Март-весенний месяц.
методическая разработка по природоведению по теме

Гирфанова Светлана Александровна

Урок по  окружающему  миру для учащихся 3 класса.На данном  уроке  использовались:  аудиоэнциклопедия "Календарь природы. Март", сообщения  учащихся. На  протяжении всего  урока  ведётся  работа над  развтием   устной  речи, осуществляется  межпредметная  связь с  русским  языком  на  основе  упражнений в   классификации  и точном  отборе слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart-_vesenniy__mesyac_3kl..doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Д.Худенко,  Д.И.Барыщникова  «Планирование  уроков  по  развитию  речи»

3 класс, Москва «АРКТИ, 2004 г.

Ф.Д.Костенко  «Дидактический   материал  по развитию  речи» 3  класс, Москва  «Просвещение», 1980 г.

С.Радзиевская  «Круглый  год», Казань  «Татарское  книжное  издательство», 1985 год.

Урок

в  3 классе   по  окружающему  миру  

на тему

«Март – весенний  месяц»

Подготовила  учитель  - дефектолог (олигофренопедагог)

государственного бюджетного специального  (коррекционного) образовательного  учреждения для  обучающихся, воспитанников с  ограниченными  возможностями  здоровья  

«Альметьевской специальной  (коррекционной)

общеобразовательной  школы  № 19  VIII   вида»  Гирфанова С.А.

                                           

Цель: Закрепить  и  расширить  представления  о  приметах  весны.

Задачи:

  1. формирование  связного  устного  высказывания  с  использованием  приставочных  глаголов;
  2. расширение  словаря, развитие  словообразовательной  функции  речи;
  3. коррекция  внимания, зрительного  восприятия, общей  моторики  личности;
  4. воспитание  базовых  эмоций  личности.

Оборудование:   аудиоэнциклопедия  «Календарь  природы. Март». Слова  к  календарю  природы:  ясная - пасмурная,  ветреная – безветренная, облачная – безоблачная, осадки  в  виде  снега – без осадков.  «Март- весенний  месяц». Картинки: зима, весна. Словарь:  капель, проталины, оттепель, наледь. Слова  к  деформированному  предложению. Бумажные  кораблики. Белый  и  чёрный  листы  бумаги. Картинки:  грач,  тетерев, глухарь, лось, волк.                                                             Рассказы  о  природе  «Круглый  год». С.Радзиевская. Казань, 1985 год.

Ф.Д.Костенко  «Дидактический   материал  по развитию  речи» 3  класс, Москва  «Просвещение», 1980 г.

                                                     Ход  урока

1. Организационный  момент:                                                      

Психологический  настрой:          «Перемена»  

Перемена, перемена,

Можно  бегать  и  играть,

Но  нельзя  и  забывать,

Что, когда  звенит  звонок,

Он  зовёт  всех  на  урок.

Нам  опаздывать  нельзя,

Побыстрее  в  класс  друзья.               А.Барто

Разминка «Ответь  правильно  и сядь»:

- Как  тебя  зовут?

- Как  зовут  твоего  соседа  по  парте?

- Твой  домашний  адрес?

- Какой  сейчас  идёт  урок?

- Какой  сегодня  день  недели?

- Какое  сейчас  время  года

- Какой  идёт  месяц?

- Кто  сегодня  отсутствует?  И т.д.

2. Актуализация  прежних  знаний:                                        

Работа  с  календарём  природы:

- Ребята, какие    мы  используем  слова- выражения  при  характеристики  погоды? (ясная - пасмурная,  ветреная – безветренная, облачная – безоблачная, осадки  в  виде  снега – без осадков)

(учитель  выставляет  на  доску  названные  учащимися  слова- выражения)

- Как  можно  назвать  эти  слова? противоположные  по  значению.

- Какие  из  этих слов- выражений  соответствуют  сегодняшней  погоде?

  Посмотрите  внимательно  в  окно и  ответьте.

(учащиеся  оставляют  на  доске   необходимые  слова- выражения, не  подходящие  убирают).

-Обобщение: дайте  характеристику  сегодняшней  погоде, используя  данные  слова  и  добавляя  свои  наблюдения.

Психологический  настрой: «Вступительная  песенка»   

    (аудиоэнциклопедия  «Календарь  природы»)

3. Формирование  новых  понятий:                                      

Введение  в  тему:                                                   

Ребята  отгадайте   загадку.   О каком  времени  года  с  ней  говорится?

Если  солнышко  печёт,

Тает  снег, ручей  течёт,

И грачи – на  горе

Значит, март  на  дворе!

 - Какой  месяц  упоминается  в  этой  загадке? (Март)

Обобщение: значит   «Март- весенний  месяц» - так  называется    тема сегодняшнего    урока:

- сегодня  мы  поговорим  о  нашем  настроении  весной, ее  признаках;

- выберите  из  предложенных  картинок  те, которые  подходят  к  нашему     солнечному, весеннему  настроению.

- Что  происходит  с  природой  весной?  

Работа  с  деформированными  предложениями:   

и,  Вот,   конец, зиме,  пришёл

 всё, Как-то,  изменилось, сразу

 низкие, Ветер, тучи, пригнал  

 Раньше, синицы, других, весны,  отметили,  начало

с ,Они, на, бойко,  ветки, перелетали,   ветку.

Искали,  коры, в,   червячков, складках,  жучков.

- Как  можно  обобщить  все  эти  предложения? Это  текст.

- Чтение  учащимися  текста.

- Озаглавьте  этот  текст. «Весна».                        (По  Г.Скребицкому)                                                                

     Какой  же  он, март?!

Сообщения  учителя  и  учащихся:

(учащиеся  выходят  к  доске  и  делают  свои  сообщения)

    Март  и  радует, и  пугает. Для  наших  зимующих птиц  это  самый  трудный  месяц  в  году. Семена, ягоды, какие  с  осени  держались  на  деревьях, на  кустах,   давно  подобрал  голодный  крылатый  народ. А  что  на землю  ветер  сбросил – снегом  замело, не  достать.

    Ещё  труднее  приходится  первым  прилётным  птицам. Бывает, внутренний  зов  уже  тронул  их  с  зимовки, летят, торопятся. А  погода, всем  календарям  наперекор, вдруг  назад  попятилась. Птицы  в  полёте  тогда  могут  задержаться, даже  к  югу  повернут.

     Весна  не  только  радует  всё  живое. Бывает  кое-кому  и  радость  обернётся  бедой. С крыши  снежная  вода  под  каплет, к  вечеру  прозрачными  хрустальными  сосульками  замерзает. Растут  они  днём, с  хрустом  обламываются, падают………

     Поэтому  не  стоит  ходить  рядом  с  домами, сосульки  и  наледь  могут  упасть  в  любой  момент.

    В  лесу  же  снег  днём  сильнее  подтаивает, а ночью  его  сверху  подмораживает. Коварна  эта  ледяная  корочка – наст. К  вечеру на  снег, как  всегда, упали  и  закопались  тетерева, глухари. Тепло  под  снегом, уютно  им  спится  и  не  думается, что ледяная  крыша  крепко  заковала  их  спальню. А  утром…хорошо, если  старый  опытный  тетерев  сумеет  под  снегом  прокопать  ход  к  густой  ёлке: под её  лапами  снег  ещё мягкий, можно  на  волю  выбраться. Часто  гибнут  бедные  птицы  в ледяном  плену.  

    В  марте  и  у  животных  происходят изменения. У  лосей  на  лбу  вспыхивают  шишки – начинают  расти  новые  рога.

   

       Почуяла  весну  и  распалась  волчья  стая. Старики  родители  уходят  от  детей, присматривают  место  для  нового  выводка  волчат, а  за  ними  уходят  и  молодые  волки.

                                                                     («Круглый  год». С.Радзиевская)

   У  людей  тоже  происходят  изменения:   улучшается     настроение. Многие  сняли  зимние  шубы, тёплые  шапки  и  варежки. Потому  что  солнце  греет  по - весеннему, на  улицах  появились  небольшие  лужи.

4.Физминутка                                                                              

( с  применением  бумажного  кораблика):

- взяли  бумажный  кораблик; встали; вышли  из  дома; подошли  к  ручью; присели; пустили  его  в  ручей; кораблик  поплыл; побежали  за  ним; догнали; взяли  кораблик; сели  на  место; поставили  кораблик. 

5. Формирование  умений и навыков:  

Прослушивание    аудиоэнциклопедии    «Календарь природы.Март».   

- При  прослушивании  рассказа  упоминалось  слово «Равноденствие». Что  оно  означает?

   Равноденствие – это  день  равен  ночи.

Словарная  работа: сосульки - капель, проталины, оттепель, наледь.

Деление  текста  на  предложения:      

                                                          Март.

     Ещё  вчера  снежный  ковёр  был  белым  и  пушистым  только  слепящие  лучи  мартовского  солнца  напоминали  о весне  а  сегодня  снег  потемнел, стал  тяжёлым  от  воды  размокла  лесная  дорога.

    Побежали  ручейки  они  не  журчат  пока  по-весеннему, громко  по  ночам  морозу  иногда  удаётся  остановить  их  весёлый  бег.

Устное  рисование  картины  о  весне.

6. Итог:    

1)Какой  же  все-таки  март?  

- В  марте   лежит  ещё  много  снега, но  он  уже  подтаивает.  

- День  становится  длиннее, а 21  марта  день  равняется  с  ночью.    

- Солнце  светит  ярко, печёт.

- На  крышах  появляются  сосульки, наледь.

- Слышна  капель.

- Возвращаются  грачи.

                                                                   

2) Выставление  оценок.

7.На дом: Стр.100 Задание 2.