Кружок "Мир флоры и фауны"
план-конспект занятия по природоведению по теме
Кружок для 1-2 класса "Мир флоры и фауны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mir_flory_i_fauny.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
«МИР ФЛОРЫ И ФАУНЫ»
руководитель: Панченко Татьяна Федоровна
Бузиновская средняя школа
2012 г
Пояснительная записка
Кружок «Мир флоры и фауны» предназначен для учащихся 1-2 классов. Он опирается на знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира, собственные знания учащихся, полученные из дополнительной литературы, жизненного опыта, наблюдений за животными, и предусматривает последовательное расширение знаний.
Программа данного курса поможет учащимся углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой, создать условия для жизни животных в уголке живой природы, близкие к природным. Программа предусматривает формирование у учащихся знаний по охране природы. Так изучение животного мира предполагает накопление фактов о многообразии видов и о жизни животных, об особенностях их межвидовых и внутривидовых отношений (размножение, условия жизни, способы добывания пищи, пищевые связи, жилище и т.д.). При изучении животных учащиеся узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов; учащиеся знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением в жизни человека. В данной программе отводится время на изучение животных в природе, в их естественной среде, а также на проведение наблюдений и опытов в условии уголка живой природы.
Кружок рассчитан на 36 часов.
Цель кружка: расширить знания учащихся об объектах окружающего мира; формирование у детей экологического мировоззрения, потребности в исследовании и охране окружающей среды; развитие познавательной активности, самостоятельности, наблюдательности и творческих способностей учащихся.
Задачи:
1 Ознакомление учащихся с методикой ведения наблюдений в природе, проведением опытнических и исследовательских работ.
2 Формирование представления о разнообразии местной флоры и фауны.
3 Привитие навыков ухода за домашними животными.
4 Формирование навыков бережного отношения к природе.
Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия. | Форма проведения. |
1. | Мир растений. | Лекция, кинолекторий. | |
2. | Мир животных. | Лекция, кинолекторий. | |
3. | Охрана животных и растений. Красная книга. | Лекция. | |
4. | Способы охраны природы | Видеоэкскурсия. | |
5. | Ядовитые растения, растения-аллергены. | Лекция. | |
6. | Мир лекарственных растений. | Лекция, урок-игра. | |
7. | Комнатные растения. | Лекция. | |
8. | Акция « Создаём уют в школе» | Практическая работа. | |
9. | Животные водоемов. | Просмотр видеофильмов. | |
10. | Игра – путешествие «Подводное царство» | Урок-игра, лекция. | |
11. | Аквариум – мини водоём. | Лекция. | |
12. | Наблюдение за обитателями аквариума. | Лабораторная работа. | |
13. | Домашние животные. | Лекция. | |
14. | Мы в ответе за тех, кого приручили. | Сообщения учащихся. | |
15. 16. | Птицы. | Лекция, экскурсия. | |
17. | Мир полон хищников. | Лекция, видеоэкскурсия. | |
18. | Природа вокруг нас. | Экскурсия по родному краю. | |
19. | Озеленение школьного двора. | Практическая работа. | |
20. | Викторина «В мире животных и растений» | Урок-игра. |
Краткое содержание программы
Занятие 1 Мир растений
Растения: гиганты, карлики, долгожители, реликты. Где и как растут самые выносливые растения? Растения-путешественники: Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.
Растения - потребители отходов: Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.
Занятие 2 Мир животных
Игры: Чьё это поселение? Угадай кто я? Кто, где живет? Представь себя животным.
Занятие 3 Охрана животных и растений. Красная книга.
Красная книга. Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги. Знания редких и исчезающих видов животных и растений.
Занятие 4 Способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. Памятники природы Волгоградской области.
Занятие 5 Ядовитые растения, растения-аллергены.
Ядовитые цветы в природе. Ядовитые комнатные цветы. Грибы. Ядовитые растения Волгоградской области. Первая помощь при отравлениях.
Урок феи Экологии. "Осторожно! Они ядовиты". Ядовитые растения местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
Занятие 6 Мир лекарственных растений.
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора).
Занятие 7 Комнатные растения.
История возникновения комнатного цветоводства. Многообразие и основные группы комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Систематический и периодический уход.
Занятие 8 Акция « Создаём уют в школе» (посадка, полив комнатных растений) Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земляных смесей. Подготовка растений к пересадке. Необходимые агротехнические работы с комнатными растениями
Занятие 9 Животные водоемов.
Приспособления животных к жизни в воде. Цепь питания. Бережное отношение к представителям животного мира. Приматы моря. Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод?
Занятие 10 Игра – путешествие «Подводное царство»
Обобщение и систематизация ранее полученных знаний в ходе игры.
Занятие 11 Аквариум – мини водоём.
Как правильно подобрать оборудования, растения, и рыб. Аквариумные вредители и болезни рыб. Хищные рыбы в аквариуме. Рекомендации по выращиванию растений в аквариуме и разведению рыб.
Занятие 12 Наблюдение за обитателями аквариума.
Обнаружение в аквариуме простейших организмов и водорослей, изучение их под микроскопом. Вред или польза от них в аквариуме? Лабораторная работа.
Занятие 13 Домашние животные.
История приручения кошек и собак. Породы кошек. Как понять характер кошки и ее язык? Породы собак. Содержание, каких пород собак опасно для жизни? Дрессировка собак. Оказание первой помощи пострадавшим животным.
Занятие 14 Мы в ответе за тех, кого приручили.
Сообщения учащихся о своих домашних животных, фотовыставка.
Занятие 15-16 Птицы.
Значение птиц. Методы наблюдения за птицами. Птицы уголка живой природы. Попугаи, канарейки. Сроки прилета птиц. Наблюдение в природе. Жизнь птиц весной. Экскурсия в природу. Гнездовой период в жизни птиц. Песня птиц и её биологическое значение. Учет птиц, гнездящихся в районе школы. Практическая работа. По страницам "Красной книги".
История приручения птиц. Содержание птиц в неволе. Экзотические птицы в домашних условиях. Всех ли птиц можно научить разговаривать? Период гнездования. Разведение попугайчиков. Уход за птицами. Приготовление кормов, богатыми витаминами.
Занятие 17 Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники. Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" И на хищника управа есть: Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд.
Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Занятие 18 Природа вокруг нас.
Экскурсия по родному краю. Почвы и растительность степей.
Занятие 19 Озеленение школьного двора.
Практическая работа. Посадка цветов и деревьев на пришкольном участке.
Занятие 20 Викторина «В мире животных и растений»
Подведение итогов работы кружка. Обобщение и систематизация ранее полученных знаний в ходе игры.
Список литературы:
Литература, используемая педагогом.
- Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.
- Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1
- Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
- Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972
- Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
- Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
- Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
- Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
- Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
- Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
- Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
- Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
Литература, рекомендованная для чтения.
- Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
- Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Флора и фауна Ростовской области
реферат по флоре и фауне Ростовской области...
Занятие факультатива: "Флора и фауна нашего края" 7класс
Сегодня мы познакомимся с богинями природы, узнаеммного легенд, рассказов о природе нашего края.Научимся распознавать птиц по полёту, отгадывать загадки, ребусы.Тема нашего занятия «Флора и фаун...
В гостях у Флоры и Фауны
Внеклассное мероприятие по биологии. Можно провести как внутри одной параллели, так и между разными классами. Содержит материал о животных занесённых в Красную книгу Краснодарского края....
Тематическое планирование факультатива "Флора и фауна Орловской области" ( 5 класс)
Тематическое планирование факультативного материала расчитано на 34 часа. Факультатив содержит материал по природе Орловского края и знакомит учащихся с ратениями и животными родного края....
флора и фауна
флора и фауна Тульской области...
Флора и фауна Челябинской области
презентация на тему Флора и фауна Челябинской области...
Кроссворд на тему "Флора и Фауна"
Кроссворд на тему "Флора и Фауна" для учащихся 8 классов...