Конвенция о правах ребенка
классный час по праву (7 класс) на тему

Рунова Мария Александровна

Цель: формирование правовой культуры учащихся; ознакомление с Конвенцией о правах ребенка;  формирование умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

 

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konventsiya_o_pravah_rebenka_6_klass.doc887.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование правовой культуры учащихся; ознакомление с Конвенцией о правах ребенка;  формирование умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход классного часа:

Учитель: На Земле около 7 млрд. человек. Среди всех людей, живущих на планете можно выделить общество людей. К нему не относятся ни ваши родителя, ни учителя, взрослые. Как называется это общество? (общество детей).

Учитель: Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

  • Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению.
  • Около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями.
  • 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу.

Учитель: Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. Еще в 1924 году Лига Наций (предшественница ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Именно поэтому 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка.

Конвенция о правах ребенка –  это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.  Она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

В Конвенции идет речь о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

 Учитель: Ребята, давайте познакомимся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

http://www.hcool.ru/htm/roditel/soveti%20socialnogo%20pedagoga/kto%20zo%20chto%20v%20otvete_clip_image003.jpg

Статья 2. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка

http://detsad22balahna.edusite.ru/img/p30_1271855756_0041.jpg

Статья 4. Государства Конвенции должны стремиться в меру всех имеющихся в их расположении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.

http://detsad22balahna.edusite.ru/img/p30_1271855834_0061.jpg

Статья 7. Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать кто его родители.

http://detsad22balahna.edusite.ru/img/p30_1271855810_0072.jpg

Статья 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855779_0081.jpg

Статья 10. Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро.

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855780_0091.jpg

Статья 12-15. Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся  ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, свободу совести и вероисповедания должны уважаться.

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855763_0101.jpg

Статья 18. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855772_0111.jpg

Статья 19. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы, грубого обращения со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855771_0121.jpg

Статья 23. Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. 

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855848_0152.jpg

Статья 22-27. Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием. Беременные женщины и молодые мама имеют право на медицинское обслуживание.

http://detsad22balahna.edusite.ru/img/p30_1271855829_0161.jpg

Статья 28-29. Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение должно подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы с другими народами.

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855779_0171.jpg

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых, игры и досуг.

Статья 32. Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.

http://detsad22balahna.edusite.ru/img/p30_1271855793_2011.jpg

Статья 33. Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.

http://detsad22balahna.edusite.ru/images/p30_1271855823_2021.jpg

Учитель: Резюмируя вышеперечисленные статьи Конвенции о правах ребенка, перечислим основные права ребенка.

http://www.ugorsk.ru/razdel/social_sf/opeka/duscha/meropriajtiaj/1303195692_prevyupravarus.jpg

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, и определить на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет.

(Выполняют задание)

Учитель: Проверим, как вы запомнили свои права. Я буду читать стихи, а вы заканчиваете их фразами «разрешается», «запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается. 

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить —
Это разрешается. 

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это
разрешается.

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается. 

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго
запрещается. 

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить —
Это
разрешается.

Учитель: Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Права героев многих сказок также нарушаются. Рассмотрим примеры.

Задание: Угадай сказку.

  1. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? (Гуси-лебеди)
  2. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? (Гадкий утенок)
  3. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? (Три поросенка)
  4. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. (Золушка)

Учитель: Известный философ И. Кант однажды сказал: Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже – свободу. Важно, чтобы каждый ребенок знал свои права.

Но ошибочно полагать, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и  о своих обязанностях.

Какие обязанности у вас, школьников?

Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и... (внимательным).

Все пиши, не отставая,
Слушай... (не перебивая).

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку... (поднимать).

На математике считают,
На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу —
Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда... (готовым).

Чтоб не тревожились врачи.
На переменах не... (кричи)

Учитель: В заключении выполним еще одно задание.

Задание. Закончи предложение.

Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга, нужно…

Дети – это будущее России, потому что…

Правовые знания нужны каждому человеку, потому что…

Ребенку нужно учиться отстаивать свои права, потому что…

Важно не только уметь защищать права, но и выполнять обязанности, т.к…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Конвенция о правах ребенка" 10-11 классы

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приня­ла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально пре­вратить меж...

Конвенция о правах ребенка

Данная презентация была использована на родительском собрании....

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....

Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка"

Разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме "Права ребенка. Конвенция о правах ребенка" ...

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отноше...

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...