Право 10-11
рабочая программа по праву
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Человек. Общество. Право.» в 10-11 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – Ф3;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 05.2012 № 413, с изменениями от 31.12.2015г. № 1578;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/20 учебный год;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Хохольский лицей»;
- Учебного плана МБОУ «Хохольский лицей» .
- Календарного учебного графика
Цели и задачи курса «Человек. Общество. Право.»:
Освоение учебного курса на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
- личностных основ российской гражданской идентичности,
- социальной ответственности, правового самосознания, толерантности
- приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ
- гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений
- формирование у обучающихся правосознания и правовой культуры.
Планируемые результаты изучения курса «Человек. Общество. Право.»:
Выпускник на базовом уровне научится:
- опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
- выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
- характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
- различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;
- различать субъекты и объекты правоотношений;
- дифференцировать правоспособность, дееспособность;
- оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;
- оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
- характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
- осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
- формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
- устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
- называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
- выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
- описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
- характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
- объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
- характеризовать и классифицировать права человека;
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
- характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;
- характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
- иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
- иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
- характеризовать права и обязанности членов семьи;
- объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
- характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;
- раскрывать содержание трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
- различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
- дифференцировать виды административных наказаний;
- дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
- выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- различать права и обязанности налогоплательщика;
- анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
- различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
- высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
- различать виды юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать предмет и метод правового регулирования;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
- различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
- выявлять особенности референдума;
- различать основные принципы международного гуманитарного права;
- характеризовать основные категории обязательственного права;
- целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
- выявлять способы защиты гражданских прав;
- определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
- различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
- описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
- соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
- применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Содержание тем учебного курса
10 класс
Право и государство.
Происхождение права и государства. Место права в системе социального регулирования общества. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Законные интересы. Эффективность права.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: государство, публичная власть, гражданское общество, теорию происхождения государства, функции государства, формы государственного устройства, классификацию функций государства, основные элементы гражданского общества.
Уметь:
Объяснять понятия: право, уметь анализировать, делать выводы о вариантах современного понимания права, отвечать на вопросы. Характеризовать теории возникновения права.
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Форма и структура права.
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Правовые системы современности. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: норма, право, мораль, социальные нормы, основные виды правовых норм, основные источники права, основные виды нормативно-правовых актов, система права.
Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства.
Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования.
Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок. Правовые отношения. Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: правотворчество, принципы и виды правотворческой деятельности государства, стадии правотворческого процесса, формы реализации права, правоспособность и дееспособность, юридический акт, основные принципы законности
Уметь: Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства.
Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные
методы правового регулирования.
Право и личность.
Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правовое поведение.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Объяснять понятия: правовое сознание, правовая идеология, правовая психология, правовая культура, правовая культура личности и общества. Современная правовая культура, правовой нигилизм, правовое воспитание.
Уметь: характеризовать элементы структуры правосознания.
Раскрывать взаимосвязь права и правосознания. Иметь представление о классификации правосознания, типы правосознания.
Основы конституционного права.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.
Федеративное устройство Российской федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие. Судебная система Российской Федерации.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
понятия: конституционное право, верховенство Конституции, суверенность, гражданство, федеративность, основные виды конституционных прав и свобод человека и гражданина
Уметь: выделять понятие и признаки государственного органа, давать классификацию полномочий Президента, Объяснять понятия: Конституция и конституционное право, федерация, республика, принцип разделения властей, социальное государство. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемые конституционным правом. Анализировать структуру Конституции
Объяснять понятия: гражданство, натурализация, двойное гражданство, апатрид, бипатрид, иностранцы, беженцы.
Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопрос о гражданстве.
Уметь анализировать права и обязанности гражданина, делать выводы, отвечать на вопросы.
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Объяснять понятия: избирательная система, активное и пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование референдум.
Объяснять ответственность гражданина как избирателя. Знать общие правила проведения выборов. Иметь представление о стадиях избирательного процесса
11 класс
Гражданское право.
Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности . Наследственное право. Наследование по закону и по завещанию.
Сделки. Виды гражданско – правовых договоров (оказание услуг, купля – продажа, аренда, подряд). Гражданско – правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: публичное право, частное право. Правоспособность и дееспособность, физическое лицо и юридическое лицо.
Знать основные положения, терминологию урока, уметь анализировать, делать выводы об объектах гражданских правоотношений, характеризовать виды гражданской ответственности.
Знать основные положения, терминологию урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения по проблемным вопросам. Решать познавательные задачи.
Семейное право.
Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Правовые нормы института брака Родители и дети: правовые основы взаимодействий.
Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: брак, брачный контракт (договор), права и обязанности членов семьи, знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, используя раннее изученный материал. Уметь высказывать своё мнение
Правовое регулирование трудовых отношений.
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудовой договор: понятия, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжение трудовых договоров. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Рабочее время и время отдыха. Заработная плата Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии, льготы, гарантии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Уметь характеризовать основные черты, порядок заключения и расторжения трудового договора, порядок рассмотрения споров в сфере трудовых отношений. Уметь приводить примеры ф сфере трудовых отношений. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Административное право
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и документами делать выводы.
Уголовное право
Понятие преступления. Действие уголовного закона. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: преступление, презумпция невиновности, состояние аффекта, смягчающее и отягчающее обстоятельство.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и документами делать выводы.
Экологическое право
Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде. Виды ответственности за экологические правонарушения.
Структурный характер экологического права.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: окружающая среда, экология. Знать, в чем состоит специфика экологических отношений, составные части окружающей среды, основные экологические права граждан, в чем заключаются особенности экологических правонарушений, в чем заключаются способы экологической защиты, знать виды ответственности за экологические правонарушения
Международное право
Понятие международного права Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Источники международного права.
Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Европейский суд по правам человека.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятия: международное право, субъекты международного права, источники международного права, гуманизм, международный договор, международный обычай, акты международных конференций и организаций, нормы международного права, знать наиболее важные положения характеризующие сущность международного права, знать основные субъекты международного права. Понимать роль международных защитных организаций в защите прав человека. Характеризовать современное положение в области международного гуманитарного права.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную.
Процессуальное право. Профессия юрист.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Понятие процессуальное право, гражданское процессуальное право, участники гражданского процесса, доказательства, процессуальные сроки, разбирательство, обжалование решений, кассационное производство, надзорные инстанции, арбитражный процесс. Исполнительное производство.
Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи.
Особенности профессиональной юридической деятельности.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Тематическое планирование
10 класс
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Право и государство | 7 | |
1 | Происхождение права и государства | 1 |
2 | Сущность права | 1 |
3 | Сущность государства | 1 |
4 | Формы государства | 1 |
5 | Функции государства | 1 |
6 | Правовое государство | 1 |
7 | Гражданское общество | 1 |
Форма и структура права | 4 | |
1 | Право в системе социальных регуляторов | 1 |
2 | Нормы права | 1 |
3 | Источники права | 1 |
4 | Система права. Правовые системы современности | 1 |
Становление и развитие отечественного права | 3 | |
1 | Формирование и развитие русского права | 1 |
2 | Эволюция советского законодательства | 1 |
3 | Формирование права современной России | 1 |
Правотворчество и правореализация | 9 | |
1 | Правотворчество | 1 |
2 | Реализация и толкование права | 1 |
3 | Правовые отношения | 1 |
4 | Законность и правопорядок | 1 |
5 | Механизм правового регулирования | 1 |
6 | Правонарушение и юридическая ответственность | 1 |
7 | Преступление и наказание | 1 |
8 | Органы охраны правопорядка | 1 |
9 | Правосознание и правовая культура | 1 |
Право и личность | 5 | |
1 | Права человека: понятие, сущность, структура. | 1 |
2 | Правовой статус человека и гражданина | 1 |
3 | Юридические механизмы защиты прав человека в РФ | 1 |
4 | Особенности социального государства | 1 |
5 | Международная защита прав человека | 1 |
Основы конституционного права Российской Федерации | 7 | |
1 | Конституционное право РФ | 1 |
2 | Основы конституционного строя РФ | 1 |
3 | Система органов государственной власти РФ | 1 |
4 | Судебная власть. Судебная система. | 1 |
5 | Система конституционных прав и свобод РФ | 1 |
6 | Институт гражданства. Гражданство РФ | 1 |
7 | Избирательное право. Избирательный процесс | 1 |
11 класс
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Гражданское право | 10 | |
1 | Общие положения гражданского права | 1 |
2 | Гражданско-правовые отношения | 1 |
3 | Субъекты и объекты гражданского права | 1 |
4 | Предпринимательская деятельность и ее регламентация | 1 |
5 | Сделки в гражданском праве | 1 |
6 | Гражданско-правовой договор | 1 |
7 | Наследование и его правовая регламентация | 1 |
8 | Право интеллектуальной собственности | 1 |
9 | Авторское право | 1 |
10 | Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве | 1 |
Семейное право | 2 | |
1 | Семейное право как отрасль права | 1 |
2 | Права, обязанности и ответственность членов семьи | 1 |
Правовое регулирование трудовых отношений | 5 | |
1 | Трудовые правоотношения | 1 |
2 | Трудоустройство и занятость | 1 |
3 | Дисциплина труда | 1 |
4 | Защита трудовых прав работников | 1 |
5 | Правовые основы социальной защиты и обеспечения | 1 |
Административное право | 3 | |
1 | Административно-правовые отношения: понятие и структура | 1 |
2 | Административно-правовой статус гражданина | 1 |
3 | Административные правонарушения. Административная ответственность | 1 |
Уголовное право | 3 | |
1 | Уголовный закон | 1 |
2 | Преступление | 1 |
3 | Наказание | 1 |
Финансовое право, налоговое право, экологическое право, международное право | 5 | |
1 | Финансовое право. Налоговое право | 1 |
2 | Экологическое право | 1 |
3 | Международное право | 1 |
4 | Международное гуманитарное право | 1 |
5 | Международное гуманитарное право в условиях вооруженного конфликта | 1 |
Процессуальное право | 5 | |
1 | Гражданский процесс | 1 |
2 | Прохождение дела в суде | 1 |
3 | Прохождение дела в суде | 1 |
4 | Уголовный процесс | 1 |
5 | Конституционное судопроизводство | 1 |
1 | Повторение | 1 |
Учебно-методический комплект:
- Учебник «Право 10 класс» /Л.Н.Боголюбов, и др./ - М.: Просвещение, 2019.
- Учебник «Право 11 класс» /Л.Н.Боголюбов, и др./ - М.: Просвещение, 2019.
- П.А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – Москва, Астрель, 2008
4 . Нормативные документы:
- Конституция РФ.
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).
Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...