урок природоведения в 5 классе по теме:"Жизнь на Земле"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме

Козленко Татьяна Владимировна

Цель данного урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; развитие самостоятельности, чувства ответственности за учебу; воспитание любви к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_na_zemle_5_kl_moya_razrabotka.docx415.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Российской Федерации

Общеобразовательное учреждение

Бастанская муниципальная средняя

общеобразовательная школа

Михайловского района Алтайского края

Урок природоведения в 5 классе по теме

«Жизнь на Земле»

Подготовила и провела

Осипова Т.В.,учитель физики

с.Бастан,2005г.

Цели урока:

-обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;

-развить самостоятельность, чувство ответственности за учебу;

-воспитывать любовь к предмету.

Тип урока: урок-контроль.

Форма проведения урока: контроль и проверка знаний.

План урока:

1.Организационный момент (2 мин).

2.Основной этап урока (36 мин).

3.Подведение итогов урока (2 мин).

Ход урока:

Этап урока

Работа учителя

Работа учащихся

1.Организационный

момент

«Куда вы посоветуете мне

отправится?»-спросил он у географа. «Посетите планету Земля, -отвечал географ, -у нее неплохая репутация».

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент Экзюпери я хочу начать урок.

2.Основной этап урока

-В течение нескольких уроков мы знакомились с жизнью на Земле. Сегодня на уроке мы должны повторить все, что узнали о живой природе на нашей планете.

А для этого совершим путешествие по станциям: «Живые клетки», «Разнообразие живого», «Три среды обитания», «Жизнь на разных материках», «Природные зоны Земли».

- Первая станция путешествия называется «Живые клетки».

-Представьте себе, что мы уменьшились в миллион раз. Нам удалось выяснить, что каждая клетка состоит из трех главных частей.

-Какие это части? 

-Что такое оболочка? Ядро? Цитоплазма?

-Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

-На листочках подпишите названия частей клетки и закончите схему деления клетки.(смотри приложение)

-Вторая станция путешествия называется «Разнообразие живого»

-На этой станции мы попадаем в царства живой природы. Давайте вспомним, а какие существуют царства живой природы?

-Чем отличаются царства бактерии и простейших от царств растений, грибов, животных?

-Чем отличаются бактерии от простейших?

-На карточке в каждой строчке зачеркните лишний рисунок. (смотри приложение)

-Третья станция называется «Три среды обитания»

По другому эту станцию можно назвать «Три замечательных дома», с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов. Вспомним, какие существуют среды обитания живых организмов?

-Какие особенности жизни в наземно-воздушной среде?

-Какие особенности жизни в водной среде?

-Какие особенности жизни в почвенной среде?

-Сейчас, я буду читать загадки, отгадав животного вы должны назвать среду его обитания.

1)Словно вихрь, летит, спасаясь

От врага, пугливый…

2)Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет – это…

3)Он долго дерево долбил

И всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый пестрый…

4)И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдете:

На поляне, на опушке,

Мы – зеленые…

-Остановка «Как кто разговаривает»

-голубь…

-утка…

-гусь…

-воробей…

-ворона…

-конь…

-комар…

-кузнечик…

-пчела…

-Четвертая станция называется «Жизнь на разных материках».

Живые существа заселили все материки нашей планеты. Мы познакомились с некоторыми растениями и животными каждого из материков.

-Какие существуют материки на Земле?

-На карточке написаны материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. На листочке под номерами написаны названия животных. Нужно напротив каждого материка поставить номер соответствующего животного: 1.панда; 2.жираф; 3.кенгуру; 4.скунс; 5.пингвин; 6.бабочка серая агриппа.

- Пятая станция называется»Природные зоны Земли»

Если бы сотне художников, живущих в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы совсем разные портреты. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты!

Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны. Среди природных зон Земли можно выделить несколько, тех, которые занимают большую часть ее поверхности.

-Какие существуют основные природные зоны Земли?

-Рассказать про каждую зону.

-Какие утверждения верны?

(Я читаю вопрос, вы на листочках ставите «+», если утверждение верно, «-«, если утверждение не верно.)

1.Почва в тундре скована многолетней мерзлотой. (+)

2.Хвойные деревья очень требовательны к теплу. (-)

3.Травянистые равнины раскинулись там, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов. (+)

4.Пустыни занимают особенно засушливые районы Земли.(+)

5.Тропический лес – самое бедное видами природное сообщество. (-)

Оболочка, ядро, цитоплазма.

Оболочка-одевает клетку; цитоплазма-полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки; ядро-небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Дышат, питаются, растут, делятся.

Бактерии, простейшие, грибы, растения, животные.

Бактерии и простейшие – это одноклеточные, а растения, грибы, животные – многоклеточные организмы.

Простейшие имеют ядро.

Наземно-воздушная, водная, почвенная.

Достаточно кислорода, но не хватает влаги.

Воды достаточно, а кислорода не хватает.

Меньше кислорода, больше углекислого газа, много воды, свет не проникает.

Заяц - наземно-воздушная среда.

Крот – почвенная среда.

Дятел – наземно-воздушная среда.

Лягушки – водная среда.

Воркует

Крякает

Гогочет

Чирикает

Каркает

Ржет

Пищит

Стрекочет

Жужжит, гудит

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, влажный и тропический лес.

3.Подведение итогов урока

-Путешествие подошло к концу. В ходе данного путешествия, мы повторили, что 1)основными частями клетки является оболочка, ядро, цитоплазма;

2)ученые делят живую природу на царства Бактерий, Простейших, Грибов, Растений, Животных;

3)на Земле живые существа освоили наземно-воздушную, водную, почвенную среды обитания. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде;

4)живые существа заселили все материки нашей планеты, включая и самый холодный – Антарктиду;

5)на Земле сложились различные природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса. Их распространение на Земле зависит от климата, главным образом от распределения тепла и влаги.

Литература:

1.Учебник «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва «Дрофа»,2001 г.

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, 2005 г.

3.Ресурсы сети Интернет.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"

Закрепление и применение полученных знаний для вывода первой космической скорости.Изложение материала, расширяющего кругозор учащихся.Обсуждение вопросов и решение задач, требующих творческой инициати...

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».

Тип урока: урок - обобщение.Форма урока: урок-КВНМетоды: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Основные п...

Урок природоведения 5 класс по теме: "Вулканы"

Урок природоведения 5 класс по теме "Вулканы". Обучающиеся знакомятся со строением, типами, причинами возникновения вулканов и опасностях и пользе вулканических извержений....

презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"

Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин

Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...

Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий

Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...