ЕГЭ
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экзамен – в переводе с латинского означает «испытание». Экзамен – тягостное переживание, несчастье. (С.И.Ожегов «Толковый словарь») Экзамен – источник стресса, как любое переживание, несчастье. Стоит ли противиться этому или все-таки бросить вызов, то есть идти по пути снятия экзаменационных стрессов?
Три группы трудностей ЕГЭ Когнитивные трудности. Личностные трудности. Процессуальные трудности.
Когнитивные трудности Трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ.
В чем заключаются трудности? Работа с тестовыми заданиями, выделять существенные стороны в каждом вопросе; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста
Чем может помочь психолог? Необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают успешность выполнения ЕГЭ. Это преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память. Тесты требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую.
Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов Психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость в целом (таблицы Шульте и др.) Игры и задания, основанные на материале школьных предметов. 21 6 13 17 11 5 2 20 23 16 4 7 18 12 25 10 14 1 9 19 8 22 15 3 24
Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.
В чем заключаются эти трудности? Отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена. Дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ. Выпускники лишены эмоциональной поддержки.
Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Следствие личностных трудностей
Чем может помочь психолог? Предоставить информацию о том, что такое ЕГЭ, уделив внимание его позитивным сторонам. Выяснение тех убеждений, которые существуют у детей по поводу ЕГЭ («мозговой штурм» или дискуссия).
Процессуальные трудности Связаны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может быть причиной значительных трудностей на экзамене.
В чем заключаются эти трудности? Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критерием оценки. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Чем может помочь психолог? Проигрывание процедуры ЕГЭ. Выработки индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.
Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдачи ЕГЭ Проблема Прием Обезвоживание организма, следствие снижения скорости нервных процессов Вода – пить до и во время экзаменов.
Проблема Прием Нарушение гармоничной работы левого и правого полушария Физическое упражнение «Перекрестный шаг», имитация ходьбы на месте или смотреть на изображение до 1мин. Х
Проблема Прием Кислородное голодание, усиливающее влияние стресса Энергетическое зевание, 3 – 5 зевков
Приемы совладания с экзаменационной тревожностью Приспособление к окружающей среде. Переименование. Разговор с самим собой. Систематическая десенситизация.
Программа занятий по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ с элементами психологического тренинга Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышения их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи: Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам, обучение приемам активного запоминания.
Используемые методы: Дискуссии Мини-лекции Тренинговые упражнения.
Тематическое планирование № Тема занятия Продолжительность занятий астр. час. 1 Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов. 1,5 2 Приемы волевой мобилизации 1,5 3 Приемы релаксации и снятия напряжения. 1,5 Итого 4,5
Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, с которым надо учиться бороться, но уменьшить его можно.