Рабочая программа
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
материал для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематический план, требования к уровню подготовки учащихся | 684 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по природоведению
5 класс
Учитель Галимуллина Елена Юрьевна
Количество часов 70
Всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ__5_
практических работ____24_____
Административных контрольных работ____1______
Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (05.03.2004), федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004), программы основного общего образования по природоведению 5 класс А.А. Плешакова, Н.И. Сонина // Программы. -М.: Дрофа, 2010//, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа.
Учебник. Природоведение. 5 класс. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2009 год
Дополнительная литература:
- Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089);
- Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ;
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2008;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-2010 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379);
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд. Программа авторов А.А. Плешакова, Н.И. Сонина для 5 класса предусматривает изучение природоведения в 5 классе в количестве двух часа в неделю (70 часов в год).
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Изменения в программе:
- Тема 1 «Изучение природы» рассматривается 4 часа, так как добавлен урок на изучение великих естествоиспытателей;
- Тема 5 «Человек на Земле» рассматривается 15 часов, так как вопросы здоровья человека и безопасности жизни затрагиваются в предыдущих темах;
- Добавлены практические работы, которые требуются по Стандарту образования;
- В качестве домашней работы дается задание по изготовлению мензурки для измерения объема жидкости и модели для опыта по прорастанию семян;
- Использование доступных дополнительных источников информации предполагается при выполнении практических работ 36, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17;
- Участие в социально-ориентированной практической деятельности предполагается при выполнении практической работы №21.
Программа по предмету «Природоведение» выполняется в полном объеме. Уроки, приходящиеся на праздничные дни, проводятся за счет объединения часов, отведенных на обобщение и закрепление изученного.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Изучение природы (4 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
знать:
1. Представления о предмете природоведении, его месте среди других наук.
2. Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).
3. О связях мира живой и неживой природы;
4. Представления о вкладе великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения.
уметь:
1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, термометр)
2.Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.
3. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)
Практические работы:
№1: Знакомство с оборудованием для научных исследований;
№2: Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы;
№3: Великие естествоиспытатели.
Контрольная работа по теме «Изучение природы»
Тема 2. Вселенная (14 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
1.Иметь представление об основных этапах развития взглядов людей на Вселенную,
2.Знать строение и состав Солнечной системы,
3.Отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику,
4.Различать планеты-гиганты и планеты земной группы,
5.Называть существенные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов,
6.Различать звезды по цвету, размеру, температуре,
7.Знать названия четырех-пяти созвездия неба Северного полушария,
8.Различать два типа галактик.
Уметь:
1.Наблюдать за звездным небом,
2.Находить основные созвездия северного полушария, пользуясь картой звездного неба,
3.Зарисовывать фазы Луны,
4.Находить на подвижной карте звездного неба созвездия, видимые в данном месте в данное время.
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Звездное небо. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации: Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет солнечной системы.
Практические работы:
№4: Наблюдение суточного движения Солнца и звезд;
№5: Наблюдение за звездным небом, определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, местных признаков.
№6: Нахождение Млечного пути.
Контрольная работа по теме «Вселенная»
Тема 3. Земля (18 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
1.Основные гипотезы о происхождении Земли и Солнечной системы,
2.Внутреннее строение Земли
3.Внешние оболочки Земли,
4. О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях
5.Причины землетрясений и вулканической деятельности,
6.Названия океанов, материков, крупных горных массивов на всех материках.
Уметь:
1.На контурной карте находить и подписывать крупнейшие вершины и реки материков,
2.Внутреннее строение Земли
3. Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.
4.Составлять описания горных пород и минералов по плану.
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации: Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.). Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
Практические работы
№7: Изучение свойств горных пород;
№8: Описание и сравнение признаков 2-3 веществ;
№9: Наблюдение признаков химических реакций; Исследование 1-2 физических явлений (зависимости скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности и т. п);
№10: Найти и подписать действующие вулканы;
№11: Найти и подписать все материки и крупные острова;
№12: Найти и подписать крупные горные массивы;
№13: Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра; Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей;
№14: Найти и подписать океаны, моря и крупнейшие реки Земли;
Тест по теме «Строение Земли»
Контрольная работа по теме «Земля»
Тема 4. Жизнь на Земле (14 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
1.Основные этапы развития жизни на Земле.
2.Клеточное строение организмов, различать на иллюстрациях главные части клетки, процессы деления клетки деление клетки, разнообразие клеток растительного и животного организмов, называть 2 – 3 примера различных клеток
3.Название царств живой природы (перечислять, приводить примеры представителей)
4.Среды обитания организмов. Выделять признаки живых организмов, знать приспособленность организмов к среде обитания.
5.Названия 5 – 6 основных природных зон Земли и их основные характеристики.
6. Природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
7.Знать по 2 – 3 представителя животного и растительного мира различных материков.
Уметь:
1.Определять образцы представителей живой природы представленных в гербариях, коллекциях и влажных препаратах.
2.Приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания
3. Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды)
4.Пользоваться микроскопом и рассматривать клетки на готовых препаратах.
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого и причины его сокращения. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы:
№15: «Знакомство с микроскопом»;
№16: Определение (узнавание) наиболее распространенных растений с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев и др.);
№17: Определение (узнавание) наиболее распространенных животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел и др.);
№18: Примеры приспособленности растений и животных к среде обитания;
№19: Приспособленность организмов к различным природным зонам;
№20: Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастание семян;
Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле»
Тема 5. Человек на Земле (15 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
1.Научные представления о происхождении человека.
2.Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).
3.Основные географические открытия. (Открытие Америки, Австралии, Индии, Антарктиды). Великие путешественники (Х. Колумб, Афанасий Никитин, Ф. Магеллан, Р. Амундсен, В. Беренг, Н. Пржевальский, И.Ф. Крузенштерн).
4.Важнейшие экологические проблемы: озоновые дыры, кислотные дожди, радиоактивные отходы, парниковый эффект.
5. Экологические проблемы своей местности и пути их решения
6.Опустынивание и его причины
Уметь:
1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, микроскоп, термометр)
2. Использовать знания при оказании помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах
3. Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы:
№21: Экологические проблемы села и пути их решения;
№22: Приспособление растения к различные способам размножения
№23: Измерение своего роста и массы тела;
№24:Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Тест по теме «Человек на Земле»
Обобщение и закрепление изученного (5 часов)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Название темы, урока | часов | Дата | УМК | Планируемый результат | Контроль, лабораторные и практические работы | Д\З | Примеча-ние | ||
план | факт | знания | умения | |||||||
Тема 1. Изучение природы (4 ч) | ||||||||||
Т1 1/1 | Изучение природы. Что такое природоведение? | 1 | 04.09 | Тела природы, таблицы, картины с изображением животных и растений | Науки о природе, природа | Отличать живую и неживую природу | Вводный тест | |||
Т1 2/2 | Методы изучения природы: наблюдения, опыты, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы | 1 | 07.09 | Магнит, различные предметы, пробирка с водой, держатель, спиртовка, часы, микроскоп, колбы, учебник | Методы изучения природы (наблюдение, эксперимент) | Проводить наблюдения, определять используемые методы | ПР.Р. № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | |||
Т1 3/3 | Метод изучения природы – измерение, его значение для изучения объектов и явлений природы | 1 | 11.09 | Измерительные приборы учебник | Лабораторное оборудование, применение | Пользоваться измерительными приборами | ПР. Р.№2 «Проведение наблюдений, опытов, измерений длины, температуры, времени» | |||
Т1 4/4 | Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки | 1 | 14.09 | Учебник, Портреты ученых | Науки о природе, вклад ученых-естествоиспытателей | Составлять пересказ текста | ПР. Р №3 «Великие естество-испытатели» | |||
Тема 2. Вселенная (14 ч) | ||||||||||
Т2 1/5 | Контрольная по теме «Изучение природы» Как древние люди представляли Вселенную | 1 | 18.09 | Рисунки учебника ЦОР | Связь образа жизни с представлениями о Вселенной | Составлять рассказ по рисунку учебника | Ответы на вопросы | |||
Т2 2/6 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею | 1 | 21.09 | учебник | Взгляды Аристотеля, Птоломея и др. | Сравнивать модели разных ученых | Пересказ текста | |||
Т2 3/7 | Коперник и его модель Вселенной. История «вытеснения» земли из центра Вселенной (Г. Галилей, Дж. Бруно) | 1 | 25.09 | Учебник, рисунки ЦОР, портреты Коперника, Дж. Бруно, Г.Галилей | Взгляды на строение Вселенной Коперника, Галилея | Сравнивать модели разных ученых | Пересказ текста Рисунки моделей Вселенной | |||
Т2 4/8 | Современные представления о Вселенной | 1 | 28.09 | Задания для самостоятельной работы, учебник | Взгляды на строение Вселенной различных ученых и современные представления | Устанавливать соответствие: Ученый - модель | Самостоятельная тестовая работа | |||
Т2 5/9 | Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд | 1 | 02.10 | Учебник, рисунки солнечной системы ЦОР | Состав солнечной системы, небесные тела | Указывать на модели положения Солнца и Земли | Тестирование (взаимопроверка) | |||
Т2 6/10 | Планеты земной группы | 1 | 05.10 | Учебник, фото планет, ЦОР | Названия планет земной группы, их характеристику | Характеризовать планеты по плану, заполнять таблицу, пользуясь учебником | Тест, таблица | |||
Т2 7/11 | Планеты – гиганты. Плутон | 1 | 09.10 | Учебник, фото планет, ЦОР | Названия планет - гигантов, их характеристику | Характеризовать планеты по плану, заполнять таблицу, пользуясь учебником | Тест, таблица | |||
Т2 8/12 | Спутники планет. Луна | 1 | 12.10 | Учебник, фото луны, ЦОР | Спутники Характеристику Луны. Отличительные черты спутника, виды спутников | Характеризовать Спутник Земли, объяснять значение знаний о Луне для человека | Проверочный диктант | |||
Т2 9/13 | Небесные тела. Астероиды. Кометы | 1 | 16.10 | Учебник. фото небесных тел, ЦОР | Астероиды, кометы, характеристика | Находить в тексте учебника ответы на вопросы | Ответы на вопросы | |||
Т2 10/ 14 | Небесные тела. Метеоры и метеориты | 1 | 19.10 | Учебник. фото небесных тел, ЦОР | Метеоры, метеориты, характеристика | Узнавать небесные тела по описанию | тест | |||
Т2 11/ 15 | Звездное небо. Солнце | 1 | 23.10 | Учебник, фотографии звездного неба, Солнца. Карта звездного неба | Определение и отличительные особенности звезд, разнообразие звезд | Составлять рассказ по плану | ПР. Р. №4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд» | |||
Т2 12/ 16 | Созвездия. | 1 | 26.10 | Карта звездного неба, схемы созвездий, ЦОР | Созвездия, полярная звезда, названия некоторых созвездий | Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты Определять стороны горизонта с помощью компаса, Полярной звезды, других примет | ПР. Р.№5 «Наблюдение звездного неба, определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, местных признаков» | |||
Т2 13/ 17 | Галактики. Многообразие галактик | 1 | 30.10 | Учебник, рисунки | Галактика, световой год, млечный путь | Находить значение терминов в тексте учебника, пересказывать текст | ПР.Р. №6 «Нахождение Млечного пути» | |||
Т2 14/ 18 | Контрольная работа по теме «Вселенная» | 1 | 01.11 | Учебник, рисунки, задания по теме | Представления разных ученых о Вселенной, небесные тела, их отличительные особенности Состав солнечной системы Общая характеристика планет | Сравнивать гипотезы разных ученых о строении Вселенной, узнавать небесные тела по описанию и по рисунку, проводить наблюдения за небесными телами, находить изучаемый объект на схеме | ||||
Тема 3 Земля (18 ч) | ||||||||||
Т3 1/19 | Как возникла Земля Гипотезы о происхождении Земли | 1 | 13.11 | Учебник, рисунки учебника | Гипотезы возникновения земли. Гипотеза- научное предположение | Сравнивать различные гипотезы | Устный ответ | |||
Т3 2/20 | Внутреннее строение Земли. Горные породы, минералы | 1 | 16.11 | Рисунки, учебник, модель внутреннего строения Земли | Ядро, мантия, земная кора, рельеф, оболочки Земли, горные породы, минералы | Составлять вопросы к тексту. Находить термины в тексте учебника | Графический диктант | |||
Т3 3/21 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Металлы | 1 | 20.11 | Коллекция горных пород и минералов, таблицы, учебник | Полезные ископаемые, минералы, происхождение и классификация горных пород | Определять горные породы и металлы, описывать их свойства | ПР. Р. №7 «Изучение свойств горных пород» | |||
Т3 4/22 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые, сложные вещества, смеси. | 1 | 23.11 | Вода, соль, песок, молоко, и другие вещества | Простые и сложные вещества, смеси Многообразие веществ, простейшую классификацию Агрегатное состояние веществ | Перечислять вещества и смеси, характеризовать простые и сложные вещества | ПР.Р. № 8 «Описание признаков веществ» | |||
Т3 5/23 | Различные физические явления и их использование в повседневной жизни. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение) | 1 | 27.11 | Свеча, лучинка, спиртовка, вода в пробирке, сода, уксусная кислота | Многообразие явлений и их классификацию Примеры физических и химических явлений | Приводить примеры физических и химических явлений Отличать физические и химические явления | ПР.Р. № 9 Опыт по изучению физических явлений и наблюдение явлений превращения веществ) | |||
Т3 6/24 | Природные явления. Землетрясения. Правила поведения при землетрясении Вулканы и гейзеры | 1 | 30.11 | Физическая карта полушарий, учебник, контурные карты модель вулкана
| Очаг, эпицентр, землетрясение Правила поведения при землетрясении Кратер, лава, очаг, виды вулканов, правила поведения | Объяснять причины землетрясений Составлять рассказ по рис. Объяснять причины возникновения вулканов, находить их на карте | ПР. Р. №10 «Найти и подписать действующие вулканы» | |||
Т3 7/25 | Суша планеты. | 1 | 04.12 | Учебник, атлас, физическая карта. Контурные карты | Материк, часть света, остров, архипелаг, название изучаемых природных объектов | Находить на карте и показывать материки, острова, части света. | ПР.Р. № 11 «Найти и подписать все материки и крупные острова» | |||
Т3 8/26 | Рельеф суши. Горы Равнины | 1 | 07.12 | Учебник, атлас, физическая карта, контурная карта, фотографии гор | Равнины, горы, Рельеф, названия изучаемых географических объектов | Находить на карте и показывать горы равнины. Обозначать географические объекты на контурной карте | ПР.Р. № 12 «Найти и подписать крупнейшие горные массивы» | |||
Т3 9/27 | Характеристика материков | 1 | 11.12 | Учебник, физическая карта, картины, фотографии с изображением гор, равнин, рек, природы материков | Материк, остров, архипелаг, особенности природы разных материков | Выбирать необходимую информацию по теме, заполнять таблицу, составлять рассказ | Самостоятельная работа с таблицей «Характеристика материков» | |||
Т3 10/ 28 | Обобщающий урок «Строение Земли» | 1 | 14.12 | Учебник, физическая карта, коллекция минералов, карточки -задания | Внутреннее строение Земли, Причины природных явлений, правила поведения землетрясений Названия географических объектов | Показывать на карте географические объекты, составлять рассказ о материках | Тест по теме «Строение Земли» | |||
Т3 11/ 29 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 1 | 18.12 | Таблица атмосфера, учебник, диаграмма «Состав воздуха» | Атмосфера, озон, значение атмосферы, источники загрязнения воздуха | Работать со схемами учебника, составлять план текста | Устный ответ, тест | |||
Т3 12/ 30 | Свойства воздуха | 1 | 21.12 | Учебник, воздушный шарик, газоотводная трубка, колба | Состав воздуха, свойства воздуха Воздух – смесь газов | проводить простейшие эксперименты, доказывающие свойства воздуха и объяснять их | Устный ответ, графический диктант | |||
Т3 13/ 31 | Движение воздуха. Ветер, ураган, смерч Правила поведения | 1 | 25.12 | Учебник, рисунки ЦОР | Ветер, бриз, муссон, ураган, смерч, причины ветров | Объяснять причины различных погодных явлений, описывать погоду | Устный ответ | |||
Т3 14/ 32 | Климат. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека | 1 | 11.01 | Учебник, рисунки ЦОР Климатическая карта | Как образуются облака, виды, погода климат, метеорология, климатообразующие факторы Какое влияние оказывает климат на здоровье человека | Оценивать влияние погодных условий на здоровье людей Описывать погоду вести наблюдения за погодой | ПР. Р. №13 «Наблюдение за погодой» (дневник). Оценка влияния погоды на самочувствие людей | |||
Т3 15/ 33 | Что такое гидросфера? Свойства воды | 1 | 15.01 | Учебник, карта полушарий, химический стакан, вода, газоотводная трубка | Гидросфера, мировой океан, море теплопроводность особенности морей и океанов, | Находить на карте моря и океаны, объяснять свойства воды | Тест Ответы на вопросы | |||
Т3 16/ 34 | Воды суши. Ледники. Правила поведения при наводнении | 1 | 18.01 | Карта полушарий, учебник, фотографии ледников | Река, озеро, айсберг, правила поведения во время наводнения | Находить на карте и наносить на контурной карте реки , озера | ПР.Р. №14 «Найти и подписать океаны, моря и крупнейшие реки Земли» | |||
Т3 17/ 35 | Обобщающий урок «Уникальность планеты Земля | 1 | 22.01 | Учебник , фотографии, ЦОР | Внутреннее строение Земли Особенности поверхности Земли Особенности Гидросферы и атмосферы Правила поведения при природных явлениях | Работать с физической картой Выполнять задания в контурной карте. Отвечать на вопросы Сравнивать географические объеты, давать определение Доказывать уникальность планеты Земля | Кроссворд. Творческая работа по теме | |||
Т3 18/ 36 | Контрольная работа по теме «Земля» | 1 | 25.01 | Задания для контрольной работы | Знания по теме | Применять знания при выполнении заданий контрольной работы | Контрольная работа | |||
Тема 4. Жизнь на Земле (14 ч) | ||||||||||
Т4 1/37 | Развитие жизни на Земле | 1 | 29.01 | Картины и открытки с изображением древних животных, учебник | Время зарождения жизни на Земле Этапы развития жизни (на уровне представлений) | Выявлять основные этапы развития жизни Составлять план текста | Устный ответ | |||
Т4 2/38 | Животные прошлого. Доказательства эволюции | 1 | 02.02 | Коллекция «Формы сохранности живых организмов»,учебник | Примеры доказательства эволюции органического мира. Древних животных | Определять формы сохранности живых организмов | ||||
Т4 3/39 | Живые клетки. Методы их изучения Увеличительные приборы | 1 | 05.02 | Таблицы «Клетки» «Увеличительные приборы», учебник | Методы изучения клеток, разнообразие клеток Микроскоп и правила работы с ним | Узнавать разные виды клеток на рисунке Пользоваться увеличительными приборами | ПР. Р. №15 «Знакомство с микроскопом» | |||
Т4 4/40 | Строение растительной клетки | 1 | 09.02 | Таблица, микроскопы, готовые микропрепараты | Основные части клетки, их роль в клетке. Строение живой клетки | Рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты | ||||
Т4 5/41 | Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Одноклеточные организмы | 1 | 12.02 | Таблица «Простейшие», микроскопы, микропрепараты | Особенности одноклеточных Отличия бактерий и простейших | Приводить примеры одноклеточных Сравнивать одноклеточных и бактерии | Тест | |||
Т4 6/42 | Многоклеточные организмы (грибы, растения) | 1 | 16.02 | Учебник, таблицы: грибы, водоросли, мхи, папоротники, цветковые, хвойные, гербарии | Фотосинтез, Признаки растений разных групп и грибов | Определять принадлежность растения к определенной группе | ПР.Р.№16 «Определение растений своей местности» | |||
Т4 7/43 | Беспозвоночные и позвоночные животные | 1 | 19.02 | Учебник, таблицы, рисунки учебника ЦОР | Отличительные особенности позвоночных и беспозвоночных животных | Приводить примеры беспозвоночных и животных | ПР.Р. №17 «Определение животных своей местности» | |||
Т4 8/44 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. | 1 | 23.02 | Учебник, таблицы, рисунки учебника ЦОР | Как живые организмы приспособлены к среде обитания. Среды обитания | Перечислять и кратко характеризовать среды обитания | заполнение таблиц устный ответ | |||
Т4 9/45 | Водная и почвенная среды обитания | 1 | 26.02 | Учебник, таблицы, рисунки учебника ЦОР | Как живые организмы приспособлены к среде обитания | Выбирать из учебника необходимую информацию для заполнения таблицы | ПР.Р.№18 Примеры приспособлений животных к среде обитания | |||
Т4 10/ 46 | Жизнь на разных материках Земли. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека | 1 | 03.03 | Карта полушарий, учебник таблицы с изображением животных разных материков Карта природных зон, учебник, ЦОР Атласы, контурные карты | Какие животные и растения обитают на разных материках Обитателей Природные зоны, их особенности | Описывать и называть растения и животных, обитающих на разных материках. Показывать на карте природные зоны; | Сообщения, Заполнение таблицы | |||
Т4 11/ 47 | Природные зоны Примеры приспособленности организмов к жизни в разных природных зонах | 08.03 | ПР. Р. №19 «Приспособленность организмов к различным природным зонам» | |||||||
Т4 12/ 48 | Жизнь в морях и океанах Примеры приспособленности организмов к жизни в морях и океанах. | 1 | 10.03 | Карта полушарий, ЦОР, учебник | Планктон, бентос, сообщества, представителей разных сообществ морей и океанов | Перечислять природные сообщества морей и океанов | Устный ответ, тест | |||
Т4 13/ 49 | Обобщающий урок «Что мы узнали о живой природе. Связь живого и неживого» | 1 | 15.03 | Рисунки с изображением растений и животных, учебник | Царства природы, среды, природные зоны | отвечать на вопросы, сравнивать, выделять главную мысль | ПР.Р.№20 Влияние условий на прорастание семян (дома) | |||
Т4 14/ 50 | Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле» | 1 | 17.03 | Задания для к/р | Знания по теме | Применять знания | Контрольная работа | |||
Тема 5. Человек на Земле (15 ч) | ||||||||||
Т5 1/51 | Человек – часть биосферы | 1 | 22.03 | Таблица «Биосфера», учебник, ЦОР | Биосфера, Доказательства, того, что человек – часть биосферы | Приводить доказательства, что человек – часть природы | Сам. Работа с текстом и рисунками учебника | |||
Т5 2/52 | Как человек появился на Земле? Древние предки | 1 | 02.04 | Плакат «Эволюция человека», учебник | Этапы развития человека, их краткую характеристику | Называть древних предков человека, рассказывать о них | Устный ответ | |||
Т5 3/53 | Первые люди. Человек – общественное существо | 1 | 05.04 | Картины, рисунки «Человек в общественной сфере», учебник | В чем социальная сущность человека | Приводить доказательства, что человек – общественное существо | Устный ответ | |||
Т5 4/54 | Как человек открывал Землю | 1 | 09.04 | Карта полушарий, атласы, учебник, ЦОР | Географические представления древнегреческих ученых, историю открытия Америки, Австралии, Антарктиды | Находить на карте путь путешественников, рассказывать об открытиях | Устные ответы | |||
Т5 5/55 | Великие путешественники | 1 | 12.04 | Карта полушарий, портреты путешественников, учебник | Имена великих путешественников | Называть имена 3 – 5 великих путешественников, характеризовать их заслуги | Сообщения учащихся | |||
Т5 6/56 | Как человек изменил Землю | 1 | 16.04 | учебник | Последствия деятельности человека в природе, экологические проблемы | Перечислять и характеризовать Как человек воздействует на окружающую природу | Устный ответ | |||
Т5 7/57 | Глобальные экологические проблемы | 1 | 19.04 | Учебник, ЦРО | Источники загрязнения окружающей среды | Перечислять и характеризовать Важнейшие экологические проблемы | ПР. Р. №21 Экологические проблемы села и пути их решения» | |||
Т5 8/58 | Жизнь под угрозой. Красная книга | 1 | 23.04 | Учебник, красная книга, таблицы с изображением редких животных и растений | Влияние человека на живые организмы, меры сохранения всего живого | Правила поведения в природе | Устный ответ, тест | |||
Т5 9/59 | Они не должны исчезнуть | 1 | 26.04 | Учебник, изображением редких животных и растений | Биологическое разнообразие; Растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения | Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природе | Устный ответ | |||
Т5 10/ 60 | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | 30.04 | Учебник ЦОР, схемы, Учебник, карты, демонстрирующие влияние человека на среду обитания | Факторы, Факторы, приводящие к опустыниванию | Выявлять причинно –следственные связи: деятельность человека – проблемы экологии | ПР. Р. №22 «Приспособление растения к различные способам размножения» | |||
Т5 11/ 61 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни человека. | 1 | 03.05 | Учебник, рисунки ядовитых растений и опасных животных | Здоровый образ жизни, опасные факторы, влияющие на здоровье | Организовать свой образ жизни с минимальным воздействием негативных факторов на здоровье Готовить сообщения о вредных привычках | ПР.Р. №23 «Измерение своего роста и массы тела» | |||
Т5 12/ 62 | Среда обитания. Вредные привычки и их профилактика | 1 | 07.05 | Учебник, таблицы по теме, ЦРО | Вредные привычки, их разновидности, о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека | Ответы на вопросы | ||||
Т5 13/ 63 | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения | 1 | 10.05 | Учебник, таблицы | Особенности поведения в природе и при опасных ситуациях природного происхождения | Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде | Составление инструкций, устные ответы | |||
Т5 14/ 64 | Простейшие способы оказания первой помощи | 1 | 14.05 | Учебник таблицы, аптечка | Виды травм и кровотечений, последовательность действий при оказании помощи | Оказывать первую помощь при кровотечениях, ожогах несложных травмах, | ПР.Р. №24 «Первая доврачебная помощь» | |||
Т5 15/ 65 | Контрольная работа по теме «Человек на Земле» | 1 | 17.05 | Учебник таблицы, индивидуальные задания | Этапы эволюции человека, экологические проблемы | Применять знания при выполнении работы | Устные ответы тест, Творческие работы | |||
66-70 | Обобщение и систематизация знаний за курс Природоведения | 5 | 21.05 24.05 28.05 31.05 | Учебник таблицы, | Учебник таблицы, |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа для основного общего образования по природоведению 5 класс. М.: Дрофа, 2010;
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2009 г;
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009;
- Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001;
- Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение 5кл.”. – М.: Дрофа, 2001;
- Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003;
- Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003;
- Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002;
- Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...