Жизнь под угрозой
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему

Хабибуллина Венера Габдулловна

План-конспект урока природоведения в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_zhizn_pod_ugrozoy.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока природоведения в 5 классе.

Тема урока: Жизнь под угрозой

Цели урока:

Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с конкретными примерами негативного  влияния деятельности человека (прямое и косвенное) на природу;
  • изучить причины сокращения видового разнообразия;
  • познакомить учащихся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.

Развивающие цели:

  • развивать умение работать с дополнительными источниками информации;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • активизация познавательной деятельности;

Воспитательные цели:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • развитие стойкого позитивного отношения к окружающему миру и негативного отношения к вредному воздействию человека на природу.

Задачи урока:

  • развивать культуру речи учащихся;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать осознанное отношение к воздействию на природу.

Тип урока: урок первичного усвоения нового материала.

Используемая технология: проблемное обучение.

Вид урока: урок-конференция.

Формы работы: Групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Мультимедийный проектор, слайды-презентации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Проверить готовность к уроку.

Приветствуют гостей

Актуализация познавательной деятельности учащихся.

Рассказ учителя с использованием презентации и сохранения биологического разнообразия. У нас ребята сегодня не обычный урок, а урок- конференция по теме: «Жизнь под угрозой» (слайд 1). На нашей планете практически не осталось естественных сообществ, которых бы не коснулась деятельность человека. В результате воздействия человека на окружающую среду сократилась численность видов и общий облик естественных сообществ.

За последние 60 лет на Земле исчезло несколько видов растений и животных. Скорость исчезновения очень велика. (Слайд 2,3)

Какие вопросы возникли у вас после просмотра слайдов?

Смотрят презентацию

Формулируют вопросы

Проблемная ситуация

Таким образом, задачи нашей конференции – ответить на вопросы: Почему исчезают живые организмы на Земле? Какие меры используются для спасения живой природы? (Слайд 4)

Итак, какую учебную проблему будем решать на уроке?

( записываю на доске проблемные вопросы)

К данному уроку ученики были разделены на 3 группы: «Летописцы», «Биологи», «Экологи». Каждая группа получила задания по нахождению и обработке материала по проблемам исчезновения растений, животных и природных сообществ и подготовила задание по своей теме: фотографии, слайды и выступления.

Учитель: каждая группа по своей теме должна будет составить синквейн и плакат. План синквейна лежит перед вами. А плакат должен содержать призыв и быть достаточно ярким.

Готовятся: к выступлению с докладом составляют синквейн, рисуют плакаты.

2. Изучение нового материала.

III. Закрепление изученного

IY. Рефлексия.

Y. Домашнее задание.

2.1 Исчезнувшие животные мира.

Итак, ребята, для того, чтобы ответить на первый вопрос нашей конференции: «Почему исчезают живые организмы на Земле?» заслушаем выступления учеников из группы «Летописцы» и «Биологи».

Обобщает выступление группы летописцев.

2.2 Редкие и исчезающие виды растений и животных России.

Комментирует выступление: «Ребята, нам представили только небольшую часть видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, на самом деле их значительно больше».

Из выступлений учеников мы узнали, почему исчезают живые организмы. Теперь каждая группа попробует выделить общие причины сокращения видового многообразия растений и животных.

Заслушивает ответы учеников о причинах сокращения видов растений и животных. Подводит промежуточный итог и обобщает выводы, сделанные учениками каждой группы, демонстрируя слайд 24

«Прямое уничтожение видов растений и животных;

уничтожение мест обитания;

варварское отношение некоторых людей к природе».

Учитель: Если вовремя не принять меры по спасению живой природы, то и этих животных и растений ваши дети и внуки увидят только на картинках

2.3. Основные меры сохранения разнообразия организмов и среды их обитания.

Учитель: Из рассказа и выступлений учеников мы узнали, для чего создана Красная книга и особо охраняемые территории в России. Теперь каждая группа попробует сформулировать меры по спасению живой природы от деятельности человека, используя текст на стр. учебника 161 последний абзац.

В заключении, учитель обобщает ответы учеников каждой группы, демонстрируя слайды 31-33.

Учитель: Предлагаю вам ответить на вопросы, представленные на слайдах

Учитель: В нашей стране создана сеть заповедников, заказников и других охраняемых ландшафтов для сохранения, расселения и размножения растений и животных. Все мы – и растения, и животные, и люди живем на одной планете, и у нас есть возможность гармонично сосуществовать.

Закончить урок хочется словами поэтов.

- Что нового вы узнали на этом уроке?

-Полезна ли вам была наша встреча?

-Чему научились?

-Было ли Вам сложно?

-Какие выводы вы сделали для себя?

Учитель: задаёт домашнее задание. Стр.160-161-читать, выучить определения. Составить и выступить с короткой зажигательной речью об одном из аспектов охраны природы.

Выступление учеников из группы «Летописцы»  об исчезнувших животных мира (слайды 5-12).

Выступления учеников из группы «Биологи» о редких и исчезающих видах животных и растений России, о том, что такое биологическое разнообразие (слайд 19-21).

Обсуждение в группах.

Высказывают предположения о причинах сокращения видов растений и животных.

Выступления учеников из группы «Экологи» о а). о необходимости создания Красной Книги; б). о деятельности заповедников, национальных парков, природных заказников, о природных памятниках, ботанических и дендрологических садах. На слайдах 26-30 представлены объекты, находящиеся на охраняемых территориях.

Читают и обсуждают в группах.

Ученики делают выводы о мерах по спасению живой природы.

Группы представляют свои синквейны.

Ученики  раскрывают идею своего плаката и вывешивают их на доску.

Отвечают на тестовые вопросы

Декламируют заранее выученные небольшие стихотворения на экологическую тематику.

Дополнительная информация для опережающих сообщений

Красная книга России.

 Красная книга России — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Нелетающая птица дронт (по другому - додо) обитала на островах Индийского океана.  Питался дронт растительной пищей, а гнезда строила на земле. Был полностью истреблен в семнадцатом веке. Считается, что в исчезновении дронта повинна его излишняя доверчивость к людям.

В начале XIX века американский странствующий голубь был одной из самых распространённых птиц на земле. Эти голуби летали огромными стаями, орнитолог Джон Одюбон описывал их так: “Свет солнца был заслонён стаей, словно во время затмения“. Стаи растягивались на десятки километров.  Их стреляли из-за мяса и просто так. В одном месте каждый день убивали до 50.000 голубей каждый день. Голубей быстро уничтожили в XIX веке.  Последний странствующий голубь по кличке Марта умер в 1914 году в зоопарке.                                                

Стеллерова корова - морское млекопитающее. Место обитания — Командорские острова. Это малоподвижное беззубое животное длиной 8 метров весом до 4 тонн с раздвоенным хвостом обитало в мелких бухтах, практически не умело нырять, питалось водорослями. Однако животное совершенно не боялось людей и безжалостно истреблялось из-за вкусного, долго непортящегося мяса. « Молоко коров жирное и сладкое, по густоте и вкусу как овечье» — записал Стеллер в своих заметках.  Через 30 лет после открытия в конце 18 века была полностью истреблена.

  Квагга — едва ли не единственное из вымерших животных, представители которого были приручены человеком и использовались для охраны стад: квагги много раньше домашних животных замечали приближение хищников и предупреждали владельцев громким криком, от которого и получили своё название.  Последняя дикая квагга была убита в 1878 году.

Задания для групп.

Задания для группы летописцев:

  1. Сформулировать, записать и рассказать об экологических проблемах, которые человечество создало за время своего существования. Использовать материал тем «Как человек изменил Землю» и «Три «подарка» человека самому себе».
  2. Составить синквейн по вашей теме.
  3. Нарисовать плакат по охране окружающей среды.

Задания для группы биологов:

  1. Сформулировать, записать и рассказать причинах исчезновения живых организмов на Земле; какие меры используют для спасения живой природы? Использовать материал тем «Жизнь под угрозой».
  2. Составить синквейн по вашей теме.
  3. Нарисовать плакат по охране окружающей среды

Задания для группы экологов:

  1. Сформулировать, записать и рассказать о возможных путях  решения экологических проблем, которые человечество создало за время своего существования. Использовать материал тем «Как человек изменил Землю» и «Три «подарка» человека самому себе». Что может сделать каждый человек для природы?
  2. Составить синквейн по вашей теме.
  3. Нарисовать плакат по охране окружающей среды.

Синквейн.

1 строчка – одно слово (существительное, местоимение = тема)

2 строчка – 2 слова (описание темы, прилагательные или причастия)

3 строчка – 3 слова (действие темы, глаголы)

4 строчка – 4 слова (предложение, фраза, отношение автора к теме, заявленной в  первой строчке)

5 строчка – 1 слово (ассоциация, синоним к теме, существительное).

Пример синквейна.

Земля.

Гармоничная, сложная.

Заботится, предупреждает, волнуется.

Лишь миг – и всё живое превратится в прах.

Тревога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь под угрозой.

Презентация к уроку по теме: "Биологическое разнообразие, его объединение и пути сохранения".Природоведение 5 класс. Знакомство с исчезающими видами растений и животных, причины исчезновения и пути со...

Урок по теме "Жизнь под угрозой"

Этот урок является заключительным в курсе природоведения. Он позволяет познакомить учащихся с исчезающими видами животных и растений, причинами их исчезновения; влиянием человека на живые организмы и ...

Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин

Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...

презентация на тему :"Жизнь под угрозой" 5 класс

презентация на тему :"Жизнь под угрозой" 5 класс.Природоведение.Автор Н.И.Сонин...

Презентация на тему: "Жизнь под угрозой"

Презентация используется при проведении проверочной работы в 5 классе по теме "Человек и природа"...

Урок "Жизнь под угрозой""

Урок по теме "Жизнь под угрозой". Биология, 5 класс....

Презентация "С сигаретой твоя жизнь под угрозой"

Презентация описывает, что прячет в себе сигарета, причины курения подростков, фото последствий курения.ССЫЛКА...