Конспект урока природоведения в 6 классе по теме: «Удивительный мир воды».
план-конспект урока по природоведению (6 класс) по теме

Хамидуллина Аида Рустэмовна

Представлен урок  обобщения и систематизации знаний с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Форма проведения – интеллектуальная игра. Урок построен на основе игровой технологии с использованием элементов моделирования учебного материала, через создание проблемных ситуаций, постановку познавательных задач с помощью разного рода заданий и упражнений развивающего характера. Использована форма групповой работы. Ориентирован на демократический стиль общения учителя и учащихся. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_voda_na_sayt.docx25.06 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_voda.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе.

Тема: «Удивительный мир воды».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения – интеллектуальная игра.

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся  о воде.

Образовательные задачи (формирование познавательных УУД): расширять знания о воде, её значении и  свойствах, повышать учебную мотивацию обучающихся;

Коррекционно- развивающие задачи (формирование регулятивных УУД ):развивать речь,  память, мыслительные процессы. Способствовать развитию коммуникативных качеств личности и самоконтроля учащихся.

Воспитательные задачи (формирование  личностных и коммуникативных УУД): воспитывать любовь к водным ресурсам страны и бережное отношение к воде.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, как у вас настроение? К нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Чтение учителем цитаты из книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери на фоне звуков переливающейся воды. «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:  ТЫ – САМА ЖИЗНЬ» (слайд 1).

– О каком веществе написал известный французский писатель? (о воде).

Сообщение темы урока.

Сегодня речь пойдёт о воде и наш урок называется « Удивительный мир воды» (слайд 2).

 В течение последних уроков мы с вами проходили эту важную тему и сегодня  постараемся  вспомнить  эти знания. Урок у нас пройдёт  в необычной форме – в форме интеллектуальной игры, где вы постараетесь вспомнить и  рассказать, что узнали на уроках.  Для этого нам надо разделиться на 2 команды и занять свои места. Капитаны команд набирают себе команду и встают на места. Дети придумывают названия команд.

Блиц – опрос. Вопрос задаётся каждому ребёнку, после ответа он садится на место.

1.Назови температуру замерзающей воды?

2.При какой температуре вода кипит?

3.Что происходит с водой при нагревании?

4. Что происходит с водой при охлаждении?

5.Как называется воздушная оболочка Земли?

6. Гидросфера -  что это?

7. Назови растворимые в воде вещества.

8. Назови нерастворимые в воде вещества.

9.При какой температуре тает снег и лёд?

10. Назови водные растворы в природе.

11. Какую форму имеет вода?

12. Сколько времени человек  может обойтись без воды? 

Актуализация опорных знаний.

Прежде чем перейти к основной части урока, немного слов о  воде. Почему на фотографиях из космоса наша планета кажется голубой?  (потому что на  поверхности Земли много воды.)

«Вода! Вода! Кругом вода!» – вода в природе встречается везде! Вы уже сказали, что водная оболочка Земли называется гидросферой, а она включает мировой океан, воды суши и воды атмосферы. Вода занимает большую часть Земли. Какую часть? 1/4- 71%. Но, несмотря на это,  запасов пресной воды немного. Вода имеет большое значение в жизни человека. Это  основа жизни (слайд 3). Вот только некоторые факты. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде. Красота трёх состояний воды вдохновляла поэтов на творчество. Послушайте, как поэты говорят о воде  (слайд 4).

Я думаю, сегодня мы с вами постараемся раскрыть некоторые секреты воды и показать наш багаж знаний гостям. Как я уже говорила, наш урок пройдёт в игровой форме. Запомните: в игре главное не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить,  надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме. Вам предстоит участие в нескольких конкурсах: конкурс капитанов, конкурс «подсказка», конкурс «акула», конкурс « с миру по нитке», конкурс «биоаукцион», ну и в конце урока постараемся открыть в себе творческие возможности. За каждый правильно отгаданный вопрос вы будете получать по 1 фишке - умнику. Эту возможность отслеживать и подсчёт правильных вопросов я предоставлю капитанам команд – они будут по совместительству и «банкирами». У вас на столах находятся 2 коробки: одна с умниками, другая – пустая, в которую вы и будете складывать заработанные фишки. Я надеюсь, вы будете работать честно и справедливо. По ходу  урока я вам буду объяснять правила конкурсов.

1 конкурс – это конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»(вопросы читают дети).

 На столах лежат таблички со словами «да» и «нет». После каждого вопроса капитаны должны поднять карточки со словами «да» и «нет». Капитан может воспользоваться помощью своей команды. За каждый правильный ответ капитан приносит команде по одному умнику. Время для обдумывания ограничено. Отвечать надо быстро и чётко.

1. Вода может испаряться при температуре меньше 100 градусов? (Да).                                                                        2. Вода – это вещество, которое при затвердевании расширяется?  (Да).                                                                                   3. Гидросферу образуют только моря и океаны? (Нет).                                                                      4.Вода в природе может находиться в 2-х состояниях?  (Нет).                                                                            5. Воду можно донести в сите, в решете? (Да).                                                                                         6. Существует  в природе  «живая» и «мёртвая» вода? (Да).                                                                    7. Лёд тяжелее воды? (Нет).

2.Конкурс «Подсказка»  (вопросы читают дети). .

Каждый вопрос даётся тремя частями: выходит одна подсказка, если ответа нет - вторая, если ответа нет-третья. За ответ с первой подсказки – 3 умника, со второй – 2,с третьей – 1. Вам будет предложено 2 задания. Первое задание вы выполняете устно: та команда, которая будет готова дать ответ, поднимает руку и имеет право первой ответить на вопрос. Если она ошиблась, то право первого ответа переходит к другой команде.

На втором задании, после первой подсказки, вы пишите  на листочке предполагаемый ответ и сдаёте мне. После очередной подсказки, можно менять версию ответа. Если ответ не меняется, листочки  с ответами можно не сдавать.

Задание 1

Они большие и солёные

Их выделяют 4, а некоторые 5

Их названия: Тихий, Индийский, Атлантический,  Северно - Ледовитый, Южный.

Задание 2

Это твёрдое состояние воды

Они огромных размеров

Плавают на поверхности океанов, доставляя много неприятностей кораблям.

Физкультминутка «Вода – не вода»

Я называю разные слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду – хлопнуть, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде – поднять руки вверх, если предмет или явление не имеют никакой связи с водой – топают ногой.

Слова: Облако, ветер, дельфин, лужа, корабль, камень,  рак, компот, книга.

3.Конкурс «Акула».

Из решётки с цифрами, нарисованной на доске, ученики из команд, по очереди, выбирают номер вопроса и отвечают на него. Если ответ правильный, то они зарабатывают «умника», при неправильном ответе  команда  ничего не зарабатывает и пропускает ход. Но за некоторыми цифрами спрятались не вопросы, а «акулы», которые съедают у команды по одному  умнику.

Вопросы.

1.Какую температуру имеет самая горячая и самая холодная вода?

2. По рисункам молекул воды, определи её состояние в природе.

3.Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь?

4. Как называется бьющий из-под Земли фонтан кипятка и пара?

5. Почему во время ледохода, лёд  плавает на поверхности воды, а не тонет?

6.Почему родниковая вода всегда очень чистая?

7.Почему зимой трубы, по которым течёт вода, могут лопнуть?

8. Почему вода, постоянно испаряясь с поверхности Земли,  не исчезает бесследно?

9. Аудио вопрос. Узнайте явления природы.

10.Определи состояния воды по фото.

11. При каких условиях вода из жидкого состояния переходит в твёрдое состояние? (при температуре 0 градусов).

4. Конкурс « С миру по нитке».

У меня на доске записана неполная фраза:   ………. ( береги) и……….. (охраняй ) воду!

Расшифровать недостающие слова и прочитать фразу, вы можете, выполнив следующий конкурс.

Каждая команда за 1 минуту, должна ответить на 6 предложенных вопросов. За каждый правильно отгаданный вопрос, вы получаете буквы, из которых должны составить слово.

( Буквы лежат на столе в конверте.  При правильном ответе, капитан команды их по одной достаёт).

1 команда.

1. Какая вода пригодна для питья? (пресная)                                                                                              2.Какое море самое солёное на нашей планете? (мёртвое)                                                                                  3. Какой океан самый большой, а какой самый маленький? (Тихий, Северный Ледовитый океан).                                                                                                                                                                               4. В чём заключается бережное отношение к воде?                                                                                                 5. Кругом вода, а с питьём беда (море).                                                                                                         6. Как называются длинные и высокие волны в  океане, причиной большинства которых являются подводные землетрясения (цунами).

2 команда        

1.Какой воды больше на Земле: пресной или морской? (морской)                                                      2.Белое, красное, жёлтое, чёрное – что это? (моря).                                                                                      3. Древнейшее самое глубокое озеро в мире с самой чистой водой? (Байкал)                                        4.Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны? (ограничены)                                  5. В неё льётся, из неё льётся, сама по земле плетётся (река.)                                                                6. Как вы думаете, что бы было, если в пустыню пришла вода? (оазис).                              7.Почему лёд занимает больше места, чем вода? (вода при замерзании расширяется).    

Запасные вопросы                                                                                                                                                              8. В воде растворили соль и лимонную кислоту. Эти вещества можно разделить фильтрованием? (нет).                                                                                                                                             9. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт (иней).                                                                                 10. Рыбам в зиму жить тепло. Крыша – толстое стекло (лёд).

Дети составляют слова: охраняй, береги.

Действительно запасы пресной воды ограничены, и если мы не будем бережно с  ней обращаться, наша планета превратиться в пустыню.

Вода – это богатство. Если весь запас воды принять за 1 литр, то запасы пресной воды его  30мл, а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии – всего 6 мл.

Конкурс «Биоаукцион».

В этом конкурсе можно проиграть  и  можно стать победителем. Ведущий  объявляет о чём вопрос, называет его начальную цену и спрашивает: « Кто больше?» Команды делают ставки и начинаются торги. Если команда, не смогла ответить на вопрос, то она теряет свои баллы. А право ответить переходит другой команде.

Вопрос о загадочной одежде.

Эта «одежда» сделана не из шёлка, льна и хлопка. Она очень легка, удерживает и пропускает воду, пропускает солнечные лучи, но потом их не выпускает, благодаря чему и поддерживается определённая температура там, где есть эта «одежда». А где её нет, там очень холодно. ( Атмосфера)

Вопрос о том, что она в одном  состоянии – минерал, а в других – нет.

Она всегда рядом, но иногда мы  не видим. Она не имеет постоянной формы и легко может её изменять. Она может быть твёрдой. Без неё невозможна жизнь на Земле. Так что же это за всем известная трёхликая особа? (Вода).

 Ну что ж, ребята, вот и закончился основной конкурс, но как я и обещала, проведём творческую мастерскую - покажем свои творческие способности. На уроках мы с вами  неоднократно составляем синквейны- это стихотворение состоящее из 5 строк. Напомню правила синквейна.   Предлагаю каждой команде написать  свой синквейн на слово вода и зачитать его. Например:

Вода                                                                                                                                                                       Чистая, родниковая                                                                                                                                                                                      Журчит, течёт, пьют                                                                                                                               Источник жизни                                                                                                                                       Жидкость.

Учитель в завершении урока предлагает просмотр видеоролика о природе и красоте воды                                   “ Удивительный мир воды”.

Итог. Ну что же ребята, вот и закончились наши конкурсы. Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и вы  показали хорошие знания. Давайте подсчитаем набранные умники. Похвалить особо активных.  Пожелать успехов в познании непознанного, в открытии неоткрытого.

Домашнее задание. Индивидуально каждому раздаётся задание - составить синквейн на одно слово ( ручей, родник, озеро, море, океан, снег, дождь).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как называется водная оболочка Земли? Гидросфера Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый Южный Реки, ручьи Родники Озёра, болота Моря, пруды Ледники Водохранилища Подземные воды Облака Осадки Водяной пар

Слайд 3

Какую часть занимает вода на поверхности нашей планеты?

Слайд 4

Вода составляет 60-80 % массы тела человека - лишь в старости её количество снижается в теле новорожденного - 75% Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма.

Слайд 5

То ручейком, то речкой вьётся, То из стакана наземь льётся

Слайд 6

То застывает тонкой льдинкой, Красиво названной снежинкой

Слайд 7

То обретает лёгкость пара: была- и вдруг её не стало

Слайд 8

Великий труженик водица , ну как же ей не восхититься!

Слайд 9

Она плывет к нам облаками, поит снегами и дождями, и разрушает, и наносит, и так заботы НАШЕЙ ПРОСИТ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в 8 классе по теме "Удивительный мир симметрии"

Урок повторения и обобщения темы "Симметрия": осевая симметрия, центральная симметрия, презентация урока....

План - конспект урока природоведения обобщение знаний по теме "Вселенная"

Урок природоведения в 5 классе позволяет закрепить знания обучающихся через использование технологии проектной деятельности, развивает мышление учащихся, монологическую речь, умение работать в группе,...

План - конспект урока природоведения обобщение знаний по теме "Вселенная"

На данном уроке обобщение знаний обучающихся проходит с использованием групповой формы работы при выполнении проекта по предложенной теме для группы. такая форма урока развивает у обучающихся чувство ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе на тему: "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"

Урок с применением электронно-образовательных ресурсов....

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение знакомства со свойствами воздуха. С помощью опытов , которые проделывают учащиеся под руководством учителя делаем вывод , что воздух постоянно находися в движении. Теплый воздух легче холо...

План-конспект урока. Природоведение 5 класс. Тема: Движение воздуха. Ветер

Продолжение темы свойства воздуха.  Воздух находится в постоянном движении. Благодаря  опытам ,которые учащиеся выполняют под руководством учителя,  можно сделать вывод, что теплый возд...