мои права
классный час по праву (5 класс) по теме

для среднего возраста детей обязательно знать свои права и обязанности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  сформировать уважительное отношение воспитанниц к правам и

                свободам  человека, международным документам, обеспечивающим их.

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности».
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры воспитанниц, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  3. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
  4. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Ход занятия.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Вступительный рассказ. История создания Декларации.

Воспитатель: Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

  1. Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)
  2. Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

  1. Какими правами обладает человек?
  2. Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?
  3. Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

  • Что это за организация?

В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

«Конвенция о правах ребенка».

  • Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

А сейчас послушайте стихотворение-шутку «Мои права»:

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

  • Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Права не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими».

«Конкурс знатоков права»

Теперь давайте проверим, как вы знаете свои права – права человека.

Итак, мы начинаем..

ЗАДАНИЕ 1.

Воспитатель: Сейчас я вам раздам карточки с ситуациями, а вы должны будете определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1.  Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
2.  Два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
3.  Неизвестные ограбили квартиру;
4.  Милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
5.  Вас не приняли на работу без объяснения причины;
6.  В поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Переходим к следующему.

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

Воспитатель: Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Немного отдохнули, теперь продолжим.

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном   журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

 Воспитатель: молодцы, вы хорошо справляетесь с заданиями. Продолжим.

ЗАДАНИЕ 4.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь»    (пазлы).

Дети получают набор пазл. Сложив картинку, они должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

 Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

ЗАДАНИЕ 5. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Якупов Артур пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Иванова, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Артуром алкогольные напитки. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

ВОПРОСЫ:

  1. Какое правонарушение совершили ребята?
  2. К какому виду ответственности относится данное правонарушение?
  3. Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему

ОТВЕТЫ: 1. мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Якупов понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности.

Воспитатель: Молодцы, следующее задание.

 Вычеркните предложения, которые  не подходят для нашей группы.

  • Каждая группа должна чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в группе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В группе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В группе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашей группе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит воспитатель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте группу, следить за порядком в детском доме.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы дети зачитывают тексты, которые у них получились.

Воспитатель: Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. А сейчас я хотела бы закрепить наше занятие просмотром видео ролика «Права детей».

Просмотр видео.

Воспитатель: в заключении послушайте стихотворение:

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Занятие окончено, всем спасибо.

Никто не нарушает права человека, кроме человека.

Не Америка изобрела гражданские права. Гораздо вернее будет сказать, что гражданские права изобрели Америку.

Единственный способ гарантировать право голоса людям, с которыми вы согласны, — это отстаивать права теx, с кем вы не согласны.

»

Право одного человека размахивать кулаком кончается там, где начинается нос другого человека.

Право — это не то, что кто-то дает вам; право — это то, чего никто не может у вас отнять.

Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще.

Если бы мне пришлось оценить два положения: «не делай беззакония» и «не сноси беззакония», по их практической важности для общежития, то я сказал бы, что на первом месте должно стоять правило «не сноси беззакония», а «не делай его» — на втором.

Кто непреклонен в том, что касается его прав, обладает и более сильным чувством долга.

В борьбе обретешь ты право свое! («Борьба за право»)

Без кабалы не держи (стар.).
Без суда не казнят.
Без суда никто да не накажется (зак.).
Боярин отвечает в вине головою, а князь уделом (стар.).
Брат брату головой в уплату (стар.).
Бумажная вина не прощеная (т. е. кто на бумаге виноват).
Быть делу по третейскому.
В крепостных делах по крепостям, в некрепостных - по розыскам (т. е. разбираться; стар.).
В чем застал, в том и сужу.
В чем застали, в том и судят.
Где добрые судьи поведутся, там и ябедники переведутся.
Девятому попу пойду на тя жалиться.
Дело по делу, а суд по форме (стар,).
Держи правду по наряду!
Держи суд по закону!
Дракою прав не будешь.
Другу не дружи, а недругу не мсти (т. е. судья).
За правду бог и добрые люди.
Знать не знаю, ведать не ведаю (то же).
И не видал, и не слыхал, и об эту пору на свете не бывал.
И твоя правда, и моя правда, и везде правда - а нигде ее нет.
Идучи на суд, не хвались!
Истцу первое слово, ответчику последнее. Холоп на боярина не послух (ст. е. не свидетель, "Прав." Яросл.).
Кому муж, тому и жена (по крепости, праву).
Кто в деле, тот и в ответе.
Кто в суде с кем, тот и споруется с тем Он. (т.е. истец и ответчик равны).
Кто повинился, того суди бог.
Кто поране, тот и поправей (ст. е. владеет).
Кто правду хранит, того бог наградит.
Кто правды желает, тому бог помогает (см.также "Бог - вера").
Кто правого винит, тот сам себя язвит.
Лежачего не бьют (ост кулачных боев).
Лучше десятерых виновных простить, чем одного невинного казнить (Екатерина II).
Меньшой сын на корню сидит (в крестьянстве - наследует домом).
На деле прав, а на бумаге виноват.
На деле прав, а на дыбе (те. е. на пытке) виноват.
Не обжалован, не судись (или: не судится).
Не прикажите казнить (или: голову рубить), прикажите речь говорить.
Никто сам в своем деле судьею быть не может.
Никто сам себя не судит.
Ничего не знаю: только и знаю, когда день,когда ночь (ответ подсудимого).
От бессудного рубля по три деньги неволи (стар.).
От доклада послуха не брать (стар.).
Полно судиться; не лучше ль помириться?
Порешил суд, так будешь худ.
Правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла.
Правда твоя, мужичок, а полезай-ка в мешок!
Правда твоя, правда, а ну-тка, ложись!
Правда у Петра и Павла (где в Москве был застенок).
Праведный судия одесную спасителя стоит.
Правый суд не остуда (т. е. не сетуй на него).
Пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресения в Кадашах (намек на моек. голову Шестова, 1845).
Пытают татя по три перемены (стар.).
Разорить до конца - не будет венца.
С голодной (уголовной) палатой не перетягаешься.
С одного вола двух шкур не дерут.
С одного тягла по две дани не берут.
С правом на виноватого (о посредниках, в договоре).
Самосуд - не суд. Самому судить - не рассудить.
Свой суд короче (т. е. либо третейский, либо мировая, либо самоуправство).
Сестры при братьях не вотчинницы (стар.).
Согрешу, а своим судом решу.
Согрешу, да дело решу.
Старая крепь (те. е. крепость) правее.
Стать на правду (т. е. идти на суд).
Суд да дело - собака съела.
Суд не на осуд, а на рассуд.
Суд правый кривого дела не выправит (прибавка: а кривой суд правое скривит).
Суди меня губернска, а не баба деревенска.
Суди меня сенат да канат (при Петре I).
Судия праведный - ограда каменна.
Судов не пересужать. Дела не перевершать (зак.).
Судья суди, да и за судьей гляди!
Холоп на холопа послух.
Хоть в Орду, так пойду (те. е. судиться; стар.).
Чей берег, того и рыба.
Чей двор, того и хоромы.
Чей конь, того и воз.
Чем старее, тем правее (ст. е. право, владение).
Чье дело? - Старосты.- А кто судит? - Староста.
Чья воля старее, та и правее.
Чья земля, того и городьба.
Чья земля, того и хлеб.
Чья сильнее (или: смелее), та и правее.
Языком мели, а руками не разводи!
Языком что хочешь мели, а рукам воли не давай.

Право — это не то, что кто-то дает вам;

Право — это то, чего никто не  может у вас отнять.

Никто не нарушает права человека, кроме человека.

Защита права есть обязанность перед обществом.

Кто защищает свое право, тот защищает право вообще.

Право одного человека размахивать кулаком кончается там, где начинается нос другого человека.

Кто непреклонен в том, что касается его прав, обладает и более сильным чувством долга.

Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;

Два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

Неизвестные ограбили квартиру;

 

Милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

Вас не приняли на работу без объяснения причины;

В поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

бесплатное образование

активность в приобретении знаний

уважать мнение всех учащихся и учителей

удобное рабочее место

посещать школу в предназначенное для этого время

зашита личной собственности

посещение школьных мероприятий

не пропускать занятия без уважительных причин

вести себя корректно на переменах и уроках

деловое сотрудничество с учителем

соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

беречь школьное имущество

купить мотоцикл

продать мотоцикл

прогулять стипендию с друзьями

заложить в ломбард свои золотые сережки

продать свой CD-плеер

открыть счет в банке

зарегистрировать авторское право на компьютерную программу

заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном   журнале

быть председателем кооператива

вступить в брак

работать по трудовому договору

обучаться вождению автомобиля на дорогах

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Якупов Артур пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Иванова, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Артуром алкогольные напитки. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

Вычеркните предложения, которые  не подходят для нашей группы.

  • Каждая группа должна чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в группе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В группе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В группе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашей группе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит воспитатель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте группу, следить за порядком в детском доме.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

–Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Внеклассное мероприятие на тему:

 «Мои права»

Подготовила: Зайнетдинова О. Н.

МОЖЕТ

НЕ МОЖЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...