Конституционные права и свободы граждан КБР
творческая работа учащихся по праву (10 класс)
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью..... Так сказано в конституции КБР. К сожалению не все, что написано, имеет место быть в реальности, но, тем не менее, целью нашей работы является описание основных прав и свобод человека и основных принципов этих понятий. Организация Объединенных Наций определяет права человека как “права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди”. Права человека называют также “общим языком человечества” - и не без оснований. Наряду с врожденной и присущей исключительно людям способностью научиться говорить на каком-либо языке, есть и другие врожденные потребности и свойства, отличающие нас от всех остальных земных существ. Например, у человека есть потребность получать знания, самовыражаться в искусстве и стремиться к духовному. Тот, кто лишен возможности удовлетворять эти основные потребности, вынужден вести недостойное человека существование. Чтобы защитить людей от таких лишений, объясняет юрист, специализирующийся на правах человека, “мы используем термин “права человека”, а не “потребности человека”, поскольку с юридической точки зрения слово “потребность” не имеет такой силы, как слово “право”. При такой формулировке мы возводим удовлетворение человеческих потребностей в ранг права, которым в моральном и юридическом отношении наделен каждый человек”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsionnye_prava_i_svobody_poslednee.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки КБР
Управление образования Чегемского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Инала Пшибиева» с.Нартан
Автор:
Абазова Марьяна Анатольевна ученица 10 «Б» класса, МОУ СОШ № 2 с. Нартан.
Научный руководитель:
Кишуева Амина Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2 с. Нартан.
Введение
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью..... Так сказано в конституции КБР. К сожалению не все, что написано, имеет место быть в реальности, но, тем не менее, целью нашей работы является описание основных прав и свобод человека и основных принципов этих понятий. Организация Объединенных Наций определяет права человека как “права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди”. Права человека называют также “общим языком человечества” - и не без оснований. Наряду с врожденной и присущей исключительно людям способностью научиться говорить на каком-либо языке, есть и другие врожденные потребности и свойства, отличающие нас от всех остальных земных существ. Например, у человека есть потребность получать знания, самовыражаться в искусстве и стремиться к духовному. Тот, кто лишен возможности удовлетворять эти основные потребности, вынужден вести недостойное человека существование. Чтобы защитить людей от таких лишений, объясняет юрист, специализирующийся на правах человека, “мы используем термин “права человека”, а не “потребности человека”, поскольку с юридической точки зрения слово “потребность” не имеет такой силы, как слово “право”. При такой формулировке мы возводим удовлетворение человеческих потребностей в ранг права, которым в моральном и юридическом отношении наделен каждый человек”.
Задачи исследования:
- изучение конституции - как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина;
- изучение понятия конституционных прав и свобод. Классификация основных прав и свобод по Конституции КБР 1997 г:
а) личные;
б) политические;
в) социальные, экономические, культурные.
- изучение литературы по данному вопросу;
- анализ полученного материала.
Методы исследования:
- литературный метод;
- поисковые системы сети Интернет;
3. качественный анализ материалов исследования;
Конституция КБР закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
В Конституции КБР проводится разграничение основных прав и свобод на права
и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу
отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на
ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие
государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой
его связи с государством - института гражданства. Там, где речь идет о правах
человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому
гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым
человеком, находящимся на территории КБР, независимо от того, является ли
он гражданином КБР, иностранцем или лицом без гражданства.
Конституционные права и свободы являются главным элементом
конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин.
Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих
прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.
Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются
им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что
именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического
и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является
свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества,
собственного государства, гражданином которого он является, а также
государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется
государством, а принадлежат ему от рождения (ст.20 ч.2 Конституции КБР).
Часть 1 ст.1 Конституции КБР провозглашает Кабардино- Балкарскую республику
демократическим правовым государством с республиканской формой правления в
составе Российской Федерации.
Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.
Поэтому основные права и свободы не только признаются государством,
но и защищаются им, как необходимое условие его существования.
Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в
основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы
граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод,
закрепленных непосредственно в Конституции.
Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от
личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу
такие права.
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и
лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права.
Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться
текущее законодательство.
Только конституционные права и свободы обладают неперфонифицированностью,
поскольку имеют своим адресатом не конкретного человека, а распространяются
на всех., отраслевое законодательство обращается преимущественно к
определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели,
истцы, ответчики и т.д.).
Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то,
что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных
прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Кабардино-
Балкарской Республики, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по
волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой
гражданства.
В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и свободы
закрепляются в правовом акте государства, имеющим высшую юридическую силу.
Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые
наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в
надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством,
составляющие ядро
правового статуса личности и получающие высшую
юридическую силу.
Перечисление в Конституции КБР основных прав и свобод не
должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и
свобод человека и гражданина.
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы
обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую,
социальную, экономическую, культурную.
В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято
классифицировать на три группы:
1) личные
2) политические
3) социальные, культурные, экономические.
Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое
разделение носит чисто условный характер.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не
увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные
права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения.
Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни,
свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его
индивидуальной, частной жизнью.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную
неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное
передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и
слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на
процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
В статье 24 провозглашено право на жизнь, введено правило,
согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни.
Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной
казни, которая впредь может применяться в качестве исключительной
меры наказания за особо тяжкие преступления против личности.
Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию
безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни
(напр., политика государства, обеспечивающая отказ от войны,
военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов,
целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным
хранением и распространением оружия и т.п.).
К сфере личных прав человека относится право на охрану государством
достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.25
Конституции КБР). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в
активного субъекта правового государства, поэтому целью государства является
обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма
является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников
государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в настоящее время
практически не работает.
Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные
действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как
личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно
ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями
и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Кабардино-
Балкарской Республики право на свободу и личную неприкосновенность
дополнено Существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским,
научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции КБР
повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод
личности).
Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей. Согласно
ст.52 ч.2 Конституции КБР такое ограничение свободы возможно только в связи с
решением суда.
Ограничение в правах является следствием федерального закона,
предусматривающего данный принцип, и только в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Статья 27 ч.2 Конституции КБР гласит: “Каждый имеет право на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и
доброго имени”. Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности,
которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. В
Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени, при
этом, если честь и доброе имя человека подверглось унижению или оскорблению,
то в законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на
возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни
включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не
предусмотрено судебным решением, что призвано исключить произвол и
злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.
В Конституции КБР указана гарантия реализация данных прав, о чем
свидетельствует ст.28 . ч. 2 - сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждому
должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и
документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не
предусмотрено законом. Такое исключение (предусмотренное законом, но не
ведомственными инструкциями) возможно, когда речь идет, к примеру, о
государственной тайне.
Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных изменений -
статья о праве на жилище и гарантии его реализации, в которой указано, что
никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лиц, за
исключением случаев предусмотренных федеральным законом или на основании
судебного решения (ст.29). Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся
его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору
найма. Причем жилищем признается и место временного пребывания человека,
тогда, если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то их действия не
являются нарушением неприкосновенности, в том числе не требуют согласия
остальных проживающих.
Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает
специфику многонациональной России. Согласно ст. 30 Конституции КБР
“каждый вправе определять свою национальную принадлежность”.
Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности
является конституционная норма о том, что “никто не может быть принужден к
определению и указанию своей национальной принадлежности”.
Раньше имело место обязательное указание своей национальности в определенных
документах, что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не
допускается постановка вопроса о национальной принадлежности.
В Конституции нашло отражение положение, предусмотренное международными
правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места жительства и
пребывания. Статья 31 Конституции КБР указывает на то, что таким правом
обладает каждый, законно находящийся на территории Кабардино- Балкарии.
Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный
порядок - регистрация в течение 7 дней в органах внутренних дел гражданина,
прибывшего на новое место жительства. Важное значение имеет закрепление в
Конституции права каждого свободно выезжать за пределы КБР и
беспрепятственно возвращаться, имеющий также определенный порядок
регистрации.
Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия или
непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также
совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст. 32
Конституции КБР). Никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной.
В Конституции КБР воспроизведено установление, содержащееся в ст.19
Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и
свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право
граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение
мнений и убеждений (ст.33 Конституции КБР). Конституция, признавая такие
свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих
мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного
режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены.
В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны
государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и
нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация,
возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и
вражду.
Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и
к политическим правам.
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие
непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают
возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление
государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на
свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на
свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные
собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении
государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,
право избирать и быть избранными и др.
В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические
права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права
и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой
государства.
В Конституции 1997 года закреплено положение, из которого вытекает, что
единственным источником власти и носителем суверенитета в КБР является
народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только
через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают
по достижении гражданином 18 лет.
Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод
необходимо отметить статью 33 Конституции КБР (свобода мысли и слова),
связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку
в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды
и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что
человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым
законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут
нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного
согласия.
Согласно ст.34 Конституции КБР “Каждый имеет право на объединение...”, т.е.
создание разного рода (не государственных) общественных объединений
совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из
них. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые,
некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях
удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения
состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в
такое объединение.
Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех
физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Статья 34
Конституции КБР фиксирует гарантию свободы деятельности общественных
объединений. Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе
проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как
выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что эти
движения будут проводиться мирно, без оружия (ст.35 Конституции КБР). Эти
мероприятия требуют санкционирование властей в отношении их проведения.
Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии,
созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания
политических партий является их политическая деятельность, участие в
избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении
государственных проблем.
Главной из основных функций партий является информационная, с помощью
политических партий до государственных органов доходит информация о
проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть
беспартийным, что не запрещает законодательство.
Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно
(референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей
(ст.36 п. 1 Конституции КБР).
“Граждане КБР имеют право избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме” (ст.36. п. 2). Право избирать предоставляется
гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или
иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются право
избрания лица недееспособные и осужденным к лишению свободы по приговору
суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под
стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор
суда.
Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным
считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина,
обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является
право быть избранным в орган государственной власти или орган местного
самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и
принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах
- в зависимости от характера того или иного органа государственной власти
или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента КБР
необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты - 21 года.
Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное право
реализуется гражданами абсолютно добровольно.
Избирательное право в КБР является всеобщим, равным и прямым, при тайном
голосовании. “Граждане КБР имеют равный доступ к государственной службе”.
Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной
должности без всякой дискриминации.
Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправление
правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть
присяжным заседателем, народным заседателем.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ
укрепления связей государственного аппарата с населением, источник
информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни.
Конституция 1997 года, помимо личных и политических конституционных прав
регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие
заключительную категорию конституционных прав и свобод.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный
жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную
оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту
материнства и детства, право на образование.
К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ
человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического
творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями
культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности
человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может
полноценно осуществить свои личные и политические права.
Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали внесения
корректив в соответствующие статьи Основного Закона. Как основу рыночных
отношений, Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской
деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество.
С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и
развития рыночных отношений Конституция КБР устанавливает запрет на
экономическую деятельность, направленную на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию.
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,
обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую
деятельность. При этом субъект экономического права может создавать
предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с
другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.
Важнейшим институтом социально-экономических отношений является,
закрепленное в Конституции КБР право частной собственности, непременное
условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа
подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.
Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность,
обеспечивать ее неприкосновенность.
Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права.
Конституция КБР гарантирует защиту права собственности. В частности в п. 3
статьи 39 подразумевается, что государственные органы не вправе, ссылаясь на
любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его
воли. Соглашение между государством и собственником может быть достигнуто
при условии равноценного и предварительного возмещения. Гарантией права
частной собственности является также право наследования собственности.
Конституция КБР устанавливает, что владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и
законных интересов граждан.
В условиях рыночной экономики претерпело изменения право человека на труд.
Это право изложено в новой редакции, закреплено право на защиту от
безработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовые права и
свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность
отстаивать свое достоинство и интересы.
Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью
соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах.
Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен работать в
условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за
труд выплачивалось без, какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и работнику
на производстве причинен вред, то работодатель несет материальную, а в
некоторых случаях уголовную ответственность.
Согласно п.4 ст.40 признается право на индивидуальные и коллективные споры с
использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку. Любая система разрешения споров предусматривает
возможность недовольной стороны обратиться в суд.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтому оно
закрепляется также в ст.40. п. 5. Любой человек должен рационально использовать
время своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в
установлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных
дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
С признанием права на труд государство обязано создавать условия, которые
способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной
занятости населения.
Для этого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального
образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях,
что является необходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности.
Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности всех видов образования
предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах
государственного стандарта. Сохраняется право на получение высшего
образования в государственных учебных заведениях на конкурсной основе. Что
касается негосударственных вузов, то гражданин вправе поступить в частное,
т.е. платное высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны
закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступное получение
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.46
п.2). Родители (или лица их заменяющие) должны способствовать получению
детьми основного общего образования.
Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права родителей
заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные дети, достигшие
восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о нетрудоспособных
родителях. Государство защищает семейные права граждан, и прежде всего -
определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери и
ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда рабочих
матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с беременностью и
родами, перечень которых установлен в трудовом законодательстве.
К числу социально-экономических прав относится право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием
данного права является, прежде всего, гарантированность получения
государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все
формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав
граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований.
Каждый заранее должен знать, каковы основания и условия обеспечения.
Конституционно закрепляется право человека на жилище. Оно включает в себя
защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть произвольно
лишен жилища по каким-либо соображениям.
Однако строительство жилых помещений должно осуществляться не только
государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми ими
кооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное
строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.
Следующим звеном в системе социально-экономических прав является право на
охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает бесплатность
медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Конституция указывает на обязанность государства финансировать
федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость
принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем
здравоохранения.
Конституция 1997 г. особо оговаривает, что за сокрытие фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в
соответствии с федеральным законом.
Это является важной гарантией защиты здоровья человека, поскольку
распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии
окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может привести к ужасному
результату.
Дополняя вышеуказанное право, Конституция КБР закрепляет
право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о
ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу в
результате экологического правонарушения. В государстве действует программа,
которая предусматривает помощь лицам, пострадавшим от экологического
правонарушения. Граждане могут обращаться с требованиями,
восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного
воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое
законодательство.
В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается критерий
социально-экономических прав, который выделяет культурные права человека.
К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня
его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.
Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу литературного,
художественного, научного, технического и других видов творчества,
преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями
культуры, на доступ к культурным ценностям.
Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью, и
государственные органы и органы местного самоуправления не вправе
вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного
режима.
Государство гарантирует охрану авторам интеллектуальной собственности,
устанавливая порядок применения ответственности на лиц, нарушивших данное
право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную
ответственность.
Заключение
В заключении необходимо добавить то, что государство устанавливает гарантии
реализации прав и свобод граждан.
Однако следует отметить, что КБР сегодня не является правовым
государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали
высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав
человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих
лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так
и просчетов, допущенных в последние годы.
Литература
1. Ажахов К.М. Обеспечение единых стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. - Нальчик, 1999. - С. 25-26.
2. Батырбеков A.M. Гарантирует права и свободы, утверждает человеческие ценности // Кабардино-Балкарская правда. 1997, 28 августа.
3. Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. - Нальчик: Изд-во ЭЛЬФА, 1999. -С. 162-163.
4. Думанов Х.М. Центр и республика вступили в новый этап взаимоотношений // Кабардино- Балкарская правда. 1994. 14 июля.
5. Докшоков М.И. Главная привилегия: ответственность за других. - Нальчик, 1997.
6. Жученко А.А. Соотношение Конституции России и конституций республик в составе РФ // Юрист - 1997. - № 5. - С. 26-33
7. Коков В.М. Новая Конституция КБР базируется на волеизъявлении народа // Кабардино-Балкарская правда. 1997. 28 ноября.
8. Кунашев А. М. Самая демократическая// Кабардино- Балкарская правда. 1999. 18 февраля.
9. Кашироков З.К. Северный Кавказ в контексте российского федерализма. Политико-правовой аспект // Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. - 1998. № 1. - С. 71-85.
10.Конституция КБР. Нальчик, 1997 г
11. Маиров Ю.Х. Совершенствование законодательства и правовой системы Кабардино- Балкарской Республики - важнейшее условие укрепления ее государственности // Право- реформа в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе: Материалы научно-практической конференции 28-30 сентября 1998 г., г. Нальчик / Под ред. проф. Д.Ю. Шапсугова. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999. - С. 115.
12. Послание Президента КБР Парламенту. - Нальчик, 2000. - С. 17.
13. Тетуев А. И. Развитие федеративных отношений - основа укрепления целостности российского государства // Государственность и право республики в составе Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции (10-11 апреля 1996 г. Нальчик. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1996. - С. 3-6)
14. Шамба Т.М. Проблемы национально-государственного устройства Российской Федерации / Государственность и право республики в составе Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции (10-11 апреля 1996 года, г. Нальчик) / Под ред. проф. Д.Ю. Шапсугова. - Изд-во СКНЦ ВШ. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 28-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения политико-правовой игры «Конституционное право как гарант демократических свобод граждан»
Сценарий правовой игры по Конституционному праву для 9-11 классов...
"Человеческие расы. Права и свободы граждан и их защита".
Интегрированный урок истории. Подготовила учитель истории Надёжкина Марина Юрьевна....
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина РФ
Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног...
Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"
Урок включается в раздел "Конституционное право" учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ .Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации
Цели:1. Пополнение знаний о процессе и процедуре демократических выборов.2. Повышение уровня правового и гражданского воспитания будущих избирателей, пр...
"Избирательное право-конституционное право граждан Российской Федерации"
Цели: после урока учащиеся смогут: назвать принципы избирательного права, работать с документами, словарем, работать в группе, понять необходимость участия в выборах...
Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"
Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"...