Рабочая программа по курсу "Право"
рабочая программа по праву (5 класс) по теме
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (на базе материалов: В.В. Спасская, С.И. Володина, Е.А. Певцова / Российский Фонд Правовых Реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права». Серия «Основы правовых знаний». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002).
Рабочая программа включает: пояснительную записку и основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендованную последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускника, контроль за качеством знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_5_kl_rabochaya_programma.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ПРАВУ
Ступень обучения (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 5-9 класс
Количество часов 175
Уровень (базовый, профильный) базовый
Учитель (Ф.И.О) Бузан Инна Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам Обществознание. 5-9 классы: проект. ( Стандарты второго поколения) М.: «Просвещение», 2010 г. и рабочей программы по обществознанию для 5-9 классов (авторы Т.А. Корнева, С.Н. Степанько, Л.Н. Боголюбов – М, Просвещение, 2011 г.).
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по курсу права для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (авторы-составители: В.В. Спасская, С.И. Володина, Е.А. Певцова / Российский Фонд Правовых Реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права». Серия «Основы правовых знаний». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002).
Рабочая программа включает: пояснительную записку и основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендованную последовательность изучения тем и разделов, требования к уровню подготовки выпускника, контроль за качеством знаний.
На протяжении многих веков люди спорили о том, когда следует начинать изучение права. К настоящему времени общепризнано раннее правовое образование и формирование правовой культуры человека. Постижение мира права в 5 классе осуществляется путем поэтапного знакомства детей с обществом и своей личностью. В системе серии «Начала права» разработан курс «Общество и Я», который призван формировать основу социальной и правовой компетентности личности,
Переступив порог начальной школы, ученики знакомятся с проблемами происхождения человека, первыми человеческими сообществами, традициями и обычаями. Они познают тот мир, в котором живут, взаимоотношения людей, правила, которые позволяют предотвращать конфликты, обеспечивать благополучие и порядок. Курс завершается изучением закона как важного регулятора правовой жизни людей, осознанием того, что Земля является «общим домом» для всех.
На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.
Начало изучения сложных вопросов правовой жизни предполагается осуществлять в 5 классе в рамках курса «Общество и Я» серии «Начала права».
Образовательная задача на этом этапе состоит в:
• развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;
• приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т. п.); приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе и государстве. Условием решения образовательной задачи являются:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализе различных позиций участников реальных ситуаций;
б) учебные мероприятия двух типов:
- учебно-информационный блок (право как необходимое условие существования и развития человеческого общества);
- практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.
Вначале занятия по праву в основной школе предпочтительно организовывать в деятельностной форме. Допустимо сужение учебно-информационного блока при сохранении правового практикума, который обеспечивает формирование особой чувствительности к ситуациям правовой сферы и тем самым закладывает основы последующего систематического курса права в основной школе.
Возможно и желательно использование разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления на уроке.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
защита прав и интересов обучающихся;
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Основные направления деятельности по реализации программы
1. Содержательное направление.
Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;
Организация работы лектория правовых знаний
Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление.
Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;
Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;
3. Управленческое направление.
Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;
Создание условий для реализации основных направлений программы;
Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
Методы достижения поставленных целей и задач
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Координация и контроль реализации программы
Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу МАОУ – СОШ №11 им. В.В. Рассохина г. Армавир, которая:
- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;
- координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.
Содержание программы
(5 – 6 класс 35 ч.)
Правила общения (8 часов): Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни». Главные ценности нашей жизни. Беседа «Правила личной безопасности». Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?».
Правила поведения (10 часов): Человек в мире правил. Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице». Профилактическая беседа «За что ставят на внутришкольный учет?». Правила поведения в школе. За что ставят на учет в милицию? Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей». Знакомство с правами и обязанностями учащихся.
Я-гражданин (6 часов) Кого называют гражданином России? Что такое закон? Главный закон страны. Гражданин и обыватель.
Права ребенка (5 часов) : Твои права и обязанности. Равенство прав людей от рождения. Деловая игра «Главные вопросы». Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
Ответственность (6 часов): Что такое ответственность? Ответственность детей с 7 до 11 лет. Родительская ответственность за несовершеннолетних детей.
(7-8 класс 70 ч.)
Правила общения (16 часов): Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?». Как сказать и что сказать. Формы и виды общения. Ответственность за сказанное. Речевое поведение.
Права детей (14 часов): Права детей – забота государства. Конвенция «О правах ребенка. Беседа «Что делать, если ты попал в милицию». Что делать если нарушают твои права? Как себя защитить? Уберечь себя законом.
Административная и уголовная ответственность (20 часов): Преступления и правонарушения. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония. Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге. Викторина «Уроки Фемиды». Административная ответственность подростка перед законом. Источники риска.
Асоциальное поведение(20 часов): Социальные нормы и асоциальное поведение. Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг». Регуляторы асоциального поведения подростков. Законны ли ваши действия? Выбор окружения или кто твои друзья? Юридические границы подросткового возраста.
(9 класс -35 часов)
Право (12 часов): Что такое право? Виды прав и их характеристика. Правовые аспекты современной жизни. Как воспользоваться своим правом.
Юридическая ответственность(6 часа): Правонарушения и виды юридической ответственности.
Человек и государство(11 часов): Налоги, Права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность. Понятие брака. Обязанности супругов. Взаимоотношения детей и родителей.
Договор(6 часов): Виды гражданско-правовых договоров. Соблюдение договорных обязательств. Сделки и их виды.
Модель ученика
Класс | Знать | Уметь |
5 | правила поведения в школе; названия государства и государственную символику; законы класса; правила личной безопасности. | соблюдать правила поведения в школе; выполнять законы класса; соблюдать безопасность на улице.
|
5 | какого человека называют гражданином? качество человека, необходимые достойному гражданину; основные обязанности и права ученика; правила поведения в общественных местах, дома, в школе;
| различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни; высказывать негативное отношение к плохим поступкам. приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях |
6 | что такое закон? как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина? какие поступки нарушают устав школы? Какие правила поведения надо соблюдать на дороге? | дисциплинированно вести себя на дороге; соотносить моральные нормы с повседневным поведением
|
5 | элементарные права людей; какие правонарушения и преступления может совершить школьник? первоначальные представления о юридической ответственности. | уважать людей; бережно относиться к своему и чужому имуществу
|
5 | права и обязанности учащихся школ; название основного документа о правах ребенка, основные его статьи; меру наказания за нарушение Правил дорожного движения. | дисциплинированно вести себя на автодороге; защищать свои права; выполнять обязанности школьника |
6 | сущность преступления и правонарушения; отличие правовых норм от норм морали; как государство может защитить права ребенка? какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации? | различать административный проступок и преступление; правильно оценивать поступки людей; предупреждать создание травмоопасной ситуации |
7 | понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении меру наказания за преступления, совершенные на дороге информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних | осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее; не создавать криминальных ситуаций на дороге
|
8 | понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения; чем опасны религиозные объединения для подростков? способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков. | соблюдать правопорядок в общественных местах; противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков
|
9 | мотивы, которые могут привести человека к преступлению; права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу; способы поведения в критической ситуации. | защищать себя при нарушении трудовых прав; помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
|
9 | о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма; свои права и обязанности при общении с органами правопорядка; меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков; основные положения Декларации прав человека. негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы; отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка | негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы; отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
|
Тематика лекций для родителей
Класс | Тема |
5 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? За что ставят на учет в милицию? |
6 | Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? |
7 | Как уберечь подростка от насилия? Детская агрессивность, ее причины и последствия |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. Закон и ответственность. |
9 | Как научить быть ответственным за свои поступки. Что делать, если ваш ребенок попал в милицию? |
Используемая литература
1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.
4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.
5. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9 – 11 классах, Ростов на Дону, 2006.
6. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
8. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ
9. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
11. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...