Презентации
презентация к уроку по психологии по теме
Презентации к выступлениям на семинарах, конференциях, педсоветах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Обоснованность значимости исследовательской инициативы. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ . В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. В ДОУ специалистам необходимо проводить специальную, разностороннюю и достаточно длительную работу с детьми, имеющими задержки в психическом развитии (ЗПР), направленную на анализ и устранение причин отставания таких детей в развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы. ПРОБЛЕМА заключается в том, что в настоящее время комплексной программы для работы с дошкольниками с 4-х лет с ЗПР не существует. Кроме того, в одной группе могут находиться дети как с выраженной задержкой психического развития (в некоторых случаях трудно устранимой или тяжелой), так и со слабым отставанием в психическом развитии, близком к нормативному. Сами по себе ЗПР могут иметь разный, индивидуально своеобразный характер. Все эти дети требуют различного психолого-педагогического подхода в работе с ними, и такая работа должна, в идеале, проводится с каждый ребенком по индивидуальной программе с участием нескольких специалистов: воспитателей, логопеда, психолога и дефектолога.
4. Программа исследования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Особенности эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста с ЗПР . ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Задержки в психическом развитии детей 4-7-летнего возраста, их причины и способы устранения. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : Выяснить и устранить причины задержек в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста в интегрированных группах ДОУ комбинированного вида. ЗАДАЧИ : 1. Изучить и оценить уровень развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста. Выяснить его соответствие норме и установить отклонения от нормы. 2. Выяснить причины отставания детей 4-7-летнего возраста в психическом развитии. 3. Разработать программу коррекции отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста. 4. Устранить недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы и психических процессов детей с помощью работы с детьми по данной программе. 5. Сформулировать выводы и практические рекомендации для воспитателей детского сада, учителей и родителей по работе с детьми 4-7-летнего возраста с задержками психического развития.
4. Программа исследования. ГИПОТЕЗЫ : 1. Причинами ЗПР детей 4-7-летнего возраста являются следующие: неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. 2. Эти причины и связанные с ними ЗПР детей можно устранить, при использовании: - проведения ранней диагностики ЗПР, определения ее характера; - установления точных причин ЗПР; разработки и реализации в работе с каждым ребенком индивидуальной коррекционно-развивающей программы с участием воспитателей, дефектолога и психолога.
4. Программа исследования. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена: Конституцией РФ; Закон РФ «Об образовании»; Проект Федерального Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Утверждено Постановлением РФ от 31 июля 1998г. № 867 (ред. От 10.03.2009); «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико – социальной помощи», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 (ред. от 10.03.2009) Перечень законодательства Российской Федерации в области прав ребенка. Семейный кодекс РФ ( № 223-ФЗ от 29.12.1995 г. в редакции 02.01.2000 г.) О защите прав несовершеннолетних (ст. 47-53, ст. 54-165). Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (№ 124-ФЗ от 24.07.1998 г. в редакции 20.07.2000 г.) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации +
4. Программа исследования. НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: НАУЧНАЯ НОВИЗНА . Систематически изучены причины задержек в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста в интегрированных группах ДОУ комбинированного вида. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Показана, выраженная на фоне общего отставания, неравномерность развития психических процессов у детей с ЗПР как одна из наиболее характерных их особенностей. Доказана возможность психологической диагностики и психологической коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов у детей с ЗПР с 4-летнего возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА . Показана динамика развития детей с задержкой психического развития с 4-летнего возраста, что обосновывает необходимость специальной педагогической помощи этим детям. Предложены методы изучения эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей с задержкой психического развития, которые могут быть использованы при составлении диагностического психолого-педагогического комплекса в ДОУ комбинированного вида, в целях повышения эффективности психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения. Доказана эффективность примененного комплекса диагностических психологических методик для выявления детей с задержкой психического развития в 4-летнем возрасте. Выделены наиболее диагностичные методики для определения школьной готовности.
5. Основные этапы эксперимента и прогнозируемые результаты 1-Й ЭТАП (2011Г.). Определение проблемы исследования и его отдельных концептуальных положений, формулировка гипотезы исследования, его цели и задач. Анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы. Изучение опыта психолого-педагогической деятельности по составлению коррекционно-развивающих программ для детей 4-7 лет с задержкой психического развития. 2-Й ЭТАП (2012Г.) . Проведение констатирующего эксперимента с целью обоснования актуальности проблемы, определения уровня развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Разработка и обоснование плана проведения основной экспериментальной работы. 3-Й ЭТАП (2012–2013 ГГ.) – основной этап, на котором осуществляется практическая реализация коррекционно-развивающей программы целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Формирующий эксперимент позволит выявить условия, закономерности и методы развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4-Й ЭТАП (2013-2014ГГ.) – завершающий этап, на котором осуществляется математическая обработка, осмысление и интерпретация полученных результатов, литературное и техническое оформление работы.
Организация взаимодействия с семьей . - активное вовлечение семьи в работу дошкольного учреждения; - консультирование родителей по проблемам развития их детей; - обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи; - организация обратной связи родителей с детским учреждением.
«Приходилось ли Вам встречать детей с нарушениями в развитии?»
«Какие чувства Вы при этом испытывали?»
«Был ли у Вас опыт общения с детьми, имеющими нарушения в развитии, с людьми – инвалидами?»
«Разрешили бы Вы своему сыну (дочери) дружить с ренком, у которого есть какие-либо нарушения (слуха, зрения, интеллекта, трудности передвижения и тп.)?»
«Как Вы отнесетесь к тому, что в классе с Вашим сыном (дочерью) будет обучаться ребенок с какими-либо нарушениями (слуха, зрения, интеллекта, трудности передвижения и тп.)?»
«Как Вы считаете, могут ли такие дети иметь какие либо дарования (способности)?»
«Если в Вашей семье (у близких друзей, родственников), в результате несчастного случая ребенок стал бы инвалидом, что бы Вы сделали, чтобы не лишать его нормального развития?»
«Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов в средствах массовой информации?»
«Имеются ли, по Вашему мнению, в России законы, защищающие права инвалидов?»
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АВТОРЫ ПРОЕКТА: заведующая МОУ ДОУ №19 «Светлячок» Бизяева Марина Александровна, кандидат психологических наук, педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт» Митюхина Наталья Петровна. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: к.псх.н. Митюхина Наталья Петровна. СОРУКОВОДИТЕЛИ: методист МОУ ДОУ №19 «Светлячок» Башева Анастасия Владимировна. ОРГАНИЗАТОР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ (ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ): заведующая МОУ ДОУ №19 «Светлячок» Бизяева Марина Александровна. КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА : Климина Надежда Викторовна методист муниципального отдела образования городского округа «Город Волжск», учитель высшей категории.
ИСПОЛНИТЕЛИ: воспитатель первой квалификационной категории: Чумукова Наталия Ивановна; воспитатель второй квалификационной категории: Архипова Людмила Михайловна; учитель-логопед высшей квалификационной категории: Шагимуратова Асия Камилевна учитель-дефектолог первой квалификационной категории: Сахарова Эльназ Халфалиевна; психолог: Волженцева Екатерина Анатольевна. БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Мунициапльное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Светлячок». ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА: составить программу по коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей детей 4-7 лет с задержкой психического развития.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ . В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. В ДОУ специалистам необходимо проводить специальную, разностороннюю и достаточно длительную работу с детьми, имеющими задержки в психическом развитии (ЗПР), направленную на анализ и устранение причин отставания таких детей в развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы. ПРОБЛЕМА заключается в том, что в настоящее время комплексной программы для работы с дошкольниками с 4-х лет с ЗПР не существует. Кроме того, в одной группе могут находиться дети как с выраженной задержкой психического развития (в некоторых случаях трудно устранимой или тяжелой), так и со слабым отставанием в психическом развитии, близком к нормативному. Сами по себе ЗПР могут иметь разный, индивидуально своеобразный характер. Все эти дети требуют различного психолого-педагогического подхода в работе с ними, и такая работа должна, в идеале, проводится с каждый ребенком по индивидуальной программе с участием нескольких специалистов: воспитателей, логопеда, психолога и дефектолога.
Под ЗПР в данном случае понимается отставание детей в психическом развитии от нормы (нормой считается уровень и динамика психического развития нормальных, здоровых детей соответствующего возраста, устанавливаемая при помощи специальных математико-статистических методов и процедур). Проявления ЗПР включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность или задержку развития познавательной деятельности. Проявления, причины и следствия ЗПР могут быть самыми разными.
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях: 1) задержка психического развития конституционального происхождения; 2) задержка психического развития соматогенного происхождения; 3) задержка психического развития психогенного происхождения; 4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Особенности эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста с ЗПР . ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Задержки в психическом развитии детей 4-7-летнего возраста, их причины и способы устранения. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : Выяснить и устранить причины задержек в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста в интегрированных группах ДОУ комбинированного вида. ЗАДАЧИ : 1. Изучить и оценить уровень развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста. Выяснить его соответствие норме и установить отклонения от нормы. 2. Выяснить причины отставания детей 4-7-летнего возраста в психическом развитии. 3. Разработать программу коррекции отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста. 4. Устранить недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы и психических процессов детей с помощью работы с детьми по данной программе. 5. Сформулировать выводы и практические рекомендации для воспитателей детского сада, учителей и родителей по работе с детьми 4-7-летнего возраста с задержками психического развития.
ГИПОТЕЗЫ : 1. Причинами ЗПР детей 4-7-летнего возраста являются следующие: неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. 2. Эти причины и связанные с ними ЗПР детей можно устранить, при использовании: - проведения ранней диагностики ЗПР, определения ее характера; - установления точных причин ЗПР; разработки и реализации в работе с каждым ребенком индивидуальной коррекционно-развивающей программы с участием воспитателей, дефектолога и психолога. МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ : Теоретические: исследование литературы по изучаемой проблеме, позволяющее выяснить степень разработанности проблемы в научном и практическом плане. Формулировка и обоснование предположений о формах и причинах ЗПР, встречающихся у детей 4-7-летнего возраста. Эмпирические: наблюдение, тестирование, беседа, коррекционно-развивающая экспериментальная работа с детьми. Статистические: в качестве вспомогательных использованы методы статистической обработки результатов исследования. t -критерия Стъюдента для связных и несвязных выборок, критерий Вилкоксона для связанных совокупностей .
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПЕРИМЕНТА: концептуальной основой исследовательской и практической работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных детских, педагогических и клинических психологов, психотерапевтов и дефектологов ( М.И. Буянов, Т.А. Власова, А.И. Захаров, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Рейдибойм, А. Валлон, Р. Заззо, Р.Д. Триггер, А. Штраус, Л. Летинен и др. ). В своем исследовании мы также опирались на известные программы работы с детьми соответствующего возраста, в том числе на следующие: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи». Технология С. А. Мироновой «Развитие речи детей на логопедических занятиях». Программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена: Конституцией РФ; Закон РФ «Об образовании»; Проект Федерального Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)"; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии. Утверждено Постановлением РФ от 31 июля 1998г. № 867 (ред. От 10.03.2009); «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико – социальной помощи», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867 (ред. от 10.03.2009) Перечень законодательства Российской Федерации в области прав ребенка. Семейный кодекс РФ ( № 223-ФЗ от 29.12.1995 г. в редакции 02.01.2000 г.) О защите прав несовершеннолетних (ст. 47-53, ст. 54-165). Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (№ 124-ФЗ от 24.07.1998 г. в редакции 20.07.2000 г.) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: НАУЧНАЯ НОВИЗНА . Систематически изучены причины задержек в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7-летнего возраста в интегрированных группах ДОУ комбинированного вида. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Показана, выраженная на фоне общего отставания, неравномерность развития психических процессов у детей с ЗПР как одна из наиболее характерных их особенностей. Доказана возможность психологической диагностики и психологической коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов у детей с ЗПР с 4-летнего возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА . Показана динамика развития детей с задержкой психического развития с 4-летнего возраста, что обосновывает необходимость специальной педагогической помощи этим детям. Предложены методы изучения эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей с задержкой психического развития, которые могут быть использованы при составлении диагностического психолого-педагогического комплекса в ДОУ комбинированного вида, в целях повышения эффективности психологического сопровождения детей с проблемами в развитии в процессе их обучения. Доказана эффективность примененного комплекса диагностических психологических методик для выявления детей с задержкой психического развития в 4-летнем возрасте. Выделены наиболее диагностичные методики для определения школьной готовности.
1-Й ЭТАП (2011Г.). Определение проблемы исследования и его отдельных концептуальных положений, формулировка гипотезы исследования, его цели и задач. Анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы. Изучение опыта психолого-педагогической деятельности по составлению коррекционно-развивающих программ для детей 4-7 лет с задержкой психического развития. 2-Й ЭТАП (2012Г.) . Проведение констатирующего эксперимента с целью обоснования актуальности проблемы, определения уровня развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Разработка и обоснование плана проведения основной экспериментальной работы. 3-Й ЭТАП (2012–2013 ГГ.) – основной этап, на котором осуществляется практическая реализация коррекционно-развивающей программы целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Формирующий эксперимент позволит выявить условия, закономерности и методы развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4-Й ЭТАП (2013-2014ГГ.) – завершающий этап, на котором осуществляется математическая обработка, осмысление и интерпретация полученных результатов, литературное и техническое оформление работы.
Задачи Содержание работы Оформление результатов Информировать педагогический коллектив о проведении эксперимента. Беседа с педагогическим коллективом с целью знакомства с содержанием, задачами, гипотезой, этапами эксперимента. Протоколы совещаний, педсоветов. Определить проблему исследования, сформулировать гипотезу исследования, его цели и задачи. Анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы. Изучение опыта психолого-педагогической деятельности по составлению коррекционно-развивающих программ для детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Оформление заявки, составление научно-исследовательского проекта. Подобрать диагностический инструментарий Определение методик для проведения диагностики детей 4 лет с ЗПР: психолога, логопеда, воспитателя. Составление папки «Методики диагно-стики развития эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей с ЗПР» 1-Й ЭТАП (2011Г.). Подготовительный, 2011г. Цель: Создание условий для проведения эксперимента
Задачи Содержание работы Оформление результатов Определить психолого-педагогические основы процесса развития детей 4-7 лет с ЗПР. Проведение констатирующего эксперимента Разработка и обоснование плана проведения основной экспериментальной работы. Получить результаты констатирующего исследования. Диагностика эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с ЗПР Составление сводных таблиц и анализ результатов. Составить коррекционно-развивающую программу развития детей 4-7 лет с ЗПР. Проведение системы занятий для развития детей 4-7 лет с ЗПР. Коррекционно-развивающая программа развития детей 4-7 лет с ЗПР. Реализовать коррекционно-развивающую программу целенаправленного развития детей 4-7 лет с ЗПР. Осуществление практической реализации коррекционно-развивающей программы целенаправленного развития детей 4-7 лет с ЗПР. Выявление условий, закономерностей и методов развития детей дошкольного возраста с ЗПР. 2-3 ЭТАПЫ (2012-2013Г.). Практический (формирующий эксперимент). Цель: создание коррекционно-развивающей программы целенаправленного развития детей 4-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи Содержание работы Оформление результатов Определить эффективность реализации коррекционно-развивающей программы развития детей 4-7 лет с ЗПР. Проведение контрольного эксперимента Составление итогового отчета о проведении экспериментальной работы. Получить результаты контрольного исследования. Диагностирование детей 4-7 лет с ЗПР по различным видам деятельности. Составление сводных таблиц и анализ результатов. Сделать анализ контрольного этапа эксперимента Осуществление математической обработки, осмысление и интерпретация полученных результатов, Литературное и техническое оформление работы. 4 этап Обобщающий, 2013-2014гг. Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования .
При реализации проекта «Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов детей 4-7 лет с задержкой психического развития» (далее Проект) необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического процесса. Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада. Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но и обеспечение условий для преодоления черт эмоционально-личностной незрелости, характерных для многих из них.
формирование у детей представлений о здоровом образе жизни; - разработка гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий и др.; - введение в «Режим дня» и во время проведения занятий специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.); - реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика острых респираторных заболеваний (ОРЗ), фито- и витаминная терапия и др.; - применение здоровьесберегающих технологий; - создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка. - организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей.
- привлечение к реализации проекта научного руководителя (к.псх.н.); - создание на базе учреждения «Совета по коррекционной работе», в который входят наиболее квалифицированные специалисты: старший воспитатель, дефектолог, психолог, логопед; - создание банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие и диагностические методики, развивающие игры, специальная литература и др.); - установление прямых связей с вышестоящими методическими службами с целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия при организации и проведении методических мероприятий.
- создание диагностической службы, в том числе психолого-педагогического консилиума; - построение коррекционно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР; - создание специальных образовательных условий (кабинетов специалистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения «коррекционного часа», релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться, отдохнуть и др.); - наполнение педагогического процесса современными коррекционно-развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками.
- активное вовлечение семьи в работу дошкольного учреждения; - консультирование родителей по проблемам развития их детей; - обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи; - организация обратной связи родителей с детским учреждением.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: воспитатели 1 категории – 1 чел. 2 категории – 1 чел.; психолог – 1 чел.; учитель-логопед высшей категории – 1 чел.; учитель-логопед 1 категории – 1 чел.; учитель-дефектолог – 1 категории – 1 чел.; воспитатель по ФИЗО – 2 категории 1 чел.; музыкальный руководитель 1 категории – 1 чел. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: наличие руководителя, научные консультации в МИО, отевтственного организатора проекта, координатора проекта, психологической поддержки участников проекта. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: оплата участникам проекта из фонда учреждения. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ : наличие кабинетов педагога-психолога и учителя-логопеда, музыкального и спортивного залов.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Проект планируется финансировать из бюджетных и внебюджетных источников, спонсорских пожертвований. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА. Распространение опыта работы на городких и республиканских семинарах; Освещение работы по реализации Проекта в СМИ; Выпуск буклетов; Выпуск методического пособия «Создание психолого-педагогических условий для развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы детей 4-7 лет с задержкой психического развития. Из опыта работы МОУ ДОУ №19 «Светлячок» г.Волжска».
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
имеющими трудности в обучении, девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение, а так же дети, находящиеся в семье СОП. Таких детей можно охарактеризовать как детей с отклоняющимся развитием. Последнее подразумевает несоответствие каких-либо характеристик развития, обучения и поведения ребенка социально-психологическим нормативам.
З - задатки С - способности Т-темперамент Х - характер Н - направленность Нормальная личность представляется на рисунке в виде равного колеса, которое гладко катится по дорогам жизни.
Когда компенсаторные механизмы начинают сдавать, то признаки акцентуации могут выйти наружу
При явной акцентуации особенности личности проявляются лишь в особых условиях, когда «колесо» личности столкнется с дорогой жизни своим шипом.
Если жизнь акцентуированной личности сложится неблагополучно, то может произойти полная деформация личности, трудно отличимая от психопатии. Это состояние патохарактерологического развития.
А о психопатии можно говорить тогда, когда имеет место тотальная деформация личности в такой степени, что нарушает ее социальную адаптацию .
Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности ( рисунки, поделки, письменные и учебные работы ) . Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком. Метод эксперимента , направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Метод тестирования , используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей.
Исследование восприятия Исследование памяти Методика «Пиктограмма» . Методика «Память на числа» . Методика «Воспроизведение текстов» . Исследование внимания «Расстановка чисел", «Выявление слов", «Отыскивание чисел с переключением», «Перепутанные линии», Исследование мышления «Сложение чисел с переключением», «Установление закономерностей», «Сложные аналогии», «Сравнение понятий» . Исследование интеллекта «Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» «Тест возрастающей трудности - методики Равена» . «Школьный тест умственного развития – ШТУР» .
Характерологический опросник К.Леонгарда. Многофакторный личностный опросник FPI. Висбаденский опросник N . Peseschkian . Личностный дифференциал. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе. Методика “Ценностные ориентации” М.Рокича . Опросник «Степень уверенности в себе». Опросник Басса-Дарки. Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела. Методика Спилбергера-Ханина. Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Исследование межличностных отношений Методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири» . Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации» разработана К.Томасом и адаптирована Н.В.Гришиной . Методика «Изучение привлекательности работы» основана на сравнении образов реально существующих условий работы и условий, желаемых человеком. Исследование групповой динамики Методика «Социометрия» используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения. Конкретные диагностические приемы, а также упражнения направленные на развитие познавательной и коммуникативной сферы
По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями (лицами, их заменяющими), даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Далее, на основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа. Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание благоприятной социально-психологической обстановки доверия. При этом формирование ценностных ориентации важно не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых.
Актуальное состояние: низкий темп выполнения классных работ, часто отвлекается, рассеян, невнимателен, отмечается бедность речи, испытывает трудности оперирования абстрактными понятиями, затрудняется при подборе обобщающих формулировок. Единичные недостатки развития моторных функций, пространственного восприятия, зрительного восприятия и речевых функций приводят к задержке формирования умственного плана действий. Мышление, в целом, носит конкретный характер, достаточно хорошо ориентируется по наглядным изображениям и затрудняется при выполнении заданий в речевом плане. В личностной сфере испытывает недостаток эмоциональной теплоты дома, потребность во внимании со стороны близких людей. Прямолинейность, ригидность, готовность к контактам, и, в то же время, недостаток контроля над эмоциями, часто оборачивается конфликтами и неудовлетворенностью отношениями с окружающими. В контакт с педагогом старается не вступать, навыки общения с взрослыми развиты плохо.
Наличие отклонений и особенностей развития: структура нарушений свидетельствует об общей незрелости личности, проявляющейся в низком уровне познавательных интересов, недоразвитии речи, низком темпе оперирования понятиями, несформированности эмоционально-волевой сферы, повышенной утомляемости. Выявленная задержка развития по типу психической неустойчивости, обусловлена, прежде всего, микросоциально-педагогической запущенностью, бедностью социальной среды, отсутствием стимулирующих развитие влияний окружения.
Индивидуальные занятия или Включение в группу, занятия которой направлены на развитие коммуникативных функций, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Информирование педагогов об особенностях поведения ребенка в процессе групповой и индивидуальной работы, помощь в разработке стратегий педагога по формированию успешного контакта с ребенком. Проведение индивидуальной консультации с семьей с целью обсуждения особенностей личности ребенка (встреча может быть проведена вместе с социальным педагогом).
углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи учителям-логопедам (учителям-дефектологам), учителям (воспитателям), родителям в оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, вскрытии проблем самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоциональной сферы; обеспечение подхода к ребёнку с оптимистической гипотезой перспектив его дальнейшего развития; построение совместной программы действий, направленной на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития и разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка.
первичное заключение психологического обследования; рабочий журнал учета групповых форм работы; индивидуальная коррекционная программа; психологическое заключение динамического (промежуточного) обследования; итоговое психологическое заключение.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Профессиональное самоопределение учащихся» Митюхина Н.П. педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт» г. Волжск, РМЭ
Центральное личностное новообразование подросткового возраста Самопознание Самоутверждение Самовыражение
- способствование созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом - оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения,направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда ЦЕЛЬ ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ Место элективного курса «Профессиональное самоопределение» в предпрофильной подготовке Информационная работа, профориентация Психолого-педагогическое сопровождение- связующее звено Курсы по выбору
Общая ориентировка в социально-экономической ситуации и мире профессий. Выделение профессиональных целей, знания путей и способов преодоления препятствий, внешних и внутренних при продвижении к цели. Общая ориентировка в вопросах профессиональной пригодности, в требованиях профессиональной деятельности к личностным качествам. Формирование у учащихся ценностно-нравственной основы выбора. Подготовка школьников к сознательному выбору профессии Цель и задачи курса Осознание ценности труда.
Учебный план программы «Профессиональное самоопределение учащихся» 2. Многообразие мира профессий Данный элективный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути. 1. Вводное занятие 4. Секреты выбора профессии 3. Склонности и интересы в профессиональном самоопределении. 5. Профессиональная пригодность 7. Темперамент и профессиональная деятельность. 6. Общие способности 10. Современный рынок труда и его требования. 9. Профессиональная перспектива. 8. Характер и профессия.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я ? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика, поэтому мы включили некоторые диагностические методики в наш элективный курс.
Характерная особенность программы : · правильная оценка учащимися своих природных и приобретенных особенностей; · свойств личности; · формирования реальных представлений о профессиональном мире и социальной обстановке; · отработка и усвоение будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях.
После элективного курса «Профессиональное самоопределение» ученик должен быть готов к выбору профиля дальнейшего обучения Поступить в техникум, лицей или др. Перейти в другую школу Продолжить обучение в своей школе
«Человек-человек» - 37,1% «Человек-техника» - 24,7% «Человек-художественный образ» - 23% (особенно в школах №6,7,12). «Человек-знак» - 15,4% «Человек-природа» - 8,2% учащихся. Предпочитаемые сферы профессиональной деятельности (%) учащиеся СШ г. Волжска РМЭ («Дифференциально-диагностический опросник»)
Данные опроса учащихся 11 «а» класса СШ №10 на начало элективного курса 27,7% учащихся информированы о некоторых профессиях 22,2% уже определились с будущей профессией. на конец элективного курса 100% учащихся считают себя достаточно информированными о мире профессий; 88,8% учащихся определились не только с выбором будущей профессии, но и выбрали учебное заведение, в которое они надеются поступить.
Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой. В.Г. Белинский
Творческих Вам успехов! 2009г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЕМИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ». Митюхина Н.П. педагог-психолог ЦПМСС «Лабиринт» г. Волжск, РМЭ
Творчество (психологический словарь) Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Креативность (психологический словарь) Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения изменению гипотез, по формулированию результата решения.
Ж.Пиаже принадлежат термины - «символическая», «семиотическая», или знаковая функция, под которой он понимает «приобретаемую на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое событие посредством символов или знаков, т. е. обозначающих, дифференцированных от своих обозначаемых»
ОБУЧАЮЩИЙСЯ Характерологические качества творческой личности: систематический поиск нерешенных актуальных задач; постоянный поиск новых путей решения возникающих проблем; непрерывное совершенствование своей деятельности; систематический поиск нерешенных актуальных задач; способность быстро отказаться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности ;
Основные компоненты творческой активности учащихся: преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям; потребности, интересы, склонности к творческой деятельности; готовность к преобразующей деятельности; сама преобразующая деятельность. эвристический потенциал;
повышение творческой активности подростков. развитие творческих способностей, наблюдатель-ности. повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодейство-вать с окружающими; обучение приемам внимательного слушания Стимулирование развития творческой активности подростков. Цель программы и задачи
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ: · Форма работы: групповая. Общее время, отводимое на тренинговую программу 32 ч. Частота встреч: 1-2 раза в неделю. Количество занятий – 16. Длительность каждого занятия –1,5 -2 час.
«Доброта»
«Доброта»
Творчество — это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим. /Е. П. Торренс/.
Творческих Вам успехов! 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...