природоведение 5 класс (адаптированная)
рабочая программа по природоведению (5 класс)
рабочая программа по природоведению 5 класс (адаптированная)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass_adaptirovannaya.docx | 58.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН «ВОЛХОНЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № ______ от ______ 2020г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ МО Плавский район «Волхонщинская СОШ» Виноградовой Г.С. Приказ № ______ от ________ 2020г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
для 5 класса
Рабочую программу составил(а):
учитель 1 категории
Степахина И.В.
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями МБОУ МО Плавский район «Волхонщинской СОШ»
- Учебного плана МБОУ МО Плавский район «Волхонщинской СОШ»
- Авторской программы по природоведению для 5-9 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2010 г.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель по 1 часу в неделю. Всего 35 учебных часов.
Рабочая программа
- предлагает свой подход в части последовательности изучения учебного материала и количества часов (авторской программой не предусмотрено распределение часов по разделам, поэтому количество часов учебного времени, отведённого на изучение разделов, распределено по принципу целесообразности);
- конкретизирует вариативную составляющую содержания образования (авторская программа даёт примерный перечень авторов для изучения, а произведения подбираются с учётом возрастных, психологических и особых образовательных потребностей учащихся класса).
Выбор программы мотивирован тем, что она
- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;
- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;
- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррегировать артикуляционный аппарат.
- Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
- Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
- Развивать речь, владение техникой речи.
- Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
- Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Развивать познавательные процессы.
- Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Простые связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы; закрепление времён года, месяцев.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Цель школьного курса природоведения - усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.
Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем. Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.
Методы и приемы, используемые в ходе обучения: наблюдения, работа с натуральными наглядными пособиями, беседа, работа с учебником, с изобразительными наглядными пособиями, таблицами лабораторные и практические задания. Наблюдение – один из основных методов. В ходе изучения курса природоведения учащиеся наблюдают за погодой и ведут дневники наблюдений, за растениями и животными, трудом людей.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Форма организации познавательной деятельности учащегося: индивидуальная.
Технологии обучения: личностно ориентированные; коррекционно-развивающие.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода в обучении.
Срок реализации программы 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
• внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога | - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. |
Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя |
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне
устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное желание и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать свои и действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого и неречевого поведения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать
- Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.
- Что общего и в чем различие неживой и живой природы.
- Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы.
- Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые).
- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
- Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
- Что изучает природоведение.
- Основные свойства воды, воздуха и почвы.
- Основные формы поверхности Земли.
- Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
- Основные санитарно-гигиенические требования.
- Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию.
- Названия важнейших географических объектов.
- Правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь
- Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия.
- Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.
- Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.
- Выполнять рекомендуемые практические работы.
- Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.
- Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения.
- Демонстрировать простейшие опыты.
- Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения.
- Называть разнообразных представителей животного и растительного мира.
- Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями.
- Соблюдать правила элементарной гигиены.
- Оказывать простейшую медицинскую помощь.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.
- учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.
Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс | 5 класс | 6 класс |
Количество часов в неделю | 1 час | 1 час |
Итого в год | 35 часов | 35 часов |
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
- «Вселенная»,
- «Наш дом — Земля»,
- «Растительный мир»,
- «Животный мир»,
- «Человек»,
- «Есть на Земле страна Россия».
Введение(1ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная(2ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля (7ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Растительный мир Земли (10ч)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы:
Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.
Изготовление гербариев отдельных растений.
Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.
Приготовление отвара лекарственных трав.
Экскурсии в парк, сквер.
Животный мир Земли (8ч)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек (4ч)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Есть на Земле страна - Россия (8ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва. Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Вселенная | 2 |
3 | Наш дом - Земля | 7 |
4 | Растительный мир Земли | 10 |
5 | Животный мир Земли | 8 |
6 | Человек | 4 |
7 | Есть на Земле страна - Россия | 8 |
8 | Резерв | 1 |
ИТОГО | 35 |
Поурочно - тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Практических работ | Экскурсии | Коррекционная работа |
Введение | 1 | - | - | - | |
1 | Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. | 1 | - | - | Коррекция познавательных процессов |
Вселенная | 2 | 1 | - | - | |
2 | Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Практическая работа «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
3 | Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. | 1 | - | - | Коррекция артикулярного аппарата |
Наш дом - Земля | 7 | 3 | 1 | - | |
4 | Планета Земля. Форма Земли. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. | 1 | - | - | Коррекция познавательных процессов |
5 | Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле. | 1 | - | - | Коррекция познавательных процессов |
6 | Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги. Практическая работа «Зарисовки поверхности суши» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
7 | Почва, свойства почвы. Экскурсия к местным природным объектам. | 1 | - | 1 | Коррекция артикулярного аппарата |
8 | Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства, значение. Способы добычи. | 1 | - | - | Коррекция памяти |
9 | Вода. Свойства. Вода в природе. Вода суши. Практическая работа «Зарисовка форм поверхности своей местности» | 1 | 1 | - | Коррекция артикулярного аппарата |
10 | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Практическая работа «Нахождение на карте морей и океанов» | 1 | 1 | - | Коррекция познавательных процессов |
Растительный мир Земли | 6 | 4 | 1 | - | |
11 | Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений. | 1 | - | - | Коррекция памяти |
12 | Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Части растений. Практическая работа «Зарисовки деревьев, кустарников, трав.» | 1 | 1 | - | Коррекция познавательных процессов |
13 | Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники. Экскурсия в лес, поле, огород. | 1 | - | 1 | Коррекция познавательных процессов |
14 | Травы. Декоративные растения. Места произрастания. Практическая работа «Сезонные наблюдения за растениями.» | 1 | 1 | - | Коррекция познавательных процессов |
15 | Лекарственные растения. Комнатные растения. Практическая работа «Выделение составных частей растения» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
16 | Береги растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | 1 | 1 | - | Коррекция артикулярного аппарата |
Животный мир Земли | 6 | 3 | - | - | |
17 | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1 | - | - | Коррекция артикулярного аппарата |
18 | Понятие животные. Практическая работа «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
19 | Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | - | - | Коррекция памяти |
20 | Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | - | - | Коррекция познавательных процессов |
21 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и дома. Практическая работа « Составление рассказов о своих домашних животных» | 1 | 1 | - | Коррекция артикулярного аппарата |
22 | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практическая работа «Изготовление кормушек» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
Человек | 4 | 2 | - | - | |
23 | Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм. | 1 | - | - | Коррекция памяти |
24 | Здоровье человека. Осанка. Гигиена органов чувств. Практическая работа «Составление распорядка дня.» | 1 | - | - | Коррекция артикулярного аппарата |
25 | Здоровое питание. Вред курения. Правила гигиены. Практическая работа «Упражнения в оказании первой медицинской помощи» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
26 | Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | 1 | 1 | - | Коррекция познавательных процессов |
Есть на Земле страна - Россия | 8 | 3 | 1 | - | |
27 | Россия – Родина моя. Россия на земном шаре. Практическая работа«Нахождение России на карте» | 1 | 1 | - | Коррекция артикулярного аппарата |
28 | Население России. Народы России. Практическая работа «Зарисовки Государственного флага России.» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
29 | Столица Москва. | 1 | - | Коррекция артикулярного аппарата | |
30 | Города России. Многообразие городов. | 1 | - | Коррекция познавательных процессов | |
31 | Разнообразие растительного мира. Практическая работа «Зарисовки растений и животных своей местности» | 1 | 1 | - | Коррекция памяти |
32 | Животный мир на территории нашей страны. | 1 | - | Коррекция памяти | |
33 | Заповедники. Заказники. Охрана природы. | 1 | - | Коррекция познавательных процессов | |
34 | Наш город. Растения и животные своей местности. | 1 | - | 1 | Коррекция артикулярного аппарата |
35 | Резерв | 1 | - | - | - |
ИТОГО | 35 | 16 | 3 | - |
Формы контроля и оценка результатов.
Знания, умения и навыки обучающихся (в том числе при проведении текущей и промежуточной аттестации) оцениваются по пятибалльной системе. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.
Правила выставления оценок при текущей и итоговой аттестации.
1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся.
2. Промежуточная аттестация: оценка четвертная, полугодовая, годовая. Четвертная и полугодовая оценки выставляются на основании оценок, полученных обучающимся за четверть, полугодие, как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).
3. Годовая оценка выставляется на основании четвертных, полугодовых оценок как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;
- полнота ответа:
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
ОЦЕНКА «5» - понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ
ОЦЕНКА «4» - при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя
ОЦЕНКА «3» - материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя
ОЦЕНКА «2» - незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
ОЦЕНКА «5» - за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником
ОЦЕНКА «4» - за работу с 1-2ошибками
ОЦЕНКА «3» - за работу с 3-5 ошибками
ОЦЕНКА «2» - за работу с 6-8 ошибками
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Учебно-методическое обеспечение
Для ученика:
1. Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Для преподавателя:
1. Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение,2014. – 176 с.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2-х сб./Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС». 2011 – Сб. 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Шерстяные нити. Часть 2.", урок трудового обучения, 7 класс, адаптированная программа школы YII вида
Презентация может быть использована при изучении раздела "Материаловедение". Урок состоит из двух частей, каждая часть презентации, разделена в свою очередь на три фрагмента. Презентации представляют ...
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» (для учащихся 8-9 классов) Адаптированная.
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» для общеобразовательных классов общеобразовательных школ. Разработана на основе типовы...
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса):
Рабочая программа по математике 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...
Рабочая программа по основам социальной жизни 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по основам социальной жизни 6а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...
Рабочая программа по математике 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)...
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного класса)
Рабочая программа по математике (факультатив) 7а класс (адаптированная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант1) в условиях общеобразовательного ...