Вода в природе.
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
Методическая разработка урока природоведения в 5 классе для учащихся, осваивающих программу Природоведение авторов Плешаков А.А., Сонин Н.И. на базовом уровне. Урок-путешествие по карте, в ходе которого учащиеся обсуждают роль воды в природе и жизни человека, учатся работать с картой, работают над заданиями, способствующими развитию творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание биологии. Природоведение, 5 класс
Методическая разработка урока
«Вода в природе»
природоведение 5 класс
(урок-путешествие по карте)
урок разработала: Черкашина Т.Ф.,
учитель биологии и химии.
Урок предназначен для учащихся 5 класса, осваивающих программу Сонина Н.И., Плешакова А.А.по природоведению (базовый уровень)
Материал урока способствует развитию творческих способностей учащихся, умению работать с картой, логически связно составлять рассказ, высказывать и защищать свою точку зрения.
В подборке материала много внимания уделено использованию краеведческого материала.
Тема «Вода в природе»
( урок – путешествие по карте)
Цель:
Познакомить с ролью воды в природе и жизни человека, с различными состояниями воды.
Научить бережно относиться к воде.
Осуществлять творческий подход к ведению урока, развивать индивидуальные способности учащихся.
Закрепить знания о воде.
Учить работать с картой.
Оборудование:
атласы, карты России и мира, вода в стакане.
Девиз урока: «Без воды не было бы и жизни на Земле»
Введение. Сегодня на уроке мы с вами вспомним всё, что знаем о воде, попутешествуем по карте по морям и океанам, узнаем о том, как нужно охранять воду.
Итак, в путь по гидросфере.
Все путешественники прежде чем отправляться в путешествие в неизведанные страны, сначала изучают карту. Мы с вами поступим так же.
Этап 1. Работа с картой.
Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)
Что она включает в себя? (океаны, моря, реки…)
Какие океаны входят в мировой океан? Назовите и покажите на карте (дети показывают на карте и глобусе океаны, говорят, какие материки они омывают)
А как называется часть океана, вдающаяся в сушу? (море)
Покажите на карте и назовите моря, омывающие территорию России
В моря текут реки. Покажите на карте крупнейшие реки России – Лену, Енисей, Обь, Волгу.
Молодцы, умеете ориентироваться на карте. Теперь мы можем отправляться в путь.
Этап 2. Путешествие по карте.
Мы с вами живём в селе Красный Куток. Отсюда мы и отправимся в путешествие по морям и океанам. Мы идём сначала вдоль речек, текущих по селу. Это реки Локня и Готня. Мы идём 2 группами, каждый вдоль той реки, около которой живёт и встретимся на их слиянии. Вместе пойдём до Ворсклы, куда они впадают. Сядем в лодку и поплывём. Давайте посмотрим, какая вода в этих реках? (грязная) Почему она такая грязная, как вы думаете? Что можно сделать, чтобы вода в реках была чище? ( охранять воду)
Дальше мы плывём по Ворскле. Она впадает в Днепр, и по Днепру мы приплывём в Чёрное море. Какая вода в морях и океанах на вкус? (солёная) А какая вода в реках? (пресная) А ещё бывает дистиллированная вода – не содержащая солей. Где в природе бывает дистиллированная вода? (дождь, снег) Послушайте, как о воде написал поэт Е. Евтушенко:
Вода благоволила литься.
Она блистала, столь чиста,
Что не умыться, не напиться
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз,
Ей водорослей не хватало,
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде…
Ей жизни не хватало, чистой,
Дистиллированной воде!
Закончим своё путешествие, вернёмся домой, и послушаем сказки о воде, которые вы сочиняли к этому уроку.
Вода на земле есть всегда. Почему? Потому что в природе проходит её круговорот
Этап 3. Рассказы путешественников.
Сообщение учащегося о круговороте воды в природе (журнал «Свирель», 1998 год, № 3).
Стихи о круговороте воды.
(сочиняли дети, зачитывают 2-3).
Долгими вечерами в путешествии мы сочиняем сказки о путешествии капли воды. Послушаем их.
(рассказы 2-3 учеников о путешествии капли)
Этап 4. Рассказы бывалого путешественника.
Пора послушать рассказы бывалого путешественника – барона Мюнхгаузена. Мы должны разобраться, что в его рассказах правда, а что – выдумка.
1. Однажды барон Мюнхгаузен плыл по Индийскому океану на корабле. Была прекрасная солнечная погода, жара. Барон зачерпнул за бортом воды, вскипятил чай и пил его с заварными пирожными. И вдруг толчок, раздался громкий треск - оказалось, что корабль его столкнулся с огромным айсбергом.
(Ошибки: чай из морской воды пить нельзя, в Индийском океане нет айсбергов).
2. Путешествуя по Африке, барон чуть не утонул в болотах Сахары. (В Сахаре – пески)
3. В Антарктиде чуть не умер от жажды в песках (там лёд)
4. А когда был в Евразии, проплыл по самой длинной реке – Амазонке.
(Амазонка в Южной Америке, самая полноводная, а самая длинная – Нил, в Африке.)
Этап 5. Охрана вод.
Гидросфера – водная оболочка Земли. Вода на Земле занимает три четверти планеты.
Но пресной воды на Земле очень мало – всего 4%. Питьевой воды не хватает. Её надо беречь, экономно расходовать, не загрязнять. Что вы можете сделать для охраны воды?
(учащиеся рассказывают)
Не забывайте, что вода – это жизнь.
Задание на дом:
Посчитайте, сколько воды расходует ваша семья, подумайте, как можно сократить расход воды. Напишите небольшое сочинение о том, как вы охраняете воду.
Итог урока, оценки, выводы.
Черкашина Татьяна Федоровна
МБОУ «Краснокутская основная общеобразовательная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.
Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"
Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1) обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

Урок по теме: "Вода-растворитель. Растворы. Работа воды в природе".
Данный урок проводится в 5 классе по предмету природоведение, который знакомит учащихся со свойствами воды как растворителя, учит готовить растворы соли в воде и взвеси мела в воде; формирует знания о...

Розробка уроку "Значення води у природі. Використання води людиною" (природознавство 5 клас)
Про значення й використання води для задоволення потреб людини, для життя на Землі....

Конспект урока" Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
Конспект урока с презентацией по ФГОС...

презентация по теме урока "Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
слайды к уроку...
"Вода.Вода в природе, способы очистки воды"
Урок природоведения в 5 классе (можно использовать как внеклассное мероприятие", в котором раскрывается роль воды в природе и жизни человека, способах очитки воды....