Урок Правовые основы брака и семьи
план-конспект урока по праву по теме

Горелова Ольга Анатольевна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravovye_osnovy_braka_i_semi.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Правовые основы брака и семьи или после марша Мендельсона.

Цель: Раскрыть основные аспекты правового регулирования семейных отношений.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с основными положениями Семейного Кодекса.

2. Продолжить формирование умений работы с правовыми документами; умение анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать уважение к институту семьи и семейным отношениям.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: передача «Скорая правовая помощь»

№ п/п

Технологи-

ческие этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организа-

ционный

момент

Здравствуйте!

Рада приветствовать вас на передаче «Скорая правовая помощь».

Приветствуют учителя

1.

2.

3.

Стадия вызова

Стадия осмысле-

ния.

Стадия Рефлексия.

Герои нашей сегодняшней передачи не смогли приехать в студию, но прислали нам видеосюжет. Посмотрим?

Интересная ситуация! Как вы думаете, что будет темой нашего обсуждения в этой студии сегодня?

Совершенно верно, семья, брак, взаимоотношения…и т.д. -все это понятия одной большой темы, которая появляется в жизни молодых людей после того, как они оформили свои отношения в ЗАГСе.

Поэтому давайте определим тему нашего с вами разговора : «Правовые основы брака и семьи».

В чем состоит актуальность данной темы урока?

Почему ее следует изучать и знать?

Да, вы уже достаточно взрослые, знание законов брачно-семейных отношений вам просто необходимо, т.к. знание и принятие этих законов во многом будет определять нравственное здоровье вашей семьи, отношения с супругом и детьми.

В семье Назаровых появилось множество нерешенных проблем, мы должны попытаться разобраться в них, дать семье грамотные и правовые ответы. Для этого мы должны обратиться к закону.

Какие документы регулируют семейные отношения?

- Конституцией Р.Ф.

- Семейным Кодексом

- Гражданским Кодексом

- Конвенцией о правах ребенка

Я вам сейчас раздам бланки для индивидуальной работы.

Предполагаю

Принятое решение

Чтобы продолжить нам работу необходимо сделать первую запись в наших бланках. Чтобы лучше разобраться в ситуации семьи Назаровых, нам необходимо определить, какие вопросы мы должны обсудить.

1. Условия заключения брака.

2. Личные права и обязанности супругов.

3. Имущественные права супругов.

4. Права ребенка.

Я предлагаю вам рассмотреть данные вопросы по группам. 1. Группа работает с темой «Условия заключения брака». 2 группа изучает вопрос о личных правах и обязанностях супругов, 3 группа «имущественные права супругов», 4 группа «права ребенка».

На столах каждой группы лежат семейные ситуации, соответствующие теме обсуждения. Ваша задача познакомиться с ней и найти в тексте документа «Семейного кодекса» пути решения или предположения данной ситуации. Как закон определяет статус каждого участника семьи.

Правила работы в группе:

  1. Изучение документа самостоятельно
  2. Обсуждение предположений коллективно
  3. Вынесение общего решения

Итак, каждая группа подготовила советы семье Назаровых. Пожалуйста, озвучьте их.

После выступления каждой группы.

Сначала представитель группы читает ситуацию вслух, остальные участники предлагают варианты решения данной ситуации.

Ситуация 1. Условия вступления в брак.

Елена и Николай полюбили друг друга и решили пожениться. Николай Елена пришли в ЗАГС, написали заявление. На данный момент Николаю было 19 лет, а Елене 17. Работники ЗАГСА приняли заявление, и сказали, что регистрация брака состоится только через месяц. Какие условия должны быть соблюдены для регистрации этого брака? Правомерны ли действия работников ЗАГСа?

Не зная правовых основ, мы часто руководствуемся предположениями, эмоциями, тем, что подсказывает нам сердце. (запись предположений в «сердце», вывешенное на доске)

Мы видим, что достаточно много предположений. Сейчас настало время выслушать решение данного вопроса в соответствии с Семейным Кодексом.

Вопросы:

  1. Где заключается брак? 
  2. Какой брак признает государство? 
  3. В каких случаях брак можно расторгнуть в ЗАГСЕ? 
  4. Когда расторжение брака возможно только через суд? 
  5. Вы часто слышите такое понятие, как «гражданский брак». Обязательно ли, по вашему мнению, регистрировать брак? 
  6. Правомерно ли называть незарегистированный брак гражданским? 

По российскому законодательству правовые гарантии имеет брак, заключенный только в органах ЗАГСа.

В России брачный возраст составляет и для мужчины, и для женщины 18 лет. В других странах брачный возраст может быть иным. Так, в Польше брачный возраст для женщины - 18 лет, для мужчины – 21 год. В Англии и для мужчины, и для женщины – 16 лет. Во Франции 15 лет для женщин, и 18 лет для мужчины.

Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет?

Под браком понимается семейный союз мужчины и женщины порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

В России происходит сильное омоложение периода появления первого ребенка. Как вы к этому относитесь, с чем это связано?

Оправданы ли ранние браки в подростковом возрасте?

К каким последствиям приведет необдуманное решение о создании семьи?

Давайте перейдем к рассмотрению 2-й ситуации с группой – юристов.

Ситуация 2. Личные права и обязанности супругов

Оцените с нравственно – правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожены. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.

Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната восемь метров, чем не семейный дом?

Готовясь порой к зачетам,

Над книгой или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

Она легко уставала.

И если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал.

Потом не шуметь стараясь,

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал.

Но кто соседей обманет.

Тот магом, пожалуй, станет.

Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.

Ее называли «лентяйкой»,

Его ехидно - «хозяйкой»

Вздыхали, что парень – тряпка и у жены под пятой.

(Э.Асадов).

Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.(А. Шопенгауэр) Как вы понимаете эти слова?

Почему заниматься домашним бытом должны оба супруга, при этом не учитывается роль кормильца семьи?

Брак – это добровольный семейный союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и детям.

Личными обязанностями Семейный кодекс считает необходимость строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей

Итак, почему к решению о заключении брака нужно относиться очень ответственно?

Приглашаем представителей 3 группы: аналитиков

Ситуация 3.Имущественные права.

Когда супруги Назаровы начали ссориться, и дело дошло до развода, Елена подала иск на раздел имущества. В совместном браке было приобретено –

2-хкомнатная квартира, машина (оформленная на Николая), дорогой шведский спортивный уголок для сына Артема и пианино для дочери Маши. Как поступит суд? Свой ответ поясните.

Имущественные права и обязанности супругов равны.

К совместной собственности относится имущество, нажитое супругами во время брака.

В случае расторжения брака она будет поделена в равных долях. Личное имущество супругов и детей разделу не подлежит.

Справедливым ли будет равный раздел имущества, если один из супругов не приносил доход в семью?

Семейное право регулирует отношения не только между супругами, но и между родителями и детьми. Давайте посмотрим, какие права есть у родителей и детей.

Ну и приглашаем последних участников решения проблемы семьи Назаровых, 4 группу: судебных экспертов. Задача этой группы была определить права ребенка в семье Назаровых при разводе родителей.

Ситуация 4.Права ребенка.

Супруги Назаровы прожили вместе 7 лет, а недавно поссорились. Николай временно переехал жить к своим родителям. Их 5-летняя дочь Маша просит свою маму – Елену, отвезти ее к бабушке, дедушке(матери и отцу Николая). А когда Николай в воскресенье приехал за дочкой, чтобы съездить вместе с ней в зоопарк, Елена просто не открыла ему дверь, хотя была дома. Правомерны ли действия Елены?

Проблемный вопрос. В российских нормах нет четких юридических норм, закрепляющих правила воспитания детей. Представьте, что у вас появилась возможность создать закон о том, как нужно воспитывать детей и как они должны себя вести в жизни. Какие нормы права вы определили бы в нем?

Почему судебные органы прежде чем развести супругов должны выяснить, можно ли сохранить эту семью? Как развод родителей может отразиться на детях в семье?


Вывод.

Сегодня мы с вами вы соотнесли свое представление о том, какой должна быть семья с тем смыслом который вложен в это понятие нашим государством. К каким выводам вы пришли в результате нашей работы?

Какой должна быть современная семья?

Предложите свои нравственные и правовые принципы семейных отношений, которые могли бы стать ценностями вашей будущей семьи.

Правовые и нравственные основы семьи:

  1. Равноправие всех граждан в семейном отношении
  2. Всесторонняя защита детей
  3. Уважение личности (учитывать интересы всех членов семьи)
  4. Ответственность за себя и других (рискуя жизнью, думать о близких).
  5. Забота и взаимопомощь (всегда находить время для решения семейных проблем)
  6. Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи.

Брак – общественное или личное дело каждого?

Что дает семья государству?

Действительно, мы не должны забывать, что именно в семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.

В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему.

В семье закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья.

Знание и принятие законов брачно-семейных отношений во многом будет определять нравственное здоровье вашей семьи, отношения с супругом и детьми.

Создание семьи очень ответственное дело, а значит гражданский брак не может считаться государством законным, т.к супруги освобождают себя от ответственности перед семьей.

Вы можете себя оценить, свою работу на уроке?

Что вам удалось сделать, что не удалось? Были ли сомнения?

Выскажете свои мнения, начиная со слов:

«Мне понравилось, что я…»

Мне хотелось, чтобы…»

Я считаю, что мне полученные знания помогут…»

И закончить наш урок я хотела бы словами известного советского педагога, автора знаменитой «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко: «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего большим делом, имеющим государственное значение»

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Спасибо за внимание!

Смотрят видеосюжет.

Предлагают свои варианты.

Отвечают на вопросы.

Получают бланки.

Записывают.

Озвучивают ответы.

Получают конверты

с ситуациями.

Работают по ситуации, делая записи в бланках.

Работа в группе (10 минут)

Читают и записывают.

Один представитель от команды зачитывает вслух ситуацию.

После озвучивания решения группы № 1 записывают: «Брачный возраст. Брак».

Желающие из других групп высказывают вслух свои предположения.

Первая группа озвучивает.

Ответы: создание семьи это уже серъезный и ответственный шаг, поэтому супруги должны сначала выстроить свои взаимоотношения, научиться уступать друг другу и помогать в быту, только после этого возможно рождение детей, когда оба супруга будут к этому готовы и морально и материально.

После озвучивания решения группы № 2 записывают: «Личные права».

Участники других групп предлагают свои варианты ответов.

После озвучивания решения группы № 3 записывают: «Имущественные права».

Учащиеся заполняют свои индивидуальные бланки – во втором столбце запишем личные права.

Да, так как это совместно нажитое имущество, приобретенное семьей на деньги общего семейного бюджета. Данные вещи могут быть памятными и очень ценны для того и другого супруга, поэтому лучше заранее договорить до суда о разделе имущества

После озвучивания решения группы № 4 записывают: «Права ребенка».

Развод сильнее всего отражается на состоянии детей, не понимающих причины распада семьи, впоследствии ребенок может страдать и переживать всю жизнь, может появиться страх перед созданием своей семьи. Поэтому государству очень важно сократить число разводов и найти общее решение конфликта в семье.

Ответы учащихся

Индивидуальный бланк. Ф.И._________________ 

Ситуация 1.

Елена и Николай полюбили друг друга и решили пожениться. Николай Елена пришли в ЗАГС, написали заявление. На данный момент Николаю было 19 лет, а Елене 17. Работники ЗАГСА приняли заявление, и сказали, что регистрация брака состоится только через месяц. Какие условия должны быть соблюдены для регистрации этого брака? Правомерны ли действия работников ЗАГСа?

Предполагаю

Принятое решение

Ситуация № 1.

Ситуация №2.

Ситуация №3.

Ситуация №4

Индивидуальный бланк. Ф.И._________________ 

Ситуация 2.Оцените с нравственно – правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожены. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.

Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната восемь метров, чем не семейный дом?

Готовясь порой к зачетам,

Над книгой или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

Она легко уставала.

И если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал.

Потом не шуметь стараясь,

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал.

Но кто соседей обманет.

Тот магом, пожалуй, станет.

Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.

Ее называли «лентяйкой»,

Его ехидно - «хозяйкой»

Вздыхали, что парень – тряпка и у жены под пятой.

(Э.Асадов)

Предполагаю

Принятое решение

Ситуация № 1.

Ситуация №2.

Ситуация №3.

Ситуация №4

Индивидуальный бланк. Ф.И._________________ 

Ситуация 3.

Когда супруги Назаровы начали ссориться, и дело дошло до развода, Елена подала иск на раздел имущества. В совместном браке было приобретено – 2-хкомнатная квартира, машина (оформленная на Николая), дорогой шведский спортивный уголок для сына Артема и пианино для дочери Маши. Какое решение вынесет суд? Свой ответ поясните.

Предполагаю

Принятое решение

Ситуация № 1.

Ситуация №2.

Ситуация №3.

Ситуация №4

Индивидуальный бланк. Ф.И._________________ 

Ситуация 4.

Супруги Назаровы прожили вместе 7 лет, а недавно поссорились. Николай временно переехал жить к своим родителям. Их 5-летняя дочь Маша просит свою маму – Елену, отвезти ее к бабушке, дедушке (матери и отцу Николая). А когда Николай в воскресенье приехал за дочкой, чтобы съездить вместе с ней в зоопарк, Елена просто не открыла ему дверь, хотя была дома. Правомерны ли действия Елены?

Предполагаю

Принятое решение

Ситуация № 1.

Ситуация №2.

Ситуация №3.

Ситуация №4

Приложение 1.

Группа 1.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Группа 2.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Группа 3.

Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 38. Раздел общего имущества супругов

1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.

3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.

При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.

4. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.

5. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.

Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.

6. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.

7. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.

Группа 4.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Приложение 2.

Ситуация 1.

Елена и Николай полюбили друг друга и решили пожениться. Николай Елена пришли в ЗАГС, написали заявление. На данный момент Николаю было 19 лет, а Елене 17. Работники ЗАГСА приняли заявление, и сказали, что регистрация брака состоится только через месяц. Какие условия должны быть соблюдены для регистрации этого брака? Правомерны ли действия работников ЗАГСа?

Ситуация 2.Оцените с нравственно – правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожены. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната восемь метров, чем не семейный дом?

Готовясь порой к зачетам,

Над книгой или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

Она легко уставала.

И если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал.

Потом не шуметь стараясь,

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал.

Но кто соседей обманет.

Тот магом, пожалуй, станет.

Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.

Ее называли «лентяйкой»,

Его ехидно - «хозяйкой»

Вздыхали, что парень – тряпка и у жены под пятой.

(Э.Асадов)

Ситуация 3.

Когда супруги Назаровы начали ссориться, и дело дошло до развода, Елена подала иск на раздел имущества. В совместном браке было приобретено – 2-хкомнатная квартира, машина (оформленная на Николая), дорогой шведский спортивный уголок для сына Артема и пианино для дочери Маши. Какое решение вынесет суд? Свой ответ поясните.

Ситуация 4.

Супруги Назаровы прожили вместе 7 лет, а недавно поссорились. Николай временно переехал жить к своим родителям. Их 5-летняя дочь Маша просит свою маму – Елену, отвезти ее к бабушке, дедушке (матери и отцу Николая). А когда Николай в воскресенье приехал за дочкой, чтобы съездить вместе с ней в зоопарк, Елена просто не открыла ему дверь, хотя была дома. Правомерны ли действия Елены?


Хочу знать.

Предполагаю.

Узнал.

Принятое решение.

Хочу знать.

Предполагаю.

Узнал.

Принятое решение.

Хочу знать.

Предполагаю.

Узнал.

Принятое решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку обществознания "Правовые основы брака и семьи"

Работу выполнила Бондарь Лилия Михайловна.Работу можно использовать в качестве демонстрационного материала к уроку. данную работу можно использовать на уроке  обществознания 9 класса. На сла...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Конспект урока "Нравственные и правовые основы брака и семьи"

Данный конспект может использоваться при изучении курса обществознания и права в 9 классе....

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....