Элективный курс "Правовой ликбез"
календарно-тематическое планирование по праву (9 класс)

Абсалямова Розалия Халиулловна

Элективный курс "Правовой ликбез" для учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9_klass_polnyy.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Правовой ликбез»

для 9  класса (1 час в неделю,34 часа в  год)

(уровень – базовый)

Составитель: Абсалямова Розалия Халиулловна

(учитель истории и обществознания,

I квалификационная категория

МБОУ «Бетькинская СОШ» Тукаевского района

Республики Татарстан)

Пояснительная записка.

В современном российском обществе произошли большие перемены, вызванные становлением правового государства и гражданского общества. Для человека в современном обществе становится важным знание законов государства, поэтому школьники должны изучать курс права в основной школе для того, чтобы иметь навыки практических умений в области правовых отношений.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами, которые касаются широких слоев населения, и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, что позволит увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве.

Цель курса: формирование правовой культуры и гражданской ответственности у учащихся в ходе изучения правовых норм необходимых для решения жизненных ситуаций.

Задачи курса:

изучить основные правовые нормы, знание которых необходимо человеку в обыденной жизни;

развивать умения, необходимых для решения практических задач;

воспитывать гражданские, патриотические, правовые и общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения.

Одним из направлений решений этих задач является деятельностный подход к обучению, позволяющий научить приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач. Изучение элективного курса создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления потенциала учащегося, способствует их самореализации, самообразованию.

В основе реализации программы – деятельностный подход, ориентированный на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.

Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет применения технологии критического мышления, кейс-технологии, игровой технологии, активных методов обучения, чередования парной, индивидуальной, групповой работы, проведение ролевых игр по праву, работы с источниками, выполнения творческих проектов, проведения мозгового штурма.

Программа курса рассчитана на 34 часа и реализуется в рамках одного учебного года. Курс предназначен для учащихся 9х классов. Результатом изучения курса «Правовой ликбез» является зачет по пройденным темам.

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника, супруга); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

правильно употреблять основные правовые понятия и категории;

характеризовать: порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора;

объяснять: условия приобретения гражданства; особенности прохождения;

различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;

изложения и аргументации собственных суждений с точки зрения права;

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Предметные результаты образовательной деятельности:

1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;

2) сформированность представлений о правонарушениях и юридической ответственности;

3) сформированность представлений о правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

4)  ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

5) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Метапредметные результаты изучения выпускниками проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• способности анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование элективных курсов

№ п/п

Название разделов

Тема занятий

Кол. часов

Дата проведения

план

факт

Теория государства и права

1

Введение. Понятия «право» и «государство».

1

2

Цели и задачи права, его функции в современном обществе.

1

3

Источники права

1

4

Признаки государства, его функции признаки правового государства.

1

Теории происхождения государства и права.

5

Теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, теория общественного договора, психологическая, органическая.

1

6

Теории происхождения государства и права: марксистская, нормативистская, теория естественного права.

1

Конституционное право

7

Основы конституционного строя РФ.

1

Права и свободы граждан в РФ.

8

Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ

1

9

Личные, политические, экономические, трудовые, социальные права, права в области образования и культуры, в области правосудия.

1

Административное право

10

Цели и задачи и принципы административного законодательства.

1

11

Виды административных правонарушений и административной ответственности.

1

Гражданское право.

12

Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы.

1

13

Объекты гражданского права: вещи, деньги и ценные бумаги, информация, нематериальные блага

1

14

Субъекты гражданского права: физические и юридические лица.

1

15

Понятия «правоспособность» и «дееспособность», виды дееспособности.

1

Право собственности.

16

Основные компоненты права собственности: владении, пользование, распоряжение.

1

17

Условия возникновения права и собственности, его реализации и прекращения.

1

18

Права и обязанности собственника

1

Семейное право.

19

Понятия «семья» и «брак». Условия вступления в брак и его расторжения.

1

20

Брачный контракт

1

21

Права и обязанности родителей и детей.

1

Правовое регулирование трудовых отношений.

22

Цели, задачи и принципы трудового законодательства.

1

23

Трудовой кодекс РФ.

1

24

Права и обязанности работников и работодателей.

1

25

Порядок устройства на работу и порядок увольнения.

1

26

Права несовершеннолетних работников.

1

27

Льготы, предоставляемые работникам совмещающим работу с обучением.

1

Уголовное право.

28

Понятия «преступление» и «уголовная ответственность».

1

29

Виды и категории преступлений, виды уголовной ответственности.

1

30

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность

1

Право на образование

31

Цели, задачи и принципы образовательного законодательства. ФЗ «Об образовании»

1

Экологическое право

32

Права граждан в области экологии и ответственность за экологические правонарушения.

1

33

Урок-игра «Знаем ли мы свои права?»

1

34

Урок-диспут «Права и мы»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по компьютерному ликбезу

Здесь размещены все разделы и программы по компьютерному ликбезу пенсионерам...

Ликбез для родителей - как общаться и воспиываь деей (подростков)

Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....

Ликбез для родителей - как общаться и воспиываь деей (подростков)

Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....

Ликбез для родителей - как общаться и воспитываь детей (подростков)

Наша старось во многом зависит от того,какими вырастут наши дети. Как поступить по отношению к ним в различных ситуациях. Коротко о важном....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пенсионный ликбез"

Приведенная разработка поможет классным руководителям 9-11 класса организовать мероприятие по проблеме пенсионного просвещения....

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...