Жизнь под угрозой
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему
План-конспект урока природоведения в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_zhizn_pod_ugrozoy.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока природоведения в 5 классе.
Тема урока: Жизнь под угрозой
Цели урока:
Образовательные цели:
- познакомить учащихся с конкретными примерами негативного влияния деятельности человека (прямое и косвенное) на природу;
- изучить причины сокращения видового разнообразия;
- познакомить учащихся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.
Развивающие цели:
- развивать умение работать с дополнительными источниками информации;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- активизация познавательной деятельности;
Воспитательные цели:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развитие стойкого позитивного отношения к окружающему миру и негативного отношения к вредному воздействию человека на природу.
Задачи урока:
- развивать культуру речи учащихся;
- развивать умение работать в группе;
- развивать осознанное отношение к воздействию на природу.
Тип урока: урок первичного усвоения нового материала.
Используемая технология: проблемное обучение.
Вид урока: урок-конференция.
Формы работы: Групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Мультимедийный проектор, слайды-презентации.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | Проверить готовность к уроку. | Приветствуют гостей |
Актуализация познавательной деятельности учащихся. | Рассказ учителя с использованием презентации и сохранения биологического разнообразия. У нас ребята сегодня не обычный урок, а урок- конференция по теме: «Жизнь под угрозой» (слайд 1). На нашей планете практически не осталось естественных сообществ, которых бы не коснулась деятельность человека. В результате воздействия человека на окружающую среду сократилась численность видов и общий облик естественных сообществ. За последние 60 лет на Земле исчезло несколько видов растений и животных. Скорость исчезновения очень велика. (Слайд 2,3) Какие вопросы возникли у вас после просмотра слайдов? | Смотрят презентацию Формулируют вопросы |
Проблемная ситуация | Таким образом, задачи нашей конференции – ответить на вопросы: Почему исчезают живые организмы на Земле? Какие меры используются для спасения живой природы? (Слайд 4) Итак, какую учебную проблему будем решать на уроке? ( записываю на доске проблемные вопросы) К данному уроку ученики были разделены на 3 группы: «Летописцы», «Биологи», «Экологи». Каждая группа получила задания по нахождению и обработке материала по проблемам исчезновения растений, животных и природных сообществ и подготовила задание по своей теме: фотографии, слайды и выступления. Учитель: каждая группа по своей теме должна будет составить синквейн и плакат. План синквейна лежит перед вами. А плакат должен содержать призыв и быть достаточно ярким. | Готовятся: к выступлению с докладом составляют синквейн, рисуют плакаты. |
2. Изучение нового материала. III. Закрепление изученного IY. Рефлексия. Y. Домашнее задание. | 2.1 Исчезнувшие животные мира. Итак, ребята, для того, чтобы ответить на первый вопрос нашей конференции: «Почему исчезают живые организмы на Земле?» заслушаем выступления учеников из группы «Летописцы» и «Биологи». Обобщает выступление группы летописцев. 2.2 Редкие и исчезающие виды растений и животных России. Комментирует выступление: «Ребята, нам представили только небольшую часть видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, на самом деле их значительно больше». Из выступлений учеников мы узнали, почему исчезают живые организмы. Теперь каждая группа попробует выделить общие причины сокращения видового многообразия растений и животных. Заслушивает ответы учеников о причинах сокращения видов растений и животных. Подводит промежуточный итог и обобщает выводы, сделанные учениками каждой группы, демонстрируя слайд 24 «Прямое уничтожение видов растений и животных; уничтожение мест обитания; варварское отношение некоторых людей к природе». Учитель: Если вовремя не принять меры по спасению живой природы, то и этих животных и растений ваши дети и внуки увидят только на картинках 2.3. Основные меры сохранения разнообразия организмов и среды их обитания. Учитель: Из рассказа и выступлений учеников мы узнали, для чего создана Красная книга и особо охраняемые территории в России. Теперь каждая группа попробует сформулировать меры по спасению живой природы от деятельности человека, используя текст на стр. учебника 161 последний абзац. В заключении, учитель обобщает ответы учеников каждой группы, демонстрируя слайды 31-33. Учитель: Предлагаю вам ответить на вопросы, представленные на слайдах Учитель: В нашей стране создана сеть заповедников, заказников и других охраняемых ландшафтов для сохранения, расселения и размножения растений и животных. Все мы – и растения, и животные, и люди живем на одной планете, и у нас есть возможность гармонично сосуществовать. Закончить урок хочется словами поэтов. - Что нового вы узнали на этом уроке? -Полезна ли вам была наша встреча? -Чему научились? -Было ли Вам сложно? -Какие выводы вы сделали для себя? Учитель: задаёт домашнее задание. Стр.160-161-читать, выучить определения. Составить и выступить с короткой зажигательной речью об одном из аспектов охраны природы. | Выступление учеников из группы «Летописцы» об исчезнувших животных мира (слайды 5-12). Выступления учеников из группы «Биологи» о редких и исчезающих видах животных и растений России, о том, что такое биологическое разнообразие (слайд 19-21). Обсуждение в группах. Высказывают предположения о причинах сокращения видов растений и животных. Выступления учеников из группы «Экологи» о а). о необходимости создания Красной Книги; б). о деятельности заповедников, национальных парков, природных заказников, о природных памятниках, ботанических и дендрологических садах. На слайдах 26-30 представлены объекты, находящиеся на охраняемых территориях. Читают и обсуждают в группах. Ученики делают выводы о мерах по спасению живой природы. Группы представляют свои синквейны. Ученики раскрывают идею своего плаката и вывешивают их на доску. Отвечают на тестовые вопросы Декламируют заранее выученные небольшие стихотворения на экологическую тематику. |
Дополнительная информация для опережающих сообщений
Красная книга России.
Красная книга России — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Нелетающая птица дронт (по другому - додо) обитала на островах Индийского океана. Питался дронт растительной пищей, а гнезда строила на земле. Был полностью истреблен в семнадцатом веке. Считается, что в исчезновении дронта повинна его излишняя доверчивость к людям.
В начале XIX века американский странствующий голубь был одной из самых распространённых птиц на земле. Эти голуби летали огромными стаями, орнитолог Джон Одюбон описывал их так: “Свет солнца был заслонён стаей, словно во время затмения“. Стаи растягивались на десятки километров. Их стреляли из-за мяса и просто так. В одном месте каждый день убивали до 50.000 голубей каждый день. Голубей быстро уничтожили в XIX веке. Последний странствующий голубь по кличке Марта умер в 1914 году в зоопарке.
Стеллерова корова - морское млекопитающее. Место обитания — Командорские острова. Это малоподвижное беззубое животное длиной 8 метров весом до 4 тонн с раздвоенным хвостом обитало в мелких бухтах, практически не умело нырять, питалось водорослями. Однако животное совершенно не боялось людей и безжалостно истреблялось из-за вкусного, долго непортящегося мяса. « Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу как овечье» — записал Стеллер в своих заметках. Через 30 лет после открытия в конце 18 века была полностью истреблена.
Квагга — едва ли не единственное из вымерших животных, представители которого были приручены человеком и использовались для охраны стад: квагги много раньше домашних животных замечали приближение хищников и предупреждали владельцев громким криком, от которого и получили своё название. Последняя дикая квагга была убита в 1878 году.
Задания для групп.
Задания для группы летописцев:
- Сформулировать, записать и рассказать об экологических проблемах, которые человечество создало за время своего существования. Использовать материал тем «Как человек изменил Землю» и «Три «подарка» человека самому себе».
- Составить синквейн по вашей теме.
- Нарисовать плакат по охране окружающей среды.
Задания для группы биологов:
- Сформулировать, записать и рассказать причинах исчезновения живых организмов на Земле; какие меры используют для спасения живой природы? Использовать материал тем «Жизнь под угрозой».
- Составить синквейн по вашей теме.
- Нарисовать плакат по охране окружающей среды
Задания для группы экологов:
- Сформулировать, записать и рассказать о возможных путях решения экологических проблем, которые человечество создало за время своего существования. Использовать материал тем «Как человек изменил Землю» и «Три «подарка» человека самому себе». Что может сделать каждый человек для природы?
- Составить синквейн по вашей теме.
- Нарисовать плакат по охране окружающей среды.
Синквейн.
1 строчка – одно слово (существительное, местоимение = тема)
2 строчка – 2 слова (описание темы, прилагательные или причастия)
3 строчка – 3 слова (действие темы, глаголы)
4 строчка – 4 слова (предложение, фраза, отношение автора к теме, заявленной в первой строчке)
5 строчка – 1 слово (ассоциация, синоним к теме, существительное).
Пример синквейна.
Земля.
Гармоничная, сложная.
Заботится, предупреждает, волнуется.
Лишь миг – и всё живое превратится в прах.
Тревога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь под угрозой.
Презентация к уроку по теме: "Биологическое разнообразие, его объединение и пути сохранения".Природоведение 5 класс. Знакомство с исчезающими видами растений и животных, причины исчезновения и пути со...
Урок по теме "Жизнь под угрозой"
Этот урок является заключительным в курсе природоведения. Он позволяет познакомить учащихся с исчезающими видами животных и растений, причинами их исчезновения; влиянием человека на живые организмы и ...
Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин
Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...
презентация на тему :"Жизнь под угрозой" 5 класс
презентация на тему :"Жизнь под угрозой" 5 класс.Природоведение.Автор Н.И.Сонин...
Презентация на тему: "Жизнь под угрозой"
Презентация используется при проведении проверочной работы в 5 классе по теме "Человек и природа"...
Урок "Жизнь под угрозой""
Урок по теме "Жизнь под угрозой". Биология, 5 класс....
Презентация "С сигаретой твоя жизнь под угрозой"
Презентация описывает, что прячет в себе сигарета, причины курения подростков, фото последствий курения.ССЫЛКА...