Урок природоведения в 5 классе: "Вода - растворитель"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Любой урок будет интересным, если его переплести с жизнью. А пятиклассники очень любознательны и не боятся экспериментировать. Поэтому этот урок состоит из практической работы, связанной с жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kmo.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 5-м классе

Дата: 11.12.14г.

Тема: "Вода - растворитель. Работа воды в природе"

Цели урока:

  • расширить знания о воде, ее свойствах, значении воды, ввести понятия раствор, взвесь, значение растворов в природе и жизни человека;
  • развить наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде.
  • учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • развивать память, речь;

Оборудование:

  • химическая посуда для опытов,
  • вещества для опытов,
  • карточки для самостоятельной работы.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…
Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. 
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…
Ты самое большое богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери

Вода – самый важный минерал на Земле,
 без которого нет жизни. 
А. Ферсман (геохимик)

Ход урока

1. Орг. Момент

Учитель: О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, отгадав загадку

Мы говорим: она течет,
Мы говорим: она играет,
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает

   2. Актуализация знаний

Мы продолжаем изучать свойства воды. Давайте вспомним те из них, которые уже знаем. Вставить недостающее слово:

  • Вода кипит при температуре –100 с
  • Вода замерзает при температуре-0 с
  • Вода при замерзании – расширяется

Решение задач (индивидуальные карточки)

А) Если в чайник или кастрюли налить до краев воды и начать нагревать, то через некоторое время вода начнет выливаться через край. Почему это происходит? С каким свойством воды это связано? (Вода расширяется.)

Б) Почему любители – садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на дачном участке?

В) Почему лодки на зиму вытаскивают на берег?

Г) Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?

3. Гномик показывает свойства воды (приложение 4).

На доске (дети называют свойства воды, учитель прикрепляет соответствующие карточки)

http://festival.1september.ru/articles/574267/img1.gif

II. Объяснение новой темы

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
(
Вода.)

* Сегодня на уроке мы расширим знания о воде, ее свойствах, значении воды.

На этом уроке вам предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях.

Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить.

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? (Дети выдвигают свои предположения.)

- Ребята, вы много предположили, а вот какая правильная мы узнаем после проведения опытов.

4. Лабораторная работа.

Учащиеся работают самостоятельно, выполняя строго по инструктивной карточке.

Опыт №1.

  1. Насыпьте в стакан с водой соли и размешайте ложкой.
  2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.
  3. Исчезла ли соль?
  4. Пропустите раствор через фильтр.
  5. Сделайте вывод.

(Впишите недостающие слова на карточке.)

Кристаллы соли в воде ____________ _____. Когда полученный раствор пропустили через фильтр, фильтр остался _________________.

Вывод: вода _____________      соль.

Обучающиеся докладывают о полученных результатах, дополняют ответы друг друга, выбирают правильную гипотезу (вода - растворитель).

Растворяем в воде жидкость коричневого цвета. Фильтруем.

(Впишите недостающие слова на карточке.)

Жидкость в воде ______________. Когда полученный раствор пропустили через фильтр, фильтр остался _________________.

Вывод: вода _______________  жидкость.

Вопрос: как вы думаете, в воде газы могут растворятся? (Если затрудняются, показываю фотографию рыб в аквариуме.)

Учитель: в воде растворяются газы, например, кислород, хотя и в небольших количествах. Однако этого достаточно, чтобы растворенным кислородом дышали рыбы.

Благодаря какому растворенному газу в воде мы пьём газированную воду? (Углекислый газ.) демонстрируем минеральную воду

Вывод из всех опытов.

Вода растворяет

  • твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
  • жидкие вещества (жидкое удобрение)
  • газообразные вещества (кислород)

Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми

На доске: Растворитель.

* Почему осёл, навьюченный мешками с солью, после купания пошёл легче? Что должен был нести второй осёл, чтобы с его грузом произошло то же самое? (Сахар.)

Но все ли вещества могут растворяться?

Опыт №2. Проделайте тоже самое с речным песком.

Песчинки не___________ .

Пропустите воду через фильтр. Вода прошла через него, а песок________

Вывод: Песок в воде ___________.

Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.

  • Подумай "Задание злой мачехи".
  • Злая мачеха из сказки "Золушка" Ш.Перро дала вам задание. Она смешала соль, речной песок и опилки. Как все отделить друг от друга?

Но почему, осёл навьюченный ватой, еле пошёл после купания? (проводим опыт с ватой).

ФИЗМИНУТКА

Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает,
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.

5. Работа воды в природе

Разрушительная работа воды

Созидательная работа воды

 

 

Учитель: Вода - это стихия, которая обладает мощной и разрушительной силой.

6. Работа с буклетом  Прочитайте эпиграф к уроку, объясните, как вы понимаете слова французского писателя Антуан де Сент-Экзюпери.

Значение воды для человека велико. Представить жизнь без нее не возможно.

(Воду необходимо беречь.)

Уже есть страны, которые завозят чистую воду из соседних государств. В засушливых районах воды не хватает. Почти все заболевания в таких районах связанно с плохой водой. Такую воду пить нельзя. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др.

Каждый человек должен помнить, что вода – это источник жизни на Земле, и очень бережно относиться к ней.

7Работа с пословицами из буклета

  • Лес да вода поле красит.
  • Чистая вода для хвори беда.
  • Без воды земля пустырь.

послушайте ребята, и мою притчу о воде.

Давным – давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

IIIИтог урока

  • С каким важным свойствам мы познакомились на уроке? (Вода - растворитель.)
  • Что нужно помнить, когда используешь воду? (Воду нужно беречь.)

Оценки за урок:

Домашнее задание:

Рефлексия

Как мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью)
Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению.
«Желтый цвет» – радостное настроение, было интересно и познавательно
«Зеленый цвет» –равнодушное настроение, обычный урок
«Синий цвет» – грустное настроение, урок не понравился

Тема урока:  Вода – растворитель

ФИ: _________________________________________________

Вставьте недостающее слово:

  • Вода кипит при температуре –
  • Вода замерзает при температуре-
  • Вода при замерзании –

Опыт №1.

  1. Налейте в стакан солью воды и размешайте ложкой.
  2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.
  3. Исчезла ли соль?
  4. Пропустите раствор через фильтр.
  5. Сделайте вывод.

(Впишите недостающие слова на карточке.)

Кристаллы соли в воде _________________. Когда полученный раствор пропустили через фильтр, фильтр остался _________________.

Вывод: вода __________________      соль.

Растворяем в воде жидкость коричневого цвета. Фильтруем.

(Впишите недостающие слова на карточке.)

Жидкость в воде ______________. Когда полученный раствор пропустили через фильтр, фильтр остался _________________.

Вывод: вода _______________  жидкость.

Вещества, которые растворяются в воде, называют ____________________

Опыт №2. Проделайте тоже самое с речным песком.

Песчинки не_________________ .

Пропустите воду через фильтр. Вода прошла через него, а песок_______________

Вывод: Песок в воде ___________________.

Вещества, которые не растворяются в воде, называются __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"

технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения...

Урок химия 8 класс "вода - растворитель. Растворы.

Презентация к уроку химия 8 класс "Вода - растворитель . Растворы."...

Урок химия 8 класс "вода - растворитель. Растворы.

Презентация к уроку химия 8 класс "Вода - растворитель . Растворы."...

Урок в 6 классе "Вода на Земле. Мировой океан".

Урок на основе технологии схемных и знаковых модулей по В.Ф.Шаталову...

Конспект урока по природоведению 5а класс « Вода в природе»

Данный урок проводился в 5 классе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями....