Март-весенний месяц.
методическая разработка по природоведению по теме
Урок по окружающему миру для учащихся 3 класса.На данном уроке использовались: аудиоэнциклопедия "Календарь природы. Март", сообщения учащихся. На протяжении всего урока ведётся работа над развтием устной речи, осуществляется межпредметная связь с русским языком на основе упражнений в классификации и точном отборе слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart-_vesenniy__mesyac_3kl..doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Д.Худенко, Д.И.Барыщникова «Планирование уроков по развитию речи»
3 класс, Москва «АРКТИ, 2004 г.
Ф.Д.Костенко «Дидактический материал по развитию речи» 3 класс, Москва «Просвещение», 1980 г.
С.Радзиевская «Круглый год», Казань «Татарское книжное издательство», 1985 год.
Урок
в 3 классе по окружающему миру
на тему
«Март – весенний месяц»
Подготовила учитель - дефектолог (олигофренопедагог)
государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Альметьевской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы № 19 VIII вида» Гирфанова С.А.
Цель: Закрепить и расширить представления о приметах весны.
Задачи:
- формирование связного устного высказывания с использованием приставочных глаголов;
- расширение словаря, развитие словообразовательной функции речи;
- коррекция внимания, зрительного восприятия, общей моторики личности;
- воспитание базовых эмоций личности.
Оборудование: аудиоэнциклопедия «Календарь природы. Март». Слова к календарю природы: ясная - пасмурная, ветреная – безветренная, облачная – безоблачная, осадки в виде снега – без осадков. «Март- весенний месяц». Картинки: зима, весна. Словарь: капель, проталины, оттепель, наледь. Слова к деформированному предложению. Бумажные кораблики. Белый и чёрный листы бумаги. Картинки: грач, тетерев, глухарь, лось, волк. Рассказы о природе «Круглый год». С.Радзиевская. Казань, 1985 год.
Ф.Д.Костенко «Дидактический материал по развитию речи» 3 класс, Москва «Просвещение», 1980 г.
Ход урока
1. Организационный момент:
Психологический настрой: «Перемена»
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что, когда звенит звонок,
Он зовёт всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс друзья. А.Барто
Разминка «Ответь правильно и сядь»:
- Как тебя зовут?
- Как зовут твоего соседа по парте?
- Твой домашний адрес?
- Какой сейчас идёт урок?
- Какой сегодня день недели?
- Какое сейчас время года
- Какой идёт месяц?
- Кто сегодня отсутствует? И т.д.
2. Актуализация прежних знаний:
Работа с календарём природы:
- Ребята, какие мы используем слова- выражения при характеристики погоды? (ясная - пасмурная, ветреная – безветренная, облачная – безоблачная, осадки в виде снега – без осадков)
(учитель выставляет на доску названные учащимися слова- выражения)
- Как можно назвать эти слова? – противоположные по значению.
- Какие из этих слов- выражений соответствуют сегодняшней погоде?
Посмотрите внимательно в окно и ответьте.
(учащиеся оставляют на доске необходимые слова- выражения, не подходящие убирают).
-Обобщение: дайте характеристику сегодняшней погоде, используя данные слова и добавляя свои наблюдения.
Психологический настрой: «Вступительная песенка»
(аудиоэнциклопедия «Календарь природы»)
3. Формирование новых понятий:
Введение в тему:
Ребята отгадайте загадку. О каком времени года с ней говорится?
Если солнышко печёт,
Тает снег, ручей течёт,
И грачи – на горе
Значит, март на дворе!
- Какой месяц упоминается в этой загадке? (Март)
Обобщение: значит «Март- весенний месяц» - так называется тема сегодняшнего урока:
- сегодня мы поговорим о нашем настроении весной, ее признаках;
- выберите из предложенных картинок те, которые подходят к нашему солнечному, весеннему настроению.
- Что происходит с природой весной?
Работа с деформированными предложениями:
и, Вот, конец, зиме, пришёл
всё, Как-то, изменилось, сразу
низкие, Ветер, тучи, пригнал
Раньше, синицы, других, весны, отметили, начало
с ,Они, на, бойко, ветки, перелетали, ветку.
Искали, коры, в, червячков, складках, жучков.
- Как можно обобщить все эти предложения? Это текст.
- Чтение учащимися текста.
- Озаглавьте этот текст. «Весна». (По Г.Скребицкому)
Какой же он, март?!
Сообщения учителя и учащихся:
(учащиеся выходят к доске и делают свои сообщения)
Март и радует, и пугает. Для наших зимующих птиц это самый трудный месяц в году. Семена, ягоды, какие с осени держались на деревьях, на кустах, давно подобрал голодный крылатый народ. А что на землю ветер сбросил – снегом замело, не достать.
Ещё труднее приходится первым прилётным птицам. Бывает, внутренний зов уже тронул их с зимовки, летят, торопятся. А погода, всем календарям наперекор, вдруг назад попятилась. Птицы в полёте тогда могут задержаться, даже к югу повернут.
Весна не только радует всё живое. Бывает кое-кому и радость обернётся бедой. С крыши снежная вода под каплет, к вечеру прозрачными хрустальными сосульками замерзает. Растут они днём, с хрустом обламываются, падают………
Поэтому не стоит ходить рядом с домами, сосульки и наледь могут упасть в любой момент.
В лесу же снег днём сильнее подтаивает, а ночью его сверху подмораживает. Коварна эта ледяная корочка – наст. К вечеру на снег, как всегда, упали и закопались тетерева, глухари. Тепло под снегом, уютно им спится и не думается, что ледяная крыша крепко заковала их спальню. А утром…хорошо, если старый опытный тетерев сумеет под снегом прокопать ход к густой ёлке: под её лапами снег ещё мягкий, можно на волю выбраться. Часто гибнут бедные птицы в ледяном плену.
В марте и у животных происходят изменения. У лосей на лбу вспыхивают шишки – начинают расти новые рога.
Почуяла весну и распалась волчья стая. Старики родители уходят от детей, присматривают место для нового выводка волчат, а за ними уходят и молодые волки.
(«Круглый год». С.Радзиевская)
У людей тоже происходят изменения: улучшается настроение. Многие сняли зимние шубы, тёплые шапки и варежки. Потому что солнце греет по - весеннему, на улицах появились небольшие лужи.
4.Физминутка
( с применением бумажного кораблика):
- взяли бумажный кораблик; встали; вышли из дома; подошли к ручью; присели; пустили его в ручей; кораблик поплыл; побежали за ним; догнали; взяли кораблик; сели на место; поставили кораблик.
5. Формирование умений и навыков:
Прослушивание аудиоэнциклопедии «Календарь природы.Март».
- При прослушивании рассказа упоминалось слово «Равноденствие». Что оно означает?
Равноденствие – это день равен ночи.
Словарная работа: сосульки - капель, проталины, оттепель, наледь.
Деление текста на предложения:
Март.
Ещё вчера снежный ковёр был белым и пушистым только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне а сегодня снег потемнел, стал тяжёлым от воды размокла лесная дорога.
Побежали ручейки они не журчат пока по-весеннему, громко по ночам морозу иногда удаётся остановить их весёлый бег.
Устное рисование картины о весне.
6. Итог:
1)Какой же все-таки март?
- В марте лежит ещё много снега, но он уже подтаивает.
- День становится длиннее, а 21 марта день равняется с ночью.
- Солнце светит ярко, печёт.
- На крышах появляются сосульки, наледь.
- Слышна капель.
- Возвращаются грачи.
2) Выставление оценок.
7.На дом: Стр.100 Задание 2.