урок природоведения в 5 классе по теме:"Жизнь на Земле"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
Цель данного урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; развитие самостоятельности, чувства ответственности за учебу; воспитание любви к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_na_zemle_5_kl_moya_razrabotka.docx | 415.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Российской Федерации
Общеобразовательное учреждение
Бастанская муниципальная средняя
общеобразовательная школа
Михайловского района Алтайского края
Урок природоведения в 5 классе по теме
«Жизнь на Земле»
Подготовила и провела
Осипова Т.В.,учитель физики
с.Бастан,2005г.
Цели урока:
-обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
-развить самостоятельность, чувство ответственности за учебу;
-воспитывать любовь к предмету.
Тип урока: урок-контроль.
Форма проведения урока: контроль и проверка знаний.
План урока:
1.Организационный момент (2 мин).
2.Основной этап урока (36 мин).
3.Подведение итогов урока (2 мин).
Ход урока:
Этап урока | Работа учителя | Работа учащихся |
1.Организационный момент | «Куда вы посоветуете мне отправится?»-спросил он у географа. «Посетите планету Земля, -отвечал географ, -у нее неплохая репутация». Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент Экзюпери я хочу начать урок. | |
2.Основной этап урока | -В течение нескольких уроков мы знакомились с жизнью на Земле. Сегодня на уроке мы должны повторить все, что узнали о живой природе на нашей планете. А для этого совершим путешествие по станциям: «Живые клетки», «Разнообразие живого», «Три среды обитания», «Жизнь на разных материках», «Природные зоны Земли». - Первая станция путешествия называется «Живые клетки». -Представьте себе, что мы уменьшились в миллион раз. Нам удалось выяснить, что каждая клетка состоит из трех главных частей. -Какие это части? -Что такое оболочка? Ядро? Цитоплазма? -Какие особенности клеток говорят о том, что они живые? -На листочках подпишите названия частей клетки и закончите схему деления клетки.(смотри приложение) -Вторая станция путешествия называется «Разнообразие живого» -На этой станции мы попадаем в царства живой природы. Давайте вспомним, а какие существуют царства живой природы? -Чем отличаются царства бактерии и простейших от царств растений, грибов, животных? -Чем отличаются бактерии от простейших? -На карточке в каждой строчке зачеркните лишний рисунок. (смотри приложение) -Третья станция называется «Три среды обитания» По другому эту станцию можно назвать «Три замечательных дома», с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов. Вспомним, какие существуют среды обитания живых организмов? -Какие особенности жизни в наземно-воздушной среде? -Какие особенности жизни в водной среде? -Какие особенности жизни в почвенной среде? -Сейчас, я буду читать загадки, отгадав животного вы должны назвать среду его обитания. 1)Словно вихрь, летит, спасаясь От врага, пугливый… 2)Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю. Кто найдет мой длинный ход, Сразу скажет – это… 3)Он долго дерево долбил И всех букашек истребил. Зря он времени не тратил, Длинноклювый пестрый… 4)И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете: На поляне, на опушке, Мы – зеленые… -Остановка «Как кто разговаривает» -голубь… -утка… -гусь… -воробей… -ворона… -конь… -комар… -кузнечик… -пчела… -Четвертая станция называется «Жизнь на разных материках». Живые существа заселили все материки нашей планеты. Мы познакомились с некоторыми растениями и животными каждого из материков. -Какие существуют материки на Земле? -На карточке написаны материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. На листочке под номерами написаны названия животных. Нужно напротив каждого материка поставить номер соответствующего животного: 1.панда; 2.жираф; 3.кенгуру; 4.скунс; 5.пингвин; 6.бабочка серая агриппа. - Пятая станция называется»Природные зоны Земли» Если бы сотне художников, живущих в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы совсем разные портреты. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей планеты! Эти разные лица появились у Земли потому, что условия для жизни организмов на ней очень разнообразны. Среди природных зон Земли можно выделить несколько, тех, которые занимают большую часть ее поверхности. -Какие существуют основные природные зоны Земли? -Рассказать про каждую зону. -Какие утверждения верны? (Я читаю вопрос, вы на листочках ставите «+», если утверждение верно, «-«, если утверждение не верно.) 1.Почва в тундре скована многолетней мерзлотой. (+) 2.Хвойные деревья очень требовательны к теплу. (-) 3.Травянистые равнины раскинулись там, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов. (+) 4.Пустыни занимают особенно засушливые районы Земли.(+) 5.Тропический лес – самое бедное видами природное сообщество. (-) | Оболочка, ядро, цитоплазма. Оболочка-одевает клетку; цитоплазма-полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки; ядро-небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. Дышат, питаются, растут, делятся. Бактерии, простейшие, грибы, растения, животные. Бактерии и простейшие – это одноклеточные, а растения, грибы, животные – многоклеточные организмы. Простейшие имеют ядро. Наземно-воздушная, водная, почвенная. Достаточно кислорода, но не хватает влаги. Воды достаточно, а кислорода не хватает. Меньше кислорода, больше углекислого газа, много воды, свет не проникает. Заяц - наземно-воздушная среда. Крот – почвенная среда. Дятел – наземно-воздушная среда. Лягушки – водная среда. Воркует Крякает Гогочет Чирикает Каркает Ржет Пищит Стрекочет Жужжит, гудит Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, влажный и тропический лес. |
3.Подведение итогов урока | -Путешествие подошло к концу. В ходе данного путешествия, мы повторили, что 1)основными частями клетки является оболочка, ядро, цитоплазма; 2)ученые делят живую природу на царства Бактерий, Простейших, Грибов, Растений, Животных; 3)на Земле живые существа освоили наземно-воздушную, водную, почвенную среды обитания. Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде; 4)живые существа заселили все материки нашей планеты, включая и самый холодный – Антарктиду; 5)на Земле сложились различные природные зоны: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса. Их распространение на Земле зависит от климата, главным образом от распределения тепла и влаги. |
Литература:
1.Учебник «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва «Дрофа»,2001 г.
2.Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» 5 класс, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, 2005 г.
3.Ресурсы сети Интернет.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Закрепление и применение полученных знаний для вывода первой космической скорости.Изложение материала, расширяющего кругозор учащихся.Обсуждение вопросов и решение задач, требующих творческой инициати...
Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».
Тип урока: урок - обобщение.Форма урока: урок-КВНМетоды: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Основные п...
Урок природоведения 5 класс по теме: "Вулканы"
Урок природоведения 5 класс по теме "Вулканы". Обучающиеся знакомятся со строением, типами, причинами возникновения вулканов и опасностях и пользе вулканических извержений....
презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"
Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....
Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».
5 класс. География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...
Открытый урок по природоведению 5 класс на тему "Жизнь под угрозой.автор Н.И.Сонин
Урок по теме «Жизнь под угрозой». (5 класс)Задачи урока: познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами животных и растений; ...
Конспект и технологическая карта обобщающего урока естествознания в 5 классе по теме "Жизнь на земле" с применением игровых технологий
Материал может быть использован как на уроке, так и для проведения внеклассного мероприятия. Играть с детьми лучше на улице, потому что нужно много места. Следует иметь ввиду, что игры, приведённые в ...