Дистанционное обучение 10.03. - 5 "В" класс
учебно-методический материал по природоведению (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Дата: 10.03.2014
Урок «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ»
Цель урока: познакомить учащихся с природными зонами Земли, показать зависимость распространения зон от климатических и почвенных факторов, показать биологическое разнообразие планеты и доказать необходимость его сохранения; показать занимательность, привлекательность растений и животных путем слияния чувственного, эмоционального восприятия природы с ее аналитическим изучением; развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, работать над речью учащихся.
ПЛАН УРОКА:
I. Изучение нового материала
Д/З — НАРИСОВАТЬ ПОРТРЕТ ЛЮБОГО УГОЛКА ЗЕМНОГО ШАРА (принести рисунок 14.03.2014)
1. Понятие о природных зонах.
А) Запись учащимися определения в тетрадь.
Природные зоны – это большие территории поверхности Земли со сходными климатическими условиями, почвами, растительным и животным миром.
Основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса (показ на карте учебника стр.132-133).
Б) Заполнить таблицу в тетради, используя материал учебника стр. 129-131 и дополнительный материал, расположенный в данном конспекте и презентации.
Название природной зоны | Климатические условия природной зоны | Растения и животные природной зоны |
1. ТУНДРА | ||
2. ТАЙГА | ||
3. СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА | ||
4. СТЕПИ | ||
5. САВАННЫ | ||
6. ПУСТЫНИ | ||
7. ВЛАЖНЫЕ ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА |
1. ТУНДРА
Почвы Крайнего Севера бедны гумусом. Земля 9 месяцев в году промерзшая. За 3 летних месяца (май, июнь, июль) оттаивает только верхний слой 8 – 10 см, а чуть глубже – вечная мерзлота. Растаявший снег не может просочиться сквозь вечную мерзлоту, поэтому летом тундра заболачивается. Почвы в тундре называются тундровыми.
Тундра: недостаток тепла, избыток влаги, вечная мерзлота, ветер.
Вопросы: Благоприятны ли условия жизни в тундре? Будет ли богат и разнообразен животный и растительный мир? Какие животные и растения там обитают? Как они приспособлены к жизни в тундре?
Растения тундры быстро начинают расти, цветут и дают семена. На короткое время летом тундра становится цветущей – лютики, колокольчики, морошка, брусника.
2 и 3. ЛЕСА.
Южнее тундры раскинулась тайга. Условия жизни здесь более благоприятны, чем в тундре. Здесь гораздо больше тепла, а влаги достаточно для роста деревьев и кустарников.
Вот какой увидел тайгу Антон Павлович Чехов в 90-х годах прошлого века: «Скоро после Енисея, – писал он, – начинается тайга… По обе стороны дороги непрерывно тянутся обыкновенные леса из сосны, лиственницы, ели и березы… Сила и очарование тайги в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища…»
Вопрос: А как бы ответили вы, что же такое тайга?
К югу от тайги, где больше тепла и нет вечной мерзлоты – находится зона смешанных и широколиственных лесов. Эти леса более светлые. Там много лиственных деревьев.
Лесная зона: резкая смена сезонов года, достаточное количество влаги, неравномерное распределение осадков.
4 и 5. ТРАВЯНИСТЫЕ РАВНИНЫ — степи и саванны
Районы, где влаги слишком мало, чтобы росли леса, но достаточно для роста трав, есть на всех континентах. Степи – называют их в Европе, саванны – в Африке и Австралии, прерии – в Северной Америке. Американские переселенцы, впервые попавшие в прерии, назвали ее равниной, у которой есть начало, но, кажется, нет конца. Вот как описывает степи Николай Васильевич Гоголь
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела по поверхности; занесенный бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался, бог знает, в каком дальнем озере. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Степи: благоприятная температура, мало влаги.
Саванны отличаются от степей чередованием сухого и влажного сезонов.
Климат в саваннах очень сухой. Но в определенные месяцы там становится жарко, и идут проливные дожди. Во время сухих сезонов почва пересыхает, во время влажных – заболачивается. Почва содержит мало питательных элементов. Часты пожары.
Условия, в которых приспособились жить растения, очень жесткие. Баобаб в своем толстом стволе хранит воду. Акация имеет широкую плоскую крону, которая спасает нижние листья от высыхания.
Животные (слоны, зебры, жирафы, носороги, антилопы-гну) способны совершать переходы на большие расстояния в поисках пищи и воды. Мелкие животные на период засухи ложатся в летнюю спячку.
6. ПУСТЫНИ
Сейчас вашему вниманию будет предложен видеофильм о пустыне. После его просмотра ответьте на вопросы.
1. Каковы условия жизни в пустыне?
- Какие растения пустынь вам известны? Каковы их приспособления?
- Какие растения пустынь вам известны? Каковы их приспособления?
Пустыня: недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие суточные перепады температуры.
7. ВЛАЖНЫЙ ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС.
По обе стороны от экватора до северного и Южного тропика находится зона влажных тропических лесов.
Выпишите в тетрадь характеристику влажных экваториальных лесов:
Влажный экваториальный лес: оптимальная постоянная температура и влажность.
Итак, для влажных экваториальных лесов характерно изобилие растений, у животных – яркие краски; лес сумрачный.
Почему экваториальные леса называют фабрикой кислорода, легкими планеты?
II. Закрепление нового материала.
подумайте !
О чем, на ваш взгляд, говорят эти факты ?
1.Люди ежегодно уничтожают или вылавливают 2 млн. черепах,7 млн. крокодилов.
2. Ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов.
3. В тропических лесах каждый день спиливают 5 млн. деревьев.
4. На острове Мадагаскар уничтожено 93 % тропических лесов. В них обитало несколько тысяч видов растений, нигде более не встречающихся.
5. В США уничтожено 98 % высокотравных прерий, 50 % заболоченных участков, более ЗО % лесов.
Какие утверждения верны?
1. Почва в тундре скована многолетней мерзлотой.
2. Хвойные деревья очень требовательны к теплу.
3. Смешанные и широколиственные леса расположены к северу от тайги.
4. Травянистые равнины раскинулись там, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов.
5. Пустыни занимают особенно засушливые районы Земли.
6. Тропический лес — самое бедное видами природное сообщество.
III.. Итоги урока.
Итак, основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса. Их распространение на Земле зависит от климата, главным образом, от распространения тепла и влаги.
В каждой зоне сложились свои условия для обитания растений и животных. Животный и растительный мир в каждой природной зоне уникален, неповторим. Поэтому важнейшей задачей человечества является сохранение не только всех видов животных и всех видов растений, но и целых природных уголков, целых сообществ – т.е. сохранение биологического разнообразия. Об этом сказано в международном документе «Конвенция о биологическом разнообразии» (1992г.)
В заключение мне хочется прочитать вам слова писателя Николая Сладкова, обращенные к нам, людям, с призывом сохранить красоту природы:
«Можно, ли представить себе землю птиц? Mоре без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов.. Или лес без кукушки и иволги? Луг дергача, поле без перепелки. Речные заросли без соловьев....
Скучно станет, неинтересно. Мертво и глухо.
Тысячи лет шумят для нас леса — слышим ли? Тысячи лет радуют нас степи и горы — ценим ли? Тысячи лет поют для нас птицы — не напрасно же? Осознаем ли мы, что значит для нас природа? Помним ли, что дала она нам, и чем мы ей отплатили за это?
Земля говорил с нами языком звуков, красок, запахов. Голоса бесчисленных жизней несутся со всех сторон. Громкие и уже едва уловимые, но всегда волнующие и зовущие. И каждый умолкнувший голос — большая потеря: общий хор жизни без него звучит слабее и тише.
Отзывчива тишина полей, настояны тайной лесные дебри, переполнены жизнью леса, степи, горы, моря — и все хорошо! Откройте глаза — и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Она всюду: вокруг, над головой, под ногами. В беге зверя, в игре рыбы, в полете птицы. Все живое пропитано поэзией и красотой. И мы все это можем видеть и ощущать». И чем больше человек видит и чувствует красоту - тем больше он человек.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
2. Книга для чтения по охране природы: для учащихся 9-10 классов средней школы. / Составитель: А.Н. Захлебный – М.: Просвещение, 1986.
3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение 5 класс. – М.: Дрофа, 1997.
4. Розовые чайки черные журавли: книга о редких и исчезающих птицах. / Составитель: Н.И. Сладков. – Л.: Дет. Лит.,1985.
5. Хрипкова А.Г. и др. Естествознание 5 класс. – М.: Просвещение, 1999.