Мастер - класс "Снятие учебного и рабочего стресса"
методическая разработка по психологии по теме
Мастер - класс проводился для педагогов - психологов на муниципальном уровне.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения и развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение приёмов саморегуляции.
Задачи:
- дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем;
- активизация процесса самопознания;
- обучение различным техникам регуляции эмоционального состояния;
- повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
- формирование навыков произвольного контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Регуляция эмоционального состояния.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения муниципального мастер – класса
для педагогов- психологов по теме:
«Снятие учебного и рабочего стресса».
Дата проведения: 11 апреля 2012 год.
Подготовила: педагог – психолог
Рыжкова О. В.
«Регуляция эмоционального состояния».
Цель:
- снятия психоэмоционального напряжения и развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение приемов саморегуляции.
Задачи:
- дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции,
о круге решаемых данными средствами проблем;
- активизация процесса самопознания;
- обучение различным техникам регуляции эмоционального состояния;
- повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
- формирование навыков произвольного контроля.
Материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).
Ход занятия.
Цель: Знакомство и включение участников в работу. Знакомство со способами саморегуляции.
Время проведения:14.00 – 15.00. Перед занятием всем участникам тренинга предлагается нарисовать свое настроение. Предложить карандаши и бумагу (2 мин).
1. Упражнение "Настроение”.
Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь "выплеснуть” его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуете столько, сколько вам нужно.
Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.
После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и бросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как исчез этот неприятный для вас рисунок.
2. Вступление (10 мин).
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. И в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?
Регуляция (от лат. приводить в порядок, налаживать)– неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности – операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения, которые обеспечивают направленный и устойчивый характер её протекания. Осознаются тогда, когда на пути привычного действия встречается неожиданное препятствие.
Саморегуляция – это процесс, с помощью которого организм поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях среды, проще говоря, непрерывный динамический процесс удовлетворения организмом своих потребностей. Любая ситуация, затрагивающая интересы организма, как и сами потребности образуют напряжение на границе контакта. Саморегуляцией можно назвать спонтанную способность организма организовывать свое опознавание и поведение таким образом, чтобы разрешить напряжение на границе контакта организм/среда и установить относительное равновесие.
Саморегуляция психическая – целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.
1) Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно?
Названные способы записываются ведущим на доске. (Участники перечисляют: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, размышление о приятном, различные движения потягивания, расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и т.д.).
Попробуйте задать себе вопросы:
- Что помогает вам поднять настроение, переключиться?
- Что я могу использовать из выше перечисленного?
На доске составляется перечень этих способов (ватмане).
- К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени. Прежде чем начать обучение, предлагаю вам встать в круг и представиться.
3. Упражнение «Меня зовут…».
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь крута.
– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.
Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: «Добрый день!», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.
Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
4. Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
5. Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
6. Обучение способам управления дыханием.
- Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1.
- Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 2.
Так как в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,
- глубоко выдохните;
- задержите дыхание так надолго, как сможете;
- сделайте несколько глубоких вдохов;
снова задержите дыхание.
7. Управление тонусом мышц, движения.
- Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
- Сядьте удобно, закройте глаза;
- дышите глубоко и медленно;
- пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
- постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
- прочувствуйте это напряжение;
- резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе;
- сделайте это несколько раз.
Заключительная часть.
8. Телесно - ориентированное упражнение: «Погода» (3 мин).
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он - бумага, второй - художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
- Какие ощущения у вас появились после упражнения? Удалось или нет снять зажимы? Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?
Рефлексия (5-7 мин).
Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.
Литература:
1. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. Газета “Школьный психолог” № 22, 2003 г.
2. Мардер Л. Тренинговое занятие “Профессия и личность”.
3. Хусид А. Патриот самого себя. - Газета “Школьный психолог” № 38, 2002 г.
4. Фопель К.: Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/Пер. с нем. 2-е изд., стер. - М.: Генезис, 2000. - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?
С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. У взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, школьникам в этом плане намног...
Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?
Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?...
Статья «Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?»
С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. У взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, школьникам в этом плане намног...
Статья «Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?»
С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. У взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, школьникам в этом плане намног...
Памятка для обучающихся "Как начать учебный год без стресса"
Памятка предназначена для обучающихся и содержит несколько полезных практических советов, как начать новый учебный год максимально комфортно для себя и окружающих их людей....
Как начать учебный год без стресса
рекомендации для родителй...
Как начать учебный год без стресса. Советы психолога
Помочь старшекласснику заранее психологически настроиться к началу учебного года помогут некоторые советы психолога «Академии талантов» Тумаровой Дины...