В помощь учителю диагностика класса
материал по психологии по теме

Битц Марианна Георгиевна

В помощь учителю диагностика класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для изучения мотивации посещения занятий нами была предложена следующая анкета:

Дорогой друг!

Ты, как и другие ребята, посещаешь занятия "Студии флористов". Разные ребята ходят в различные кружки по самым разнообразным причинам. А почему ты ходишь на эти занятия? Нам очень важно знать ответ на этот вопрос.

Внизу ты видишь таблицу. В каждой её строчке слева указана одна из таких причин. Справа- числа от 0 до 10. Обведи в кружок то число, которое, как ты думаешь, соответствует тому, почему занимаешься здесь. В каждой строчке ты можешь обвести только одно число. Чем больше число, тем больше эта причина подходит тебе. При этом ноль означает, что это тебе совершенно не подходит, а 10 - то, что ты ходишь сюда только по этой причине, и не по какой другой больше.

Анкета анонимная. Всё, что нам нужно знать о тебе, это твой пол и возраст. Укажи их в соответствующих графах.

Мой пол _____ М / Ж_____ Мне _______ лет.

1. Нравится общаться с ребятами

2. Люблю делать поделки из природного материала

3. Люблю выращивать цветы

4. Лбюлю ухаживать за комнатными растениями

5. Нравится дарить другим (друзьям, родителям) поделки, сделанные собственными руками.

6. Мне нравится педагог

7. Нравится ходить сюда со своим одноклассником (одноклассницей)

8. Нашёл здесь своего друга (подругу)

9. Мне здесь просто хорошо

10. Мне нравится та компания, которая здесь собралась

(К каждому пункту прилагалась десятибалльная шкала. Здесь для экономии места шкалы не приводятся.)

Было опрошено 10 детей. Общие результаты анкетирования представлены в диаграмме 3. Диаграмма 4 отражает общее количество педпочтений различных причин посещения занятий. (При этом причины расположены в порядке их номеров в анкете слева направо.)Пятый и шестой пункты анкеты набрали значимо большее число баллов. Статистически значимым является также низкое число отвержений по пунктам 1, 2 и 4. Из этого следует, что основными причинами посещения занятий являются желание делать поделки из природного материала и ухаживать за комнатными растениями. Также значимыми факторами являются привлекательность данного коллектива и самого педагога. Последнее особенно важно в силу переходного характера данного возраста, когда могут быть важны как сверстники, так и взрослый, руководящий данным коллективом.

Характер выбранных причин позволяет говорить о том, что данный вид деятельности включён в другие сферы жизни детей (Особенно пункт №5). Это, в свою очередь, свидетельствует о сформированности достаточно устойчивой мотивации к данному виду деятельности.

Обобщая всё сказанное, можно сделать заключение, что программа позволяет детям достигать характерные для данного её этапа цели в психологически благоприятных условиях.

Психолог ДТДиЮ

Петров П.В.

Приложение

Диаграмма 1.

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Диаграмма 4.



Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ

ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

   Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен  и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  1. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.      

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают  

      различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ КОЛЛЕКТИВА

Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе.

Инструкция:

Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого вам предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллек тива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своем коллективе, пользуясь предложенной шкалой.

Оценки следует давать следующим образом:

6 баллов - все члены коллектива обладают соответствующим каче ством,

5 баллов - почти все члены коллектива ...

4 балла   - простое большинство…

3 балла   - половина...

2 балла   - простое меньшинство…

1 балл     - почти никто…

0 баллов - никто...

Ответственность - сознательное, добросовестное отношение к работе, уче бе.

Коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива.

Сплоченность    - единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.

Организованность - благоприятные личные взаимоотношения членов кол лектива.

Контактность    - отношение к новичкам, к другим коллективам.

Открытость - умение налаживать оптимальные взаимодействия, рас пределить обязанности так, чтобы добиваться наиболь шей эффективности в совместной работе.

Информированность - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.

Примечание.     На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. Общая оценка, полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа (см. рис.).

Три уровня развития коллектива: низкий - до 3 баллов, средний - от 3 до 3,9 балла,

высокий - свыше 3,9 балла.

Методику    социально - психологической можно рекомендовать:

  1. для общей оценки уровня психологического развития, достигну того данным коллективом;
  2. для сравнительного оценивания уровня развития системы коллекти вистских отношений в разных ученических коллективах;
  3. для выявления наиболее и наименее развитых в данном коллективе подсистем и видов отношений с целью определения основ ных направлений педагогической работы;
  4. для оценки влияния на социально-психологическое состояние
    ученического коллектива тех или иных конкретных педагогических воздействий;
  5. для получения сведений о динамике развития ученического кол лектива за определенный период времени.

1. Информированность

2. Организованность

3. Открытость

4. Контактность

5. Сплоченность

6. Коллективизм

7. Ответственность

        Рис. Социально- психологический рельеф коллектива

Литературный источник:

  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.
  2. Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.
  3. Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.
  4. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. С. 61 – 66.

        


                                                                               1                                                                       2

                            6

        6 баллов

 

        5 баллов

        4 балла

        

        3 балла

        2 балла

                     1 балл

                       5                                                                                                                             3

                                                                              4



Предварительный просмотр:

Шкалы: модели педагогического общения: гипорефлексивная, гиперрефлексивная, негибкого реагирования, авторитарная, активного взаимодействия
Ключевые слова:
вербальный, взрослым, общение, тест, типы личности 
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 25 ·
Просмотров: 8,812 · Комментарии:
23

Инструкция к тесту

Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Тестовый материал

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
  2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
  3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
  4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?
  5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
  6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
  7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
  8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
  9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
  10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?

Чтобы увидеть материал целиком вам необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ к тесту

Модели общения

№ вопросов

Да "+"

Нет "-"

Диктаторская "Монблан"

4, 6, 11, 15, 17, 23

1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19,  20, 21, 22, 24

Неконтактная "Китайская стена"

9, 11, 13, 14, 15

1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21.

Дифференцированное внимание "Локатор "

10, 14, 18, 20, 21

2, 4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная "Тетерев"

9, 11, 15, 17, 23, 24

8, 12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная "Гамлет»

3,12,14,18,19,20,22,25

    2, 5, 6, 11, 13, 23

Негибкого реагирования "Робот"

1, 2, 5, 6, 13, 15, 23

7, 8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная "Я сам(а)"

5, 10, 14, 15, 18, 24

2, 8, 16, 21

Активного взаимодействия «Союз»

7, 8, 10, 16, 20, 21, 22

1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.

Интерпретация результатов теста

Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

Модель дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.

Следствие: нарушается целостность акта взаимо действия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Источники

  1. Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.273-275
  2. Модели педагогического общения / Акимова М.Н., Илькухин А.А. Самопознание -

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю начальных классов

Этот музыкальный материал и требования к уровню подготовки учащихся для уроков музыки в 1 классе( из программы начального образования по музыке авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) поможет учителю на...

Мероприятия по использованию потенциала педагогов школы для оказания методической помощи учителям начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Вязники по внедрению ФГОС НОО

Данная разработка позволяет в системе на основе принципа преемственности  вести работу по переходу на новые ФГОС...

Брошюра в помощь учителю начальных классов "Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков"

В брошюре приведены феноменология школьных трудностей при формировании учебных навыков и возможные психологические причины этих трудностей....

Ресурсы сети Интернет в помощь учителям начальных классов

Перечень ресурсов поможет учителям начальных классов быстро и своевременно сориентироваться в огромном пространстве интернета, выбрать для себя подходящий ресурс и пользоваться им....

Физкультминутки в помощь учителям начальных классов.

Презентация "Физкультминутки для учителя начальных классов", где даны упражнения, которые помогут детям снять усталость....

методические материалы для урока по теме "Выбор профессии",в помощь учителю, 9 класс,SPOTLIGHT

Примерный конспект урока по теме " Выбор профессии", в помощь учителю...