«Психолого – педагогическое сопровождение
статья по психологии на тему
Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации психолого–педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения, и на базе ОУ. Цельюпсихолого–педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения является обеспечение условий для полноценного развития школьников и может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pps_prof_obucheniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Психолого – педагогическое сопровождение
школьников в условиях профильного обучения»
Профильное обучение направленно на:
- реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории,
- формирование умения адаптироваться подростку к новым условиям жизни;
- критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем;
- анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность;
- владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией.
Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации психолого–педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения, и на базе ОУ.
Целью психолого–педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения является обеспечение условий для полноценного развития школьников и может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников:
- мониторинг интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся старшей школы;
- анкетирование учащихся и построение моделей самоопределения школьников;
- создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
- повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.
Факторы, тормозящие процесс самоопределения школьников в профильных классах:
- Психологические затруднения в самоопределении учащихся, в осознанном выборе профиля.
- Психологические и методические затруднения учителей при выборе спецкурсов для преподавания.
- Перегрузка учащихся по причине неумения распределять силы и возможности, пропуски занятий.
- Дополнительное образование учащихся вне школы (музыкальное, курсы и т.д.).
- Отсутствие профессиональной переподготовки педагогических кадров по профильному обучению.
- Недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала профильного обучения;
- Несформированность у значительной части школьников образовательных потребностей и запросов.
Этапы психологического сопровождения
- Пропедевтический этап.
Цель: выявление образовательного запроса учащегося.
На пропедевтическом этапе осуществляется предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью.
Содержание деятельности психолога:
- участие в комплектовании 10-х классов, разработка программы сопровождения учащихся на этапе профильного обучения.
- Основной этап.
Цель: моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильном классе.
На основном этапе осуществляется:
- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, т.е. остаться обучаться в классе общеобразовательного содержания или по программе информационно-экономического профиля.
- организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях ПО;
- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных причин дезадаптации учащихся, обучаясь по программе профиля.
Содержание деятельности психолога:
- углубленное изучение психологических особенностей, склонностей и интересов учащихся;
- соотнесение желаний со способностями, интересами и возможностями подростка;
- изучение связи индивидуально-психологических особенностей школьников
- изучение самооценки и мотивов учащихся.
- Завершающий этап.
Цель: оценка готовности школьника к принятию решения о дальнейшем профессиональном выборе.
На завершающем этапе:
- реализуются и анализируются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных задач обучения, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля;
Содержание деятельности психолога:
- итоговое диагностическое обследование участников профильного обучения,
- анализ полученных результатов в ходе обследования,
- сравнительный анализ прогнозируемых и полученных результатов,
- коррекционная работы по составлению программы сопровождения профильного обучения.
Параллельно осуществлялась диагностическая работа с учителями, работающими в профильном классе.
Цель, которой:
- дать оценку формированию профессионально значимых черт личности педагога;
- помочь учителю найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.
Основные направления в деятельности психолога в период Псих-Пед Сопр:
Диагностика:
- Индивидуальная и групповая диагностика
- выявление профильной направленности учащихся
- определение предпочитаемого типа профессии у учеников
- выявление интересов и склонностей у учеников
- выявление отношения к различным видам профессий
- изучение особенностей познавательных процессов
- оценка коммуникативных и организаторских способностей ученика
- построение личной перспективы учащимися
Просвещение
- Творческие реферативные и научные работы,
- контрольные и зачетные работы обучающихся: расширение области познания личностных особенностей и профессиональной ориентации.
Консультирование
- Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам выбора профессии,
- Оказание психологической помощи и поддержки всем участникам профильного обучения.
Коррекция
- Групповые занятия: коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги принятия решений, деловые игры, направленные на усвоение учениками эффективных способов взаимодействия, самопознание учеников, овладение моделями принятия решений и развитие у учеников социального интеллекта;
- Индивидуальная коррекционная работа направлена на оказание помощи выхода из негативного эмоционального состояния, определения сильных сторон личности, повышения мотивации учения и развития креативности мышления.
Практические действия в системе ППС
Для более полного представления об эффективности организации учебного процесса в классе ПО необходимо вести систематическое наблюдение за продвижением учащихся в учеб деят-ти, своевременно выявляя их затруднения и отслеживая успехи.
Процесс отслеживания психологической комфортности, компетентности и личностного роста осуществляется согласно ведению индивидуальных карт развития учащегося, которые содержат следующие направления:
- Карта наблюдения личностного развития:
- изучает степень выраженности и направленности на себя, на общение и на деятельность,
- а также помогает отследить уровень развития
- организационно-волевых качеств (терпение, воля и самоконтроль);
- ориентационные качества (самооценка и интерес);
- поведенческие качества (конфликтность и сотрудничество).
- Карта сформированности предметной компетентности учащихся ПО:
- Изучает степень усвоения теоретических знаний по основным разделам учебно-тематического плана,
- развитие творчески навыков,
- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу и навыки и умения организационного плана.
- Карта сформированности коммуникативной компетентности:
- Помогает отследить динамику развития умения сотрудничать в деятельности, т.е.
- определять цель деятельности и алгоритм ее достижения,
- умение слушать и признавать другое мнение,
- умение распределять функции внутри группы
- способность доводить общее дело до конца
- Уровень сформированности культуры речи, мы отслеживает через
- умение и способность вести учебное и деловое общение,
- способность к публичному выступлению,
- Рефлексивные навыки самоконтроля и адекватную самооценку.
- Карта социальной компетентности:
- Помогает определить уровень развития способностей
- использовать знания в практической деятельности,
- через организаторские умения,
- исполнительские навыки,
- продуктивные и творческие умения.
- Умения сотрудничать как в учебной, так и во внеурочной деятельности со сверстниками и взрослыми.
- Карта оценки усвоения программного содержания, с помощью ведущих педагогов ПО (мат-ка, информатика, экономика, история, обществознание и психология управления), помогает отследить динамику усвоения теоретических знаний и практических умений учащимися по основным предметам профиля.
- Карта оценки эмоционального комфорта уч-ся на занятиях по профильным предметам, т.е. учащиеся оценивая свое эмоциональное состояние на проф уроках, помогают определить уровень профессиональной компетентности педагога и определить пути коррекционной деятельности, если это необходимо.
Структура взаимодействия
Результаты психолого-педагогического сопровождения, анализа диагностических обследований предоставляются
- в письменной форме директору школы и завучу научно-методической работе и профильному обучению в форме аналитических справок;
- педагогам – на педагогическом совете, совместно с завучем по ПО и классным руководителем предоставляются результаты работы, проводится анализ и принимаются соответствующие решения по коррекции псих-пед действий, принимаются рекомендации по развитию и дополнительному сопровождению учащихся и др.;
- родителям – на родительских собрания, совместно с классным руководителем и администрацией предоставляет информация о программе эксперимента, данные о диагностическом обследовании уч-ся, даются рекомендации психолого-педагогического содержания, помогающие совместно организовывать учебный процесс;
- с учащимися ПО проводятся классные часы проф направленности, тренинги по развитию личностных особенностей, коммуникативные тренинги; групповые консультации по результатам обследования и индивидуальные консультации и коррекционно-развивающие занятия по выявленной проблеме.
Выполняя функции педагога учебного предмета по «Психологии управления», я руководствуюсь авторской программой «Психология управления в экономике», утвержденной областным ИПКРО и защищенной на городском МО психологов в апреле месяце 2007 года, рецензированной преподавателем высшей категории БПК № 1 Полынской Е.Ю. и заведующей МПМП г. Братска А.Н. Исратовой.
Программа элективного курса «Я подросток – мир профессий!», для учащихся 9 класса, сопровождающая предпрофильное обучение, также утверждена областным ИПКРО и защищена на городском МО психологов.
Региональная научно-практическая конференция
«Актуальные проблемы теоретической и практической психологии»
Тема: «Психолого – педагогическое
сопровождение школьников
в условиях профильного обучения»
Педагог – психолог
МОУ «СОШ № 31» Г. Братска
Борисова В.Л.
Г. Иркутск, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...