Одаренные дети
методическая разработка по психологии по теме

Для работы с одаренными детьми создана программа в рамках проекта "Одаренный - это я!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_s_odarennymi.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Музалевской Инессы Ивановны

по программе работы с одаренными детьми

«ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

2010-2011 учебный год

г.Саратов

Пояснительная записка

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из педагогов сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады, конференции и чемпионаты.

Когда мы слышим слова «олимпиада», «конференция», «чемпионат» то ассоциируем их с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных уровнях. На таких уровнях сама цель этих мероприятий – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад, научно-практических конференций, чемпионатов по всем учебным предметам. Цель  этого вида работы несколько иная – это ознакомление обучающихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах, научно-практических конференциях, чемпионатах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;

по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.

Программа имеет следующие развивающие и воспитательные задачи:

развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;

воспитание способности к личному самоопределению;

развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;

развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия.

Программа работы с одаренными детьми разбита на 4 блока: интеллектуально-продуктивный, социально-коммуникативный, эмоционально-волевой, физический и рассчитана на 34 часа.

Траектория деятельности психологической службы с одаренными детьми.

1. Просвещение.

Родители – памятки, информационные листы.

Дети – памятки, информационные листы, информирование как составная часть психологических занятий.

Педагоги – обучающие семинары: теоретические и семинары-практикумы. Тематика семинаров:

Конвергентное и дивергентное мышление, возможности их развития.

Личностные особенности одаренных детей.

Психологическая подготовка обучающихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, чемпионата.

Самооценка и уровень притязаний, возможности коррекции.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Дети «группы риска» и стратегия их поддержки.

2. Диагностика.

А) Этап отбора обучающихся. Изучение когнитивной и мотивационной сферы обучающихся.

Б) Этап подготовки обучающихся. Изучение личностных особенностей, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, выявление детей «группы риска».

3. Консультирование.

Родители – индивидуальные консультации по вопросам индивидуальных особенностей детей, выработка рекомендаций по развитию или поддержке ребенка.

Дети – групповые и индивидуальные консультации по вопросам индивидуальных особенностей, испытываемых трудностей, выработка рекомендаций.

Педагоги – индивидуальные консультации по вопросам индивидуальных особенностей обучающихся, выработка рекомендаций по работе с ребенком.

4. Аналитическая и реабилитационная работа с детьми после участия в олимпиадах, научно-практических конференциях, чемпионатах.

Анализ успехов и трудностей, с которыми столкнулись участники, выявление условий успеха и причин трудностей, выработка рекомендаций по дальнейшей работе и использованию полученного опыта.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Учащиеся будут знать:

Особенности своей индивидуальности, резервные возможности личности;

Основы делового общения;

Стратегии решения проблем;

Научные основы организации труда

Учащиеся будут уметь:

Владеть техниками саморегуляции, применять их в стрессовых ситуациях;

Видеть и ставить цель

Определять задачи и пути их реализации

Содержание программы.

Тематика

Кол-во часов

1

Интеллектуально-продуктивный блок.

- развитие конвергентного и дивергентного мышления;

- обучение способам запоминания, смысловой обработки информации.

10 часов

2

Социально-коммуникативный блок.

- развитие навыков публичного выступления;

- умение взаимодействовать, работать в команде;

- развитие лидерских, организационных и коммуникативных способностей.

9 часов

3

Эмоционально-волевой блок.

- развитие навыков самоорганизации, саморегуляции;

- формирование умения управлять своим психофизическим состоянием;

- обучение приемам волевой мобилизации;

- коррекция неадекватной самооценки.

9 часов

4

Физический блок.

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- обучение методам нервно-мышечной релаксации.

6 часов

                                                                   Всего:

34 часа

Литература

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Мн., 1995.

Волков Н.П. Много ли в школе талантов? М., 1989.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1996.

Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП» Москва, НИИ школьных технологий, 2005г.  

Справочник практического психолога. М., 2007.

      9)  Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников».

           Москва, «Владос», 2000 г.

 Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательным процессом в  адаптивной школе». Москва, Центр «Педагогический поиск» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...