Рабочая программа внеурочной занятости «Занимательное право»
рабочая программа по праву (8 класс)
«Занимательное право»: курс. который позволяет ребятам освоить избирательное право по внеурочной программе. Ребята изучают право не только избирательное, но и государственное (Конституционное). Продуктом работы является пособие гвзетного формата, которое можно в 9 классе использовать для повторения материала при подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneuronoy_deyatelnosti_prakticheskaya_starina.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49»
Рекомендовано: Утверждено
Методическим объединением
Учителей истории и приказом МБОУ «АСОШ
обществознания № 49»
Протокол № « » 201 г. №
« » 201 г.
Рабочая программа
внеурочной занятости
«Занимательное право»
8 класс
Составитель:
ФИО, учитель Тимофеев В.В.
Первой квалификационной категории
г. Абаза
I. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий профессиональных предпочтений;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
- мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
II. Содержание учебного предмета
1) Содержание
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. Понятие «Избирательное право» (в узком смысле) понимается как система норм, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах. Избирательное право может быть активным (это право участвовать в выборах и избирать) и пассивным (это право быть избранным). Возникает с 18 лет.
Органы государственной власти в РФ формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Но назначение на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти также осуществляется через выборы.
Суть выборов заключается в том, чтобы все граждане РФ смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.
Термин «избирательная система» часто употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации.
Пропорциональная избирательная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за данный список. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. внесено дополнение – выборы по пропорциональной системе должны проходить по единому избирательному округу. Мажоритарная система – избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другому кандидату, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей. Принципы избирательного права (избирательной системы).
Принципы избирательного права (требования, предъявляемые к проведению выборов, при несоблюдении которых выборы могут быть признаны не состоявшимися): Всеобщность выборов – все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Равное избирательное право – все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Прямые выборы – избиратели голосуют на выборах «за» или «против» непосредственно. Тайное голосование - избиратель проявляет свою волю без всякого контроля над ним, давления или запугивания, с правом никому не сообщать о своем выборе.
Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации. Конституция РФ, Федеральные законы от 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации. Хакасия. Устав, функции, полномочия городской территориальной избирательной комиссии. Экскурсии.
Международно-правовые стандарты, предъявляемые к проведению выборов.
Выборы должны быть свободными – выборы должны проводиться в атмосфере исключающей давление и запугивание избирателей с соблюдением всех основных прав человека. Справедливыми – гарантия всеобщности и равности выборов при тайном голосовании. Подлинными – возможность реализации гражданами демократических избирательных и иных прав.
Стадии проведения выборов. Назначение выборов (Уполномоченный орган в определенные законом сроки обязан принять решение о назначении выборов, определить дату дня голосования и опубликовать свое решение для всеобщего ознакомления) Работа избирательных комиссий. (Система избирательных комиссий предполагает работу комиссий как на профессиональной (штатной основе): к ним относятся Центральная избирательная комиссия России, Избирательная Комиссия Хакасии, районные и городские территориальные избирательные комиссии. А так же комиссии формируемые на время проведения избирательной кампании: к ним относятся окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии ).
Регистрация и учет избирателей. Составление списков избирателей.( Создан регистр Избирателей (участников референдума) на основании которого устанавливается численность зарегистрированных избирателей, с использованием сведений содержащихся в регистре составляются и уточняются списки избирателей, образуются избирательные участки и избирательные округа). Образование избирательных округов и участков. Выдвижение и регистрация кандидатов. Осуществление предвыборной агитации и финансирования выборов. Проведение голосования, подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование.
Референдум. В мировой практике референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдум проводят в случаях:
- достижения высшей легитимности по некоторым важнейшим вопросам (внесение изменений в Конституцию и т.д.); - желание государственной власти получить одобрение какого-то акта, в случаях, когда сама власть не решается взять на себя ответственность за решение данного вопроса. При проведении референдума в РФ действуют общие принципы избирательного права: всеобщее равенство и прямого волеизъявление при тайном голосовании. Конституции и уставы субъектов РФ предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления.
Защита проекта. Примерная тема проекта: «Мы – будущие избиратели!»
Развитие избирательного права в России.
2) формы организации занятий
индивидуальная; групповая; фронтальная лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
3) основные виды учебной деятельности
- интеллектуальная (рациональная) деятельность: умение аргументировать точку зрения, выделять главное и второстепенное, систематизировать и классифицировать объекты, осмысливать причины и последствия социальных событий;
- морально-этическая деятельность: оценка событий и личностей ориентацией на гуманистические идеалы и моральные нормы;
- коммуникативная деятельность: умение организовать общение со сверстниками и учителем, использовать риторические приёмы устной речи и навыки невербального общения (цитирование, декламирование стихов);
- деятельность по поиску и систематизации информации как в литературе, нормативных актах, так и в сети Интернет;
- творческая деятельность: создание собственного продукта как исследовательского характера, так и эстетического плана (презентация, плакат, фотография);
- игровая деятельность: специфика возраста предполагает обращение к игре (интеллектуальные викторины, ролевые игры, компьютерные стратегические игры).
III. Календарно тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока |
1. | 5.9 | Вводное занятие |
2. | 12.9 | Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. |
3. | 19.9 | Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. |
4. | 26.9 | Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации. |
5. | 3.10 | Основные избирательные системы |
6. | 10.10 | Основные избирательные системы |
7. | 17.10 | Принципы избирательного права (избирательной системы) |
8. | 24.10 | Принципы избирательного права (избирательной системы) |
9. | 7.11 | Принципы избирательного права (избирательной системы) |
10. | 14.11 | Формы политического участия граждан |
11. | 21.11 | Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации и Хакасии |
12. | 28.11 | Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации и Хакасии |
13. | 5.12 | Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации, Хакасии |
14. | 12.12 | Стадии проведения выборов |
15. | 19.12 | Стадии проведения выборов |
16. | 26.12 | Стадии проведения выборов |
17. | 9.1 | Референдум |
18. | 16.1 | Референдум |
19. | 23.1 | Референдум |
20. | 30.1 | Выборы президента |
21. | 6.2 | Выборы президента |
22. | 13.2 | Выборы в Государственную Думу |
23. | 20.2 | Выборы в Государственную Думу |
24. | 27.3 | Выборы в Верховный Совет Хакасии |
25. | 6.3 | Выборы в Верховный Совет Хакасии |
26. | 13.3 | Выборы в Местные органы власти |
27. | 20.3 | Выборы в Местные органы власти |
28. | 3.4 | Проектная деятельность |
29. | 10.4 | Проектная деятельность |
30. | 17.4 | Проектная деятельность |
31. | 24.4 | Проектная деятельность |
32. | 8.5 | Проектная деятельность |
33. | 15.5 | Проектная деятельность |
34. | 22.5 | Защита проекта |
35. | 29.5 | Защита проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочных занятий по математике в 6 классах "Занимательна математика" рассчитана на 1 час занятий в неделю.Всего 35 занятий в год....
Рабочая программа внеурочного занятия "Занимательная физика"
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (с использованием оборудования «Точка роста») в 8-9 классах.Реализация программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 5 класс
Пояснительная записка Актуальность программы определена тем, что обучающиеся 5 класса должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 6 класс
Пояснительная запискаДанная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Пояснительная запискаДанная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и во...