Элективный курс "Правовой ликбез"
календарно-тематическое планирование по праву (9 класс)
Элективный курс "Правовой ликбез" для учащихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_klass_polnyy.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Правовой ликбез»
для 9 класса (1 час в неделю,34 часа в год)
(уровень – базовый)
Составитель: Абсалямова Розалия Халиулловна
(учитель истории и обществознания,
I квалификационная категория
МБОУ «Бетькинская СОШ» Тукаевского района
Республики Татарстан)
Пояснительная записка.
В современном российском обществе произошли большие перемены, вызванные становлением правового государства и гражданского общества. Для человека в современном обществе становится важным знание законов государства, поэтому школьники должны изучать курс права в основной школе для того, чтобы иметь навыки практических умений в области правовых отношений.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами, которые касаются широких слоев населения, и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, что позволит увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Цель курса: формирование правовой культуры и гражданской ответственности у учащихся в ходе изучения правовых норм необходимых для решения жизненных ситуаций.
Задачи курса:
изучить основные правовые нормы, знание которых необходимо человеку в обыденной жизни;
развивать умения, необходимых для решения практических задач;
воспитывать гражданские, патриотические, правовые и общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения.
Одним из направлений решений этих задач является деятельностный подход к обучению, позволяющий научить приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач. Изучение элективного курса создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления потенциала учащегося, способствует их самореализации, самообразованию.
В основе реализации программы – деятельностный подход, ориентированный на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.
Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет применения технологии критического мышления, кейс-технологии, игровой технологии, активных методов обучения, чередования парной, индивидуальной, групповой работы, проведение ролевых игр по праву, работы с источниками, выполнения творческих проектов, проведения мозгового штурма.
Программа курса рассчитана на 34 часа и реализуется в рамках одного учебного года. Курс предназначен для учащихся 9х классов. Результатом изучения курса «Правовой ликбез» является зачет по пройденным темам.
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника, супруга); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
характеризовать: порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора;
объяснять: условия приобретения гражданства; особенности прохождения;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
изложения и аргументации собственных суждений с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Предметные результаты образовательной деятельности:
1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
2) сформированность представлений о правонарушениях и юридической ответственности;
3) сформированность представлений о правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
4) ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
5) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Метапредметные результаты изучения выпускниками проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• способности анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование элективных курсов
№ п/п | Название разделов Тема занятий | Кол. часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Теория государства и права | ||||
1 | Введение. Понятия «право» и «государство». | 1 | ||
2 | Цели и задачи права, его функции в современном обществе. | 1 | ||
3 | Источники права | 1 | ||
4 | Признаки государства, его функции признаки правового государства. | 1 | ||
Теории происхождения государства и права. | ||||
5 | Теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, теория общественного договора, психологическая, органическая. | 1 | ||
6 | Теории происхождения государства и права: марксистская, нормативистская, теория естественного права. | 1 | ||
Конституционное право | ||||
7 | Основы конституционного строя РФ. | 1 | ||
Права и свободы граждан в РФ. | ||||
8 | Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ | 1 | ||
9 | Личные, политические, экономические, трудовые, социальные права, права в области образования и культуры, в области правосудия. | 1 | ||
Административное право | ||||
10 | Цели и задачи и принципы административного законодательства. | 1 | ||
11 | Виды административных правонарушений и административной ответственности. | 1 | ||
Гражданское право. | ||||
12 | Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы. | 1 | ||
13 | Объекты гражданского права: вещи, деньги и ценные бумаги, информация, нематериальные блага | 1 | ||
14 | Субъекты гражданского права: физические и юридические лица. | 1 | ||
15 | Понятия «правоспособность» и «дееспособность», виды дееспособности. | 1 | ||
Право собственности. | ||||
16 | Основные компоненты права собственности: владении, пользование, распоряжение. | 1 | ||
17 | Условия возникновения права и собственности, его реализации и прекращения. | 1 | ||
18 | Права и обязанности собственника | 1 | ||
Семейное право. | ||||
19 | Понятия «семья» и «брак». Условия вступления в брак и его расторжения. | 1 | ||
20 | Брачный контракт | 1 | ||
21 | Права и обязанности родителей и детей. | 1 | ||
Правовое регулирование трудовых отношений. | ||||
22 | Цели, задачи и принципы трудового законодательства. | 1 | ||
23 | Трудовой кодекс РФ. | 1 | ||
24 | Права и обязанности работников и работодателей. | 1 | ||
25 | Порядок устройства на работу и порядок увольнения. | 1 | ||
26 | Права несовершеннолетних работников. | 1 | ||
27 | Льготы, предоставляемые работникам совмещающим работу с обучением. | 1 | ||
Уголовное право. | ||||
28 | Понятия «преступление» и «уголовная ответственность». | 1 | ||
29 | Виды и категории преступлений, виды уголовной ответственности. | 1 | ||
30 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность | 1 | ||
Право на образование | ||||
31 | Цели, задачи и принципы образовательного законодательства. ФЗ «Об образовании» | 1 | ||
Экологическое право | ||||
32 | Права граждан в области экологии и ответственность за экологические правонарушения. | 1 | ||
33 | Урок-игра «Знаем ли мы свои права?» | 1 | ||
34 | Урок-диспут «Права и мы» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по компьютерному ликбезу
Здесь размещены все разделы и программы по компьютерному ликбезу пенсионерам...
Ликбез для родителей - как общаться и воспиываь деей (подростков)
Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....
Ликбез для родителей - как общаться и воспиываь деей (подростков)
Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....
Ликбез для родителей - как общаться и воспитываь детей (подростков)
Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пенсионный ликбез"
Приведенная разработка поможет классным руководителям 9-11 класса организовать мероприятие по проблеме пенсионного просвещения....
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...