Одаренные дети
методическая разработка по психологии по теме
Для работы с одаренными детьми создана программа в рамках проекта "Одаренный - это я!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_odarennymi.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Музалевской Инессы Ивановны
по программе работы с одаренными детьми
«ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
2010-2011 учебный год
г.Саратов
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из педагогов сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады, конференции и чемпионаты.
Когда мы слышим слова «олимпиада», «конференция», «чемпионат» то ассоциируем их с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных уровнях. На таких уровнях сама цель этих мероприятий – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад, научно-практических конференций, чемпионатов по всем учебным предметам. Цель этого вида работы несколько иная – это ознакомление обучающихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах, научно-практических конференциях, чемпионатах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Цель программы – развитие индивидуальности школьников, предоставление возможности создать собственную образовательную траекторию, подготовка к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.
Программа имеет следующие развивающие и воспитательные задачи:
развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в обществе;
воспитание способности к личному самоопределению;
развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур;
развитие умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия.
Программа работы с одаренными детьми разбита на 4 блока: интеллектуально-продуктивный, социально-коммуникативный, эмоционально-волевой, физический и рассчитана на 34 часа.
Траектория деятельности психологической службы с одаренными детьми.
1. Просвещение.
Родители – памятки, информационные листы.
Дети – памятки, информационные листы, информирование как составная часть психологических занятий.
Педагоги – обучающие семинары: теоретические и семинары-практикумы. Тематика семинаров:
Конвергентное и дивергентное мышление, возможности их развития.
Личностные особенности одаренных детей.
Психологическая подготовка обучающихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, чемпионата.
Самооценка и уровень притязаний, возможности коррекции.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Дети «группы риска» и стратегия их поддержки.
2. Диагностика.
А) Этап отбора обучающихся. Изучение когнитивной и мотивационной сферы обучающихся.
Б) Этап подготовки обучающихся. Изучение личностных особенностей, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, выявление детей «группы риска».
3. Консультирование.
Родители – индивидуальные консультации по вопросам индивидуальных особенностей детей, выработка рекомендаций по развитию или поддержке ребенка.
Дети – групповые и индивидуальные консультации по вопросам индивидуальных особенностей, испытываемых трудностей, выработка рекомендаций.
Педагоги – индивидуальные консультации по вопросам индивидуальных особенностей обучающихся, выработка рекомендаций по работе с ребенком.
4. Аналитическая и реабилитационная работа с детьми после участия в олимпиадах, научно-практических конференциях, чемпионатах.
Анализ успехов и трудностей, с которыми столкнулись участники, выявление условий успеха и причин трудностей, выработка рекомендаций по дальнейшей работе и использованию полученного опыта.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Учащиеся будут знать:
Особенности своей индивидуальности, резервные возможности личности;
Основы делового общения;
Стратегии решения проблем;
Научные основы организации труда
Учащиеся будут уметь:
Владеть техниками саморегуляции, применять их в стрессовых ситуациях;
Видеть и ставить цель
Определять задачи и пути их реализации
Содержание программы.
Тематика | Кол-во часов |
1 | Интеллектуально-продуктивный блок. - развитие конвергентного и дивергентного мышления; - обучение способам запоминания, смысловой обработки информации. | 10 часов |
2 | Социально-коммуникативный блок. - развитие навыков публичного выступления; - умение взаимодействовать, работать в команде; - развитие лидерских, организационных и коммуникативных способностей. | 9 часов |
3 | Эмоционально-волевой блок. - развитие навыков самоорганизации, саморегуляции; - формирование умения управлять своим психофизическим состоянием; - обучение приемам волевой мобилизации; - коррекция неадекватной самооценки. | 9 часов |
4 | Физический блок. - сохранение и укрепление физического и психического здоровья; - обучение методам нервно-мышечной релаксации. | 6 часов |
Всего: | 34 часа |
Литература
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Мн., 1995.
Волков Н.П. Много ли в школе талантов? М., 1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1996.
Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП» Москва, НИИ школьных технологий, 2005г.
Справочник практического психолога. М., 2007.
9) Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников».
Москва, «Владос», 2000 г.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». Москва, Центр «Педагогический поиск» 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей
Слово "одаренность" происходит от слова "дар". Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)
Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...