Кейс-занятие "Трудовое право"
план-конспект урока по праву (10 класс) по теме

Урок по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-zanyatie.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ

«ТРУДОВОЕ ПРАВО»

Занятие разработано:

Учителем истории

МОУ № 35

г. Саранска

Л.В. Киреенко

2011 г.

Кейс-занятие по трудовому праву

Трудом больше, чем правом, поддерживается правосудие.

     П.Ж. Прудон (философ, политик)

Цели занятия:

  1. Раскрыть основные направления трудовых правоотношений в России;
  2. Рассмотреть роль личности в современных трудовых отношениях;
  3. Воспитывать у учащихся дисциплину труда.

Задачи занятия:

  1. Продолжить развивать навыки работы с документами;
  2. повысить уровень правовой грамотности школьников.

Оборудование:

  1. Лист экспертной оценки;
  2. Кейс-пакет с правовыми задачами;
  3. Мультимедийное сопровождение – слайдовая презентация.

Литература:

Конституция РФ от 12.12.93г.

Гражданский кодекс РФ от 21.10.1994г. (3.01.2006г. внесены изменения)

Часть 1от 31.11.94г.     № 51- ФЗ

Часть 2 от 26.01.96г.   № 14-ФЗ

Часть 3 от 26.11.2001г.    № 146-ФЗ

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ

Никитин А.Ф. Право и политика. Методическое пособие. М: Просвещение, 2006.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для ст. кл. – М., 2000.

Ход занятия

        I  1. Вступительное слово учителя.

Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

Конституция РФ (ст. 37) закрепляет право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

        II  Раздается лист экспертной оценки, где необходимо записать, что ребятам уже известно по предложенной теме.

III Учитель задает проблемные вопросы:

   а) Уважение к труду, на Ваш взгляд, зависит ли от формы собственности?

   б) Какие формы собственности Вам известны?

IV Словарная работа. На экран выводятся определения:

   а) Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-правовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

   б) Работодатель – представляющий работу, нанимающий на работу.

   в) Малое предприятие – предприятие с небольшим числом работающих, созданное на основе любой формы собственности.

   

Определения записываются в рабочие тетради.

V Предлагается, пользуясь учебником «Основы государства и права» (с. 289), составить схему, демонстрирующую стороны коллективного договора.

Стороны коллективного договора

Работник в лице                                                         работодатель          

Профсоюза             иного                                          сам                  уполномоченный

                        уполномоченного                                                         представитель

                                органа

VI Учитель задает вопрос:

   Кто не имеет права вести переговоры о заключении договора? (Предприятия, организации или органы, созданные или финансируемые работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями).

VII Комментарии учителя:

   Итак, трудовое право – это совокупность норм, регулирующие отношения в сфере трудовой деятельности.

VIII Работа с кейс-пакетами:

   а) Учитель разъясняет:

Вы знаете, что Кейс – это описание реальной ситуации, событие реально произошедшее или смоделированное. Это события, которые реально могут произойти в вашей жизни. Вы должны проанализировать предложенные вами ситуации, спланировать стратегию и предложить решения. Для того, чтобы разобраться со сложной задачей вам предложен текст Трудового кодекса, мы будем работать со статьями ст. 63, ст. 69, ст. 70, ст. 92, ст. 192. (текст статей выводится на мониторы персональных компьютеров или предлагается распечатка отдельных статей.)

   б) За правильный ответ учащиеся получают один балл.

   в) Вскрываются кейс-пакеты, у всех одинаковые смоделированные ситуации. На поиск решения отводится 10-15 минут. Ответ дается с аргументацией соответствующей статьям Трудового кодекса.

   г) Обсуждения, предлагаемых решений, дискуссии. Задача учителя: на основании статей Трудового кодекса определить верное решение, отметить юридически более грамотный ответ.

IX Закрепление полученных знаний.

   а) Работа по составлению схемы «Льготы несовершеннолетних по трудовому кодексу».

Льготы несовершеннолетних

Короткий рабочий день        длинный отпуск           отпуск только в летнее время        

(15-16 лет – 5ч. в день,

16-18 лет – 7 ч. в день)                                                  

                                                                                            не должны даже временно

                                             не должны работать             командироваться на тежел

                                     в ночные смены, в выходные

                                                                         

 

   б) Учитель, проводя проверку составленных схем, предлагает свою (демонстрация на слайде).

X Заключительное слово учителя.

   Российское государство поддерживает и защищает права несовершеннолетних при заключении ими трудовых договоров, однако, помните, любой возраст имеет свойство быстро проходить. Заканчивается несовершеннолетие и наступает долгая пора ответственного взрослого труда. В государстве с рыночной экономикой никто не будет бегать за вами с предложением работы. Искать ее вам придется самим. На помощь могут прийти работники биржи труда и специалисты по профориентации. Нынешние миллионеры часто начинали трудовую деятельность с самых низов. Нужно обращать громадное внимание на свое образование, не жалеть на его получение никаких сил, т.к. для любого человека нет ничего более важного и ценного, чем качественное образование.

XI Подведение итогов занятия.

   а) Учащимся предлагается создать синквейн по теме занятия.

Трудовое право;

Важное, необходимое;

Защищает, устанавливает, заключает;

Отрасль права, закрепляющая трудовые отношения;

Труд.

   б) Заполняются листы экспертной оценки. (Что узнал на уроке? Чему научился?)

   в) Учитель совместно с учениками оценивает работу на уроке.

XI Задание на дом:

   1. Составить кейс-пакет, предложить решение созданных спорных ситуаций в г. Саранске.

   2. Выяснить востребованные специальности.    

Задачи

1. Шестнадцатилетний Кирилл пришел наниматься на работу курьером в редакцию городской газеты. Однако, посмотрев его документы, начальник сказал, что редакции нужен работник на полный рабочий день, а Кирилл будет продолжать учиться, и его придется отпускать с работы раньше.

    Правомерен ли поступок начальника?

    Как должен поступить Кирилл в этом случае?

2. Гражданин Д. Устроился на работу в проектную организацию. Через две недели он пришел в бухгалтерию получать зарплату за первую половину месяца (аванс), но там ему сказали, что выдавать зарплату не будут, поскольку в банке нет денег. «А мне какое дело? – повысил голос Д. – Это ваши проблемы. Мне на что-то жить надо! Если не дадите зарплату, подам на вас в суд». «Подавайте, - сказали ему, - но предварительно посмотрите в трудовой договор (контракт), который мы с вами недавно заключили. Там ни слова нет о сроках выплаты зарплаты. Поэтому никакой суд не удовлетворит ваш иск».

     В чем правы и не правы администрация и Д. с  точки зрения: а) правовой; б) нравственной.

3. Шестнадцатилетняя чертежница Т., проработав в научно-исследовательском институте девять месяцев, попросила администрацию предоставить ей очередной отпуск. Ее непосредственный руководитель отказался подписать заявление об отпуске на том основании, что первый очередной отпуск сотруднику предоставляется через одиннадцать месяцев после начала работы.

Прав ли руководитель?

4. Малое предприятие «Ормон» заключило трудовое соглашение с 17 летним гражданином М. с испытательным сроком три месяца. По истечении 90 дней руководство уволило М.. Тогда М. обратился в суд, ведь он работал добросовестно, дисциплину не нарушал.

Какое решение примет суд?

5. Гражданин А., которому исполнилось 15 лет, заявил родителям, что хочет работать и уже нашёл себе работу. Родители выступили против его решения, ведь А. ещё нужно окончить школу, а работать можно и летом. А. настаивал: «У меня уже есть паспорт, я взрослый и администратор фирмы, где я хочу работать, готов принять меня»

Прав ли А.?

6. Гражданин Н. проехал на своём автомобиле на красный сигнал светофора и был оштрафован за это. На работе Н. узнали о его правонарушении и объявили выговор, аргументируя тем, что тоже хотят бороться с правонарушителями правил дорожного движения.

Права ли администрация, наказав Н. за нарушения правил дорожного движения?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...