
|
|
|
|
|
Уважаю учителя |
|
|
|
|
|
Хотелось бы получить дополнительные знания |
|
|
|
|
|
Для определения доминирующих мотивов обучения учащимся предлагается заполнить бланки анкеты, оценивая свою мотивацию по 6-балльной шкале.
Анкета
Определение доминирующих мотивов обучения
Дорогие ребята! Оцените по 6-балльной шкале свою мотивацию к обучению.
№ | Мотивация к обучению | Оценка, балл |
1 | Понимаю, что ученик должен учиться хорошо |
|
2 | Хочу, закончив школу, учиться дальше |
|
3 | Понимаю, что знания мне нужны для будущего |
|
4 | Хочу быть культурным и развитым человеком |
|
5 | Хочу получать хорошие отметки |
|
6 | Хочу получать одобрение родителей |
|
7 | Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне |
|
8 | Хочу быть лучшим учеником в классе |
|
9 | Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех |
|
10 | Хочу занять достойное место среди лучших учеников в классе |
|
11 | Мне нравится учиться |
|
12 | Люблю узнавать новое |
|
13 | Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей |
|
14 | Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности |
|
15 | Люблю уроки, на которых можно рассуждать |
|
16 | Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи |
|
Анализ результатов – характеристика мотивов обучения:
№ 1 – мотив долга и ответственности.
№ 2-4 – мотивы самоопределения и самосовершенствования.
№ 5-7 – мотивы собственного благополучия.
№ 8-10 – мотивы престижности.
№ 11-13 – мотивы содержания учебной деятельности.
№ 14-16 – мотивы отношения к процессу учения.
Причины неуспеваемости школьников.
Определив доминирующие мотивы обучения, учитель выстраивает работу по улучшению успеваемости и повышению успешности учеников.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни ученики легко “схватывает” все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. Есть также и дети, у которых учеба в школе оказывается слишком трудным делом, ребенок не успевает прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего образования и теряет веру в свои силы. Бесспорно, что слабоуспевающий школьник работает медленно, часто ошибается, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и низких оценок. В результате ученик становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Ощущение постоянной неуспешности вызывает у ребенка потерю интереса к учебе. Школьные трудности подростка, проявляющиеся в неуспеваемости к предметам и эмоциональной неустойчивости, могут иметь различные причины. К ним относятся:
- Слабое здоровье.
Именно низкие показатели нервно-психического здоровья являются основной причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, в 78% случаев).
- Несформированность приемов учебной деятельности.
Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Например, счёт в уме можно выполнить несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки эффективной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, т.к. впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учёбе.
- Недостатки познавательной сферы (мышление, памяти, внимания).
Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Именно неразвитость мышления является наиболее распространенной психологической причиной школьной неуспешности. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное наличие абстрактно-логического мышления, умения систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать.
Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребёнка и, в конечном счёте, влияет на его отношение к учебе и школе.
- Недостаточное развитие мотивационной сферы.
Несформированность учебной мотивации является причиной слабой успеваемости учащихся. Мотивации учения способствуют общей атмосфере в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Необходимо сформировать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (для них характерно мотивация избегания неудачи), заменяя её “позицию неуспевающего” добиваться повышения их самооценки.
Причины школьной неуспешности у каждого ребенка свои.
Выявление этих причин – дело трудоемкое. К основным способам обнаружения отставаний у учащихся относятся:
- Наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, успехи и неудачи;
- Ответы на вопросы учителя и исполнение его требования сформулировать то или иное положение.
- Проведения обучающих самостоятельных работ в классе, по которым учитель может судить о результатах и ходе мыслительной деятельности. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся – это:
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работу, вследствие чего ученик не может за отведенное время овладеть необходимым знаний, умений и навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личных качеств (самостоятельность, настойчивость, организованность и др.), необходимых для успешного учения.
- Ученик не может дать определение понятий; воспроизвести формулы и доказательства; “отойти” от готового текста, излагая систему понятий; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановки учащимся соответствующих вопросов.
Способы преодоления школьной неуспешности
Работу по изучению возможностей ребёнка созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно. Она включает в себя:
- Сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);
- Диагностику;
- Анализ и сопоставление полученных данных, определение возможных причин школьной неуспешности;
- Выбор средств и способов для совершенствования учебной деятельности.
Перечислим приёмы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации, избегания, неудач к мотивации учения.
- Прежде всего необходимо отмечать и поощрять малейшие успехи ребёнка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему.
- Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам. Постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку.
- Повышать занимательность и эмоциальность изложения материала, включать в план познавательные игры.
- Использовать контроль в качестве средства повышения мотивации учащегося.
Отслеживание достижений учащихся
В нашей школе в каждом классе в течение года проводятся административные контрольные работы: сначала на определение степени обученности по каждому предмету (входной контроль), а затем – рубежные, промежуточные, итоговые (выходной контроль).
Качество знаний учащихся проверяется тестированием. Технология выработки результатов заключается в следующем: фактическое усвоение учебного материала определяется на основе поэлементного анализа.
Если проверенный элемент выполнен 70% учащихся класса, то считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Результаты анализа контрольных проверочных работ оформляются в форме ведомости.
Анализ контрольных работ по _________________________
Класс ________________________________ Дата __________________________
Учитель _____________________________________________________________
Показатель | Количество учащихся | |
| чел. | % |
Наполняемость класса |
|
|
Выполняли работу |
|
|
2/3 заданий и более выполнили |
|
|
½ Заданий и более выполнили |
|
|
Степень выполнения задания, % |
|
|
90-100 |
|
|
50-90 |
|
|
50-70 |
|
|
30-50 |
|
|
0-30 |
|
|
Затем следует проанализировать темы, вызывающие затруднения у учащихся, и выявить проблемную тематику для класса и отдельных учеников. Предпочтителен графический способ оценки качества знаний учащихся (например, в форме диаграммы), позволяющий судить о динамике степени усвоения материалов в каждом классе по данному предмету.
Система внутришкольного контроля позволяет проводить мониторинг и индивидуальных достижений учащихся. Полученные данные можно использовать для формирования “папки достижений”, которая в большой степени, чем традиционное портфолио, нацелена на выявление:
объективного уровня владения умениями и навыками, пробелов в подготовке, трудностей усвоения, уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс, положительных моментов учения, интереса к предмету, развитие мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности.
Наличие и пополнение “папки достижений” способствует формированию: культуры и логики мышления, умение анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать материал.
Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль, которые являются необходимыми условиями успешного обучения и будущей трудовой деятельности.
Стимулирование познавательного интереса на примере изучения математики.
Учебный мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний “толчок”, побудитель (стимул). Поэтому придётся решать проблему формирования мотивации учения.
К стимулам познавательного интереса могут быть отнесены: новизна информационного материала (она обычно удивляет и озадачивает учащихся); демонстрация незавершенности теоретических знаний. Ученики должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, а для решения других потребуются дополнительные знания.
Получение любых дополнительных знаний должно быть направленно не столько на расширение их информационного запаса, сколько на развитие и интеллектуальный рост учащихся. Оно должно помочь им выявить более тесные взаимосвязи в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, найти предпосылки для установления определенных математических фактах, демонстрировать вариативность изложения обязательного материала, изящество некоторых приемов решения.
Раскрытие возможностей практического использования знаний математики в жизни делает абстрактную науку, какой она часто видится через “призму” учебников, более “живой” и близкой для школьника.
Изучение даже простейших школьных тем позволяет демонстрировать жизненно важное значение математики. В теме “Треугольники” раскрывается, например, практическое значение “жесткости” этой фигуры для изготовления и расчётов стропильных конструкций, растяжек радиомачт, опор для полок. А тема “Четырехугольники” предоставляет возможность рассказать учащимся об их свойстве “нежесткости”.
Часто школьникам предлагаются готовые математические модели: уравнения, тождества, абстрактные математические задачи. Так называемые “сюжетные задачи”, как правило, имеют псевдо-практический характер.
Для усиления мотивации решения задач целесообразно изменять условия абстрактных задач, придавая им практическую целевую направленность. Если, например, условия задачи представить в следующем виде: “Недалеко от реки, по одну сторону от неё находится 2 населенных пункта. Где нужно поставить водонасосную станцию, чтобы расход водопроводных труб, подводящих воду к населенным пунктам, был наименьшим?”, то она будет восприниматься с большим интересом, чем абстрактное описание условия: “Точки А и В расположены по одну сторону от прямой. Найти на прямой такую точку С, чтобы суммы расстояний АС и СВ была наименьшей”.
Изучение каждой темы по математике может и должна предшествовать вступительная беседа о жизненно необходимом значении знаний, которые получают учащиеся. Перед объяснением теоретического материала могут быть поставлены вопросы-задачи, например, по теме “Прямоугольник”:
- “Как, пользуясь рулеткой и колышком, разметить на земле участок прямоугольной формы?”
- “Ученику поручили изготовить щит, который должен полностью закрыть нишу прямоугольной формы. Сколько он должен сделать замеров, и какие определить параметры, чтобы изготовить щит?”.
Поскольку видов и структур задач достаточно много, в том числе и “открытых” задач (в формулировки которых отсутствует либо условие, либо заключение), для обработки навыков следует использовать минимальное количество тренировочных задач.
Каждая предполагаемая для решения учащимся задача может способствовать достижению конкретных целей обучения. И всё же главная роль задач – развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, подвести их к самостоятельному “открытию” математических фактов. Достичь этой цели с помощью только стандартных задач невозможно, хотя они, безусловно, полезны и необходимы, если даны вовремя и в нужном количестве.
Использование задач: творческих, занимательного, межпредметного и прикладного характера.
В процессе обучения для усвоения учебного материала учащимся приходится решать много задач, которые, к сожалению, не всегда занимательны. Использования приёмов, повышающих занимательность задачи, а следовательно, интерес и внимание учащихся, разнообразит занятия, создавая творческую атмосферу на уроках. “Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже и иногда лучше учителя”, - писал Л.Толстой.
Часто усложнение задачи существенно повышает интерес к ней учащихся. Способов построения занимательных задач может быть сколько угодно. Для этого можно использовать обычные предметы, которые нужно расставить в определенной логической последовательности, а также рисунки, слайды, репродукции, музыкальные произведения. Задачи могут придумывать и сами учащиеся.
Занимательными могут быть задачи с самыми простыми числами. Как найти “гармонию и в алгебре”? Если на распечатанной цифровой матрице от единицы до трехсот отметить числа, которые делятся на 2, 3, 4 и т.д. то сложится интересный узор, который позволит по иному взглянуть на “мир сухих и строгих чисел”. Учащимся часто приходится напрягаться, вспоминая признаки делимости. Чтобы облегчить себе работу, они могут заранее подготовить такие таблицы сами (отметить цветными карандашами соответствующие цифры) и использовать их на уроках в качестве замечательного учебного пособия. Занимательные узоры, которые образуются из таких чисел, возможно, заинтересуют и привлекут внимание к математике тех школьников, которые “не дружат” с этим предметом.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные возможности каждого, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается учебная мотивация, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля и интерес к учебным предметам. Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.
Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, с запоминанием и осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Исследовательская работа учащихся
Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе.
В процессе исследовательской деятельности должны быть решены следующие задачи:
- Овладения учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ;
- Формирования умений публичной защиты собственных идей.
В результате выполнения проектных работ учащиеся должны овладеть умениями:
- Планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;
- Использовать различные источники информации;
- Самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- Анализировать и сопоставлять факты;
- Аргументировать своё мнение;
- Устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
- Создавать конкретный “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;
- Представлять проект перед учащимися;
- Оценивать себя и других.
Метод проектов основан на использовании уже имеющегося у ребенка опыта нахождения собственного пути искания, преодоление затруднений. Это формирует прежде всего самостоятельность, осознанность действий, способность к обучению на высоком уровне трудности.
Практика работы над проектами показывает их безусловную перспективность в деле повышения эффективности обучения и для развития подростков.
Если учитель получает удовольствие от общения с учениками, обменивается с ними мнениями по различным вопросам, не боится учиться чему-либо у них, а ученики не теряют блеска в глазах в процессе работы с учителями, значит, этот учитель на правильном пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у школьников мотивации к обучению
ГБОУ СОШ №2072 г.Москвы
Учитель: Савенкова Наталья Анатольевна
г.Москва, 2012
Содержание:
Причины неуспеваемости школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-6
Способы преодоления школьной неуспешности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-7
Отслеживание достижений учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7-8
Стимулирование познавательного интереса на примере изучения математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8-9
Использование задач: творческих, занимательного, межпредметного и прикладного характера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Исследовательская работа учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-10
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью, взаимодействием с учителями и одноклассниками. Нередко это связано с резким падением интереса к учению. Поэтому задача педагога в такой ситуации – изучить отношение школьников к учебным предметам и приложить максимум усилий по развитию их мотивации.
Для изучения отношения учащихся к учебным предметам им предлагается заполнить анкету где они указывают причины по которым изучение предметов для необходимо (блок I) или интересно (блок II). Заполнять анкету нужно, используя предложенные варианты ответов.
Анкета
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогие ребята! Впишите в графы блока I предметы, которые, по вашему мнению, необходимо изучать, а в графы блока II – предметы, которые вам изучать интересно. Аргументируйте свой выбор, заполнив графы “Причина” в блоках I и II предложенными вариантами ответов.
Блок I | Блок II |
Необходимые предметы | Причина | Интересные предметы | Причина |
Варианты ответов в блоке I:
Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
Это наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества
Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Этот предмет учит разбираться в жизни.
Этот предмет считает значимым мои родители.
Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
По этому предмету проводится итоговое тестирование.
Варианты ответов в блоке II:
Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
Интересно выяснять причины событий.
Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и решать её, проводить исследование.
Интересно, т.к. учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
Интересно, т.к. этот предмет дается мне легко.
Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
Интересно, т.к. по этому предмету легко получить отметку
Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточиться.
Заполненные анкеты позволяют выяснить познавательные интересы учащихся, предметы, вызывающие у них трудности, а также с чем или с кем связаны учебные трудности детей.
Содержание блока I характеризует отношение к жизни, теоретические знания, нравственную проблематику, а блока II – способы познавательной деятельности, отношения между учащимися и учителями.
Для выяснения отношения учащихся к учебным предметам можно предложить им проранжировать их по степени значимости для себя. После анализа полученных данных учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1,2 и 3-е места по степени их значимости.
Анкета
Определение мотивации к изучению предметов
Дорогие ребята! По предложенным критериям распределите учебные предметы, поставив на первое место наиболее значимый для вас предмет, а на последнее - наименее значимый.
Ф.И.О учащегося ______________________________________________________________________
Класс _______________________________________________Дата_____________________________
Критерии оценки | Русский язык | Литература | Математика | … | Физика |
Интересное содержание |
Интересное преподавание |
Имеет практическое значение |
Уважаю учителя |
Хотелось бы получить дополнительные знания |
Для определения доминирующих мотивов обучения учащимся предлагается заполнить бланки анкеты, оценивая свою мотивацию по 6-балльной шкале.
Анкета
Определение доминирующих мотивов обучения
Дорогие ребята! Оцените по 6-балльной шкале свою мотивацию к обучению.
№ | Мотивация к обучению | Оценка, балл |
1 | Понимаю, что ученик должен учиться хорошо |
2 | Хочу, закончив школу, учиться дальше |
3 | Понимаю, что знания мне нужны для будущего |
4 | Хочу быть культурным и развитым человеком |
5 | Хочу получать хорошие отметки |
6 | Хочу получать одобрение родителей |
7 | Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне |
8 | Хочу быть лучшим учеником в классе |
9 | Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех |
10 | Хочу занять достойное место среди лучших учеников в классе |
11 | Мне нравится учиться |
12 | Люблю узнавать новое |
13 | Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей |
14 | Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности |
15 | Люблю уроки, на которых можно рассуждать |
16 | Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи |
Анализ результатов – характеристика мотивов обучения:
№ 1 – мотив долга и ответственности.
№ 2-4 – мотивы самоопределения и самосовершенствования.
№ 5-7 – мотивы собственного благополучия.
№ 8-10 – мотивы престижности.
№ 11-13 – мотивы содержания учебной деятельности.
№ 14-16 – мотивы отношения к процессу учения.
Причины неуспеваемости школьников.
Определив доминирующие мотивы обучения, учитель выстраивает работу по улучшению успеваемости и повышению успешности учеников.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни ученики легко “схватывает” все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. Есть также и дети, у которых учеба в школе оказывается слишком трудным делом, ребенок не успевает прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего образования и теряет веру в свои силы.
Бесспорно, что слабоуспевающий школьник работает медленно, часто ошибается, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и низких оценок. В результате ученик становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний.
Ощущение постоянной неуспешности вызывает у ребенка потерю интереса к учебе.
Школьные трудности подростка, проявляющийся в неуспеваемости к предметам и эмоциональной неустойчивости, могут иметь различные причины. К ним относятся:
Слабое здоровье.
Именно низкие показатели нервно-психического здоровья являются основной причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, в 78% случаев).
Несформированность приемов учебной деятельности.
Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Например, счёт в уме можно выполнить несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого-педагогические навыки эффективной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, т.к. впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учёбе.
Недостатки познавательной сферы (мышление, памяти, внимания).
Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Именно неразвитость мышления является наиболее распространенной психологической причиной школьной неуспешности. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное наличие абстрактно-логического мышления, умения систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать.
Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребёнка и, в конечном счёте, влияет на его отношение к учебе и школе.
Недостаточное развитие мотивационной сферы.
Несформированность учебной мотивации является причиной слабой успеваемости учащихся. Мотивации учения способствуют общей атмосфере в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Необходимо сформировать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (для них характерно мотивация избегания неудачи), заменяя её “позицию неуспевающего” добиваться повышения их самооценки.
Причины школьной неуспешности у каждого ребенка свои.
Выявление этих причин – дело трудоемкое. К основным способам обнаружения отставаний у учащихся относятся:
Наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, успехи и неудачи;
Ответы на вопросы учителя и исполнение его требования сформулировать то или иное положение.
Проведения обучающих самостоятельных работ в классе, по которым учитель может судить о результатах и ходе мыслительной деятельности. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся – это:
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работу, вследствие чего ученик не может за отведенное время овладеть необходимым знаний, умений и навыков.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личных качеств (самостоятельность, настойчивость, организованность и др.), необходимых для успешного учения.
Ученик не может дать определение понятий; воспроизвести формулы и доказательства; “отойти” от готового текста, излагая систему понятий; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановки учащимся соответствующих вопросов.
Способы преодоления школьной неуспешности
Работу по изучению возможностей ребёнка созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно. Она включает в себя:
Сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);
Диагностику;
Анализ и сопоставление полученных данных, определение возможных причин школьной неуспешности;
Выбор средств и способов для совершенствования учебной деятельности.
Перечислим приёмы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации, избегания, неудач к мотивации учения.
Прежде всего необходимо отмечать и поощрять малейшие успехи ребёнка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему.
Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам. Постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку.
Повышать занимательность и эмоциальность изложения материала, включать в план познавательные игры.
Использовать контроль в качестве средства повышения мотивации учащегося.
Отслеживание достижений учащихся
В нашей школе в каждом классе в течение года проводятся административные контрольные работы: сначала на определение степени обученности по каждому предмету (входной контроль), а затем – рубежные, промежуточные, итоговые (выходной контроль).
Качество знаний учащихся проверяется тестированием. Технология выработки результатов заключается в следующем: фактическое усвоение учебного материала определяется на основе поэлементного анализа.
Если проверенный элемент выполнен 70% учащихся класса, то считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Результаты анализа контрольных проверочных работ оформляются в форме ведомости.
Анализ контрольных работ по _________________________
Класс ________________________________ Дата __________________________________________
Учитель ____________________________________________________________________________
Показатель | Количество учащихся |
чел. | % |
Наполняемость класса |
Выполняли работу |
2/3 заданий и более выполнили |
½ Заданий и более выполнили |
Степень выполнения задания, % |
90-100 |
50-90 |
50-70 |
30-50 |
0-30 |
Затем следует проанализировать темы, вызывающие затруднения у учащихся, и выявить проблемную тематику для класса и отдельных учеников. Предпочтителен графический способ оценки качества знаний учащихся (например, в форме диаграммы), позволяющий судить о динамике степени усвоения материалов в каждом классе по данному предмету.
Система внутришкольного контроля позволяет проводить мониторинг и индивидуальных достижений учащихся. Полученные данные можно использовать для формирования “папки достижений”, которая в большой степени, чем традиционное портфолио, нацелена на выявление:
Объективного уровня владения умениями и навыками;
Пробелов в подготовке;
Трудностей усвоения;
Уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс.
Положительных моментов учения;
Интереса к предмету;
Развитие мыслительной деятельности;
Критического отношения к учебной деятельности
Наличие и пополнение “папки достижений” способствует формированию: культуры и логики мышления, умение анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать материал.
Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль, которые являются необходимыми условиями успешного обучения и будущей трудовой деятельности.
Стимулирование познавательного интереса на примере изучения математики.
Учебный мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний “толчок”, побудитель (стимул). Поэтому придётся решать проблему формирования мотивации учения.
К стимулам познавательного интереса могут быть отнесены: новизна информационного материала (она обычно удивляет и озадачивает учащихся); демонстрация незавершенности теоретических знаний. Ученики должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, а для решения других потребуются дополнительные знания.
Получение любых дополнительных знаний должно быть направленно не столько на расширение их информационного запаса, сколько на развитие и интеллектуальный рост учащихся. Оно должно помочь им выявить более тесные взаимосвязи в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, найти предпосылки для установления определенных математических фактах, демонстрировать вариативность изложения обязательного материала, изящество некоторых приемов решения.
Раскрытие возможностей практического использования знаний математики в жизни делает абстрактную науку, какой она часто видится через “призму” учебников, более “живой” и близкой для школьника.
Изучение даже простейших школьных тем позволяет демонстрировать жизненно важное значение математики. В теме “Треугольники” раскрывается, например, практическое значение “жесткости” этой фигуры для изготовления и расчётов стропильных конструкций, растяжек радиомачт, опор для полок. А тема “Четырехугольники” предоставляет возможность рассказать учащимся об их свойстве “нежесткости”.
Часто школьникам предлагаются готовые математические модели: уравнения, тождества, абстрактные математические задачи. Так называемые “сюжетные задачи”, как правило, имеют псевдо-практический характер.
Для усиления мотивации решения задач целесообразно изменять условия абстрактных задач, придавая им практическую целевую направленность. Если, например, условия задачи представить в следующем виде: “Недалеко от реки, по одну сторону от неё находится 2 населенных пункта. Где нужно поставить водонасосную станцию, чтобы расход водопроводных труб, подводящих воду к населенным пунктам, был наименьшим?”, то она будет восприниматься с большим интересом, чем абстрактное описание условия: “Точки А и В расположены по одну сторону от прямой. Найти на прямой такую точку С, чтобы суммы расстояний АС и СВ была наименьшей”.
Изучение каждой темы по математике может и должна предшествовать вступительная беседа о жизненно необходимом значении знаний, которые получают учащиеся. Перед объяснением теоретического материала могут быть поставлены вопросы-задачи, например, по теме “Прямоугольник”:
“Как, пользуясь рулеткой и колышком, разметить на земле участок прямоугольной формы?”
“Ученику поручили изготовить щит, который должен полностью закрыть нишу прямоугольной формы. Сколько он должен сделать замеров, и какие определить параметры, чтобы изготовить щит?”.
Поскольку видов и структур задач достаточно много, в том числе и “открытых” задач (в формулировки которых отсутствует либо условие, либо заключение), для обработки навыков следует использовать минимальное количество тренировочных задач.
Каждая предполагаемая для решения учащимся задача может способствовать достижению конкретных целей обучения. И всё же главная роль задач – развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, подвести их к самостоятельному “открытию” математических фактов. Достичь этой цели с помощью только стандартных задач невозможно, хотя они, безусловно, полезны и необходимы, если даны вовремя и в нужном количестве.
Использование задач: творческих, занимательного, межпредметного и прикладного характера.
В процессе обучения для усвоения учебного материала учащимся приходится решать много задач, которые, к сожалению, не всегда занимательны. Использования приёмов, повышающих занимательность задачи, а следовательно, интерес и внимание учащихся, разнообразит занятия, создавая творческую атмосферу на уроках. “Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже и иногда лучше учителя”, - писал Л.Толстой.
Часто усложнение задачи существенно повышает интерес к ней учащихся. Способов построения занимательных задач может быть сколько угодно. Для этого можно использовать обычные предметы, которые нужно расставить в определенной логической последовательности, а также рисунки, слайды, репродукции, музыкальные произведения. Задачи могут придумывать и сами учащиеся.
Занимательными могут быть задачи с самыми простыми числами. Как найти “гармонию и в алгебре”? Если на распечатанной цифровой матрице от единицы до трехсот отметить числа, которые делятся на 2, 3, 4 и т.д. то сложится интересный узор, который позволит по иному взглянуть на “мир сухих и строгих чисел”. Учащимся часто приходится напрягаться, вспоминая признаки делимости. Чтобы облегчить себе работу, они могут заранее подготовить такие таблицы сами (отметить цветными карандашами соответствующие цифры) и использовать их на уроках в качестве замечательного учебного пособия. Занимательные узоры, которые образуются из таких чисел, возможно, заинтересуют и привлекут внимание к математике тех школьников, которые “не дружат” с этим предметом.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные возможности каждого, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается учебная мотивация, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля и интерес к учебным предметам. Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата.
Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, с запоминанием и осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Исследовательская работа учащихся
Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе.
В процессе исследовательской деятельности должны быть решены следующие задачи:
Овладения учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ;
Формирования умений публичной защиты собственных идей.
В результате выполнения проектных работ учащиеся должны овладеть умениями:
Планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;
Использовать различные источники информации;
Самостоятельно отбирать и накапливать материал;
Анализировать и сопоставлять факты;
Аргументировать своё мнение;
Устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
Создавать конкретный “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;
Представлять проект перед учащимися;
Оценивать себя и других.
Метод проектов основан на использовании уже имеющегося у ребенка опыта нахождения собственного пути искания, преодоление затруднений. Это формирует прежде всего самостоятельность, осознанность действий, способность к обучению на высоком уровне трудности.
Практика работы над проектами показывает их безусловную перспективность в деле повышения эффективности обучения и для развития подростков.
Если учитель получает удовольствие от общения с учениками, обменивается с ними мнениями по различным вопросам, не боится учиться чему-либо у них, а ученики не теряют блеска в глазах в процессе работы с учителями, значит, этот учитель на правильном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении
Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...
«Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»
Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. В данном докладе приведены некоторые возможности при интегрированном ...
Формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любого государства. Им...
Презентация «Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»
Презентация «Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»...
презентация "Современные технологии электронного обучения в формировании положительной мотивации к обучению"
Презентация на решение проблемы:"формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения"Активное использование в учебном процессе совре...
«Интегрированный урок - как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»
Презентация...
фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА." В.А. Сухомлинский....