модель адаптации певоклассников к условиям обучения в школе
календарно-тематическое планирование (психология) на тему

Калинина Екатерина Григорьевна

адаптация первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_adaptacii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Саранинская СОШ

Модель психологического

 сопровождения  на этапе адаптации первоклассников к обучению в школе

                                                       

 

                                         Автор:  

                                                                педагог – психолог

                                                Калинина

                                                 Екатерина Григорьевна

   высшая кв. кат.

Сарана,2007 год

Описание модели сопровождения в период

адаптации учащихся первого класса к обучению в школе

в МОУ Саранинская СОШ

         Адаптация это не только приспособление к успешному функциониро ванию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

 Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде

 Цель сопровождения — создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Цель достигается за счет последовательного решения педагогическим коллективом и психологом школы следующих задач: 

  1. Выявление особенностей психолого-педагогического стату са школьников с целью своевременной профилактики и аффективного решения проблем, возникающих у них в обу чении, общении и психическом состоянии.    
  2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенство ваться в различных сферах общения и деятельности.
  3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развива вшую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

  Для того чтобы помочь ребенку по чувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющие ся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологу необходимо: 

  1. выявить психологические особеннос ти ребенка;
  2. настроить учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности;
  3. по мочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологи ческие механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Кроме того, именно в этот период происходит первая встре ча маленького школьника с той психологической средой, кото рая создана в школе и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обу чения. Естественно, что опыт первых диагностических проце дур, индивидуальных бесед с психологом, первых групповых психологических занятий могут задать некоторый устойчивый тон в отношении ребенка к психологической работе, задать пер спективы сотрудничества с ним и его семьей. Установление та ких перспективных отношений психолога с детьми в период их адаптации в школе можно считать еще одной задачей работы в этот период.

Направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе.

Система психолого-педагогической работы по адаптации детей в школе рассчитана на один учебный год. Первое полугодие - этап первичной адаптации. Его особен ность состоит в том, что все дети первые полго да пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требова ний, новому стилю общения. Трудно ожидать от первоклассни ка в это время высокой интеллектуальной активности, учебной «производительности», так большая часть имеющихся в рас поряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессы адаптации.

 Но к се редине 1 -го класса большинство детей так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении  в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть для нас ребенок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких отческих затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.)

Направления деятельности:

  1. психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течении первого года проводятся два раза — на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.
  2. развивающая психологическая и педагогическая работа

         Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным                   содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы

  1. консультативная работа  с педагогами и родителями.

Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным  запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия;

  1. методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого – педагогического статуса первоклассников;

  1. психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.
  2. Организационно – консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно - воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

Этапы работы в рамках системы

психолого – педагогического сопровождения.

1 этап – поступление ребенка в школу  (апрель, май, заканчивается в начале сентября)

1. Проведение  психолого – педагогической диагностики, направленной на определение  школьной готовности ребенка (методика Ясюковой).

По необходимости уточняющая диагностика в начале сентября.

2. Проведение групповых  (родительское собрание) и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

3. Консультация педагогов будущих первоклассников, носящая ознакомительный характер.

4. Проведение психолого – педагогического консилиума по результатам диагностики.

5. Посещение будущими первоклассниками школы с целью ознакомления. (май)

6. Посещение будущими первоклассниками летней оздоровительной площадки.

2 этап – первичная адаптация детей в школе ( с сентября  по январь)

  1. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление с основными задачами и трудностями первичной адаптации.
  2. Проведение консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единым требованиям к классу.
  3. Методическая работа с педагогами, направленная на построение учебного процесса в соответствии с особенностями и возможностями школьников.
  4. Наблюдение за детьми во время учебного процесса и на переменах.
  5. Групповая и развивающая работа с детьми, направленная на повышение уровня школьной готовности и социально – психологическую адаптацию.
  6. Работа с гиперактивными детьми:
  1. Тренинги на развитие дифицитарных функций (внимания, памяти и др.)
  2. Игры на взаимодействие детей со взрослыми
  3. Рекомендации родителям
  1. Тренинги на снятие тревожности
  2. Методы изотерапии для познания ребенка.
  3. Элементы психогимнастики на уроках.
  4. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
  5. Психолого – педагогический консилиум по результатам первичной адаптации.

3 этап – психолого – педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа проводится в течение всего второго полугодия 1 –го класса6

  1. Проведение психолого – педагогической диагностики, направленной на выявление детей испытывающих трудности в обучении и общении.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по итогам диагностики.
  3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения.
  4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности с учетом данных психодиагностики.
  5. Организация групповой и индивидуальной психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и общении.
  6. Аналитическая работа.
  7. Психолого – педагогический консилиум по результатам окончания первого  

класса.

Диагностические методики:

 1. Уровень готовности к школе    -  Ясюкова

2. Уровень тревожности  (для учителя)  - Сатир.

3. Уровень тревожности (для детей) – «Несуществующее животное».

4. Анкеты для родителей.

5. Анкета для учителя.

6. Рисуночные тесты «Мое настроение», «Что мне нравится в школе», «Школа»,

    «Школа зверей»,  «Школа с правилами», «Школа без правил», «Дом, дерево,  

     человек», «Моя семья».

 7. Методика «Беседа о школе» (книга М. Битяновой Работа психолога в начальной школе).

  1. Изучение самооценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации учащихся к условиям обучения и проживания в новой школе

Целью предлагаемой статьи является исследование особенностей адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения и проживания в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова. Для реализации поставленной цели среди учащихся 5 кл...

«Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание «Адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в школе

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание ...